План-сетка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:20, автореферат

Описание работы

Примерную план-сетку на смену вы можете составить еще накануне заезда, вместе со своим напарником. Вы знаете сроки смены, родительский день и общелагерные дела (если организаторы смены об этом позаботились). Включите все это в план, оставьте время на режимные моменты, запланируйте банные дни распланируйте оргпериод буквально по минутам. С таким планом, еcли к нему прилагается достаточный багаж отрядных дел, игр, праздников и вечеров, можно смело выезжать на смену.

Работа содержит 1 файл

logika_smeny.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

 

Более старшим ребятам можно предложить при планировании тот же алгоритм действий, какой был у младших: карточки дел - обсуждение по группам и выбор - защита и утверждение на общем сборе и составление плана.

 

Другой способ совместного  планирования называется “Разведка интересных дел”. Каждый ребенок становится “разведчиком”, разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командирами. Командиры получают задание “обнаружить” интересные идеи для плана отрядной жизни. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в центре: начальник, старший вожатый, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатый младшего отряда и т.д. Дети должны их разыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию, что они могут предложить интересного провести в отряде.

 

Следующим этапом в сюжете этой игры будет обработка разведгруппами полученной информации, подготовка донесения  и доклад в разведцентре, окончательная  оценка разведанных на “интересность” и утверждение плана.

 

Еще одной формой коллективного  планирования может быть «Аукцион идей». Нарисуйте «деньги» (условные) или найдите предметы заменяющие (шишки, камешки, фантики). Ваша задача – продать с аукциона будущие отрядные дела. Вы будете давать характеристику каждому делу, а затем продавать. Только те дела, на которые дают наибольшие суммы, войдут в будущий план смены. При этом дети могут объединить свои капиталы.

 

А еще во время совместного  планирования могут быть использованы такие формы:

 “Мозговой штурм”;

 “Ящик предложений”;

 “Рейтинг популярности”;

 “Каталог идей”. 

 

 

Подходы к составлению  плана на смену (с примерами).

 

 

В первую неделю выбираются те дела, которые помогут максимально  об-наружить и сделать очевидными для всех знания, умения, навыки, интересы и возможности каждого.

 Огоньки знакомств;

 Спортивные конкурсы;

 Эстафета творчества;

 Музыкально – литературная  гостиная;

 Тимуровские десанты  («клад»);

 Вечер разгаданных  и неразгаданных тайн;

 Викторины «Что? Где?  Когда?». 

 

На вторую неделю –  дела, помогающие объединиться ребятам в первич-ных коллективах на основе того, что они узнали друг о друге в начале смены.

 Эстафета «кто в  доме хозяин»; 

 Веселые старты;

 Разговоры «расскажи мне  обо мне»;

 День смеха, день приколов;

 Великолепная семерка; 

 День индейца; 

 День сказок.

 

На третью неделю –  дела, которые помогают нам объединить весь лагерь в единое целое, всем почувствовать  наши общие возможности и способность  сделать сообща много полезного  для окружающих нас людей, найти  всем но-вые, обогащающие друг друга  и каждого в отдельности, -связи, независимо от того кто в каком отряде.

 Все вместе играем  в детектив;

 День древней Греции (олимпийские игры);

 Трудовой десант;

 Празднование дней  рождений;

 КВН; 

 Спортивные встречи  с другими командами и др.

 

В завершающий этап смены те мероприятия, которые доставят огромное удовольствие и желание встретиться еще раз.

 Вечер от всей  души;

 Русская ярмарка; 

 Разговоры «расскажи  мне обо мне»;

 Сбор «играем в  идеального человека»; 

 Прощальный вечер;

 

 

Оформление план-сетки  работы лагеря на смену

 

План-сетка – это  компактное содержание работы лагеря на смену. В нем отражается основное событие, дело (или несколько дел) дня. Режимные моменты там не фиксируются, для этого существуют распорядок дня и путевки дня.

 

Для того чтобы детям было интересно знакомиться с делами, которые ожидают их в течение смены, рекомендую план-сетку оформить оригинально. Предлагаю некоторые варианты такого оформления.

 

 

1-й вариант: каждый  день можно отразить соответствующим  рисунком.

2-й вариант: план-сетка изображается в виде старинной карты (края ватмана обжигаются, для того чтобы «карта» выглядела более старой, затем на «карту» наносится план работы на смену – см. рис. 1).

3-й вариант: можно  изобразить события смены на  «ступнях ног», которые шагают  от одного дня к другому (рис. 2).

 

 

 

Существует множество  вариантов оформления плана-сетки, все зависит только от вашей фантазии, воображения и творчества.

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ  ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА 

 

Независимо от того, какую  цель ставят разработчики программы для себя, цель всей летней работы – оздоровление и развитие каждого ребенка с опорой на индивидуальность и неповторимость воспитанников в специфических условиях лагеря.

 

 

 Среди задач необходимо  выделить:

 задачи для всего  коллектива (например, физическое развитие, укрепление здоровья, развитие творческих способностей, познавательных интересов и др.);

 задачи, связанные  с особенностями возраста;

 задачи индивидуального  развития с учетом зоны ближайшего  развития, личностных интересов  и потребностей в отрядах, группах, мастерских, секциях, организованных по разновозрастному принципу; с помощью индивидуальных бесед, встреч.

 

 

 Учитывая цели и  задачи, в ежедневную деятельность  необходимо включать:

 умственную деятельность (интеллектуальные мероприятия, лаборатории и т. д.);

 практическую деятельность (спорт, туризм, труд, занятия в  творческих коллективах и т.  д.);

 эстетическую деятельность (музыка, театр, живопись);

 досуговую деятельность  с преобладанием игровых форм, творчества, прогулок на природу и др.

 

К сожалению, массовая практика дает немало примеров низкого уровня эффективности организованного  летнего отдыха. Основные нарушения  при этом – недостаточно используется своеобразие окружающей среды, мало используется трудовое участие детей в жизни лагеря. Поэтому для положительного результата, для достижения целей программы необходимо использовать многообразные формы деятельности детей:

 игры – создают  эмоциональный фон жизнедеятельности  детского коллектива;

 природу – в  условиях лагеря выходы на природу бывают ограниченными. Все-таки надо признать, что порой необоснованно много времени дети проводят в закрытых помещениях (например, репетиции, просмотр телевизора);

 туризм – это  новизна обстановки, романтика; 

 спортивные мероприятия  – дают огромный положительный заряд, укрепляют организм;

 труд – необходим  при жизнедеятельности любых  коллективов (детских особенно).

 

Организационный период

 

Цели оргпериода. В  первые дни для вожатых важно: запомнить имена всех детей; диагностика  интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров; выявить интересы детей; сплочение коллектива; выработать стиль общения и поведения с детьми отряда; предъявление ЕПТ (единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований); выстроить работу с напарником; ознакомление детей с содержанием смены, корректировка плана работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

Для детей важно: познакомиться с отрядом; ориентироваться в лагере; чувствовать себя комфортно; почувствовать себя нужным; определение места (статуса) в коллективе; узнать план смены; ориентироваться в режимных моментах.

Общая цель - создать условия  для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива.

Задачи оргпериода: познакомить  детей, создать благоприятный, эмоциональный  настрой; предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине; узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе; познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

 

В организационный период происходит адаптация детей в  жизни лагеря, режимным моментам, правилам поведения, закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков.

 

Цели и задачи организационного периода в отношении ВДК: создание психологически безопасной атмосферы  в коллективе для раскрытия потенциала личности; создать условия для  привыкания ребенка к режимным моментам лагеря и правилам поведения в лагере; создать предпосылки для создания команды из временного детского коллектива; ускорить первичные процессы формирования коллектива; определить знания, навыки и психологический портрет детей во временном коллективе.

 

Стадии биологической адаптации:

 Тревога: организм  ребенка реально в панике, он  приспосабливается к новым условиям.

 Сопротивляемость  организма. Внешне все выглядит  как обычно, но происходит втягивание  ресурсов, энергии ребенка. 

 Истощение, это  когда адаптация прошла совсем плохо, но, такое редко встречается.

 

Возможные отрядные дела оргпериода: игры на знакомство ('Снежный  ком', 'А я еду', 'Здравствуйте', 'Ипподром', 'Зоопарк' и др.); игры на выявления  лидера ('Лидер' и др.); игры на сплочение  коллектива ('Взаимодействие' и др.); огонек знакомств ('Расскажи мне о себе' и др.); игры на выявление творческих способностей: работа в микрогруппах (КТД 'Ромашка' и др.); анкетирование; знакомство с лагерем (экскурсия, законы и традиции, легенды, 'Шифровка' и др.) и др.

 

 Чтобы процесс вхождения детей в новую (внедомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: - как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству. В первые дни лучше проводить такие игры и отрядные дела, которых отряд делится на группы. Если это делать с помощью жеребьевки, то эти группы все время будут разными по составу, и отряд как бы перетасуется за оргпериод.

 

Важны: постоянный контроль над выполнением норм и принятие норм на осознанном уровне; раскрытие и развитие возможностей ребёнка; определение интересов и способностей каждого ребёнка; анкеты для детей или для родителей; наблюдение; огонёк «Моё хобби»; КТД «Живая анкета»; игры на выявление интересов; старт коллективного творчества; знакомство с кружками; много КТД в разных направлениях; структурное оформление отряда; выделение отряда; девиз; речёвка; песня; эмблема; символ; ритуал; традиции; устав; выявление лидеров; наблюдение; игры на лидера; социометрия; дежурство; создание условий для развития самоуправления; выбор актива; планирование смены; планирование собственной деятельности ребёнка; запись в кружки; письма на конец смены; планирование деятельности отряда; накидываем идеи дел, которые хотим провести в отряде в течение смены; структурное оформление лагеря; знакомство отрядов между собой; выбор органов самоуправления; выбор формы самоуправления; делегирование по одному представителю в актив лагеря; распределение обязанностей в активе лагеря; выборы мэра с предвыборной борьбой  оргсбор лагеря; планирование общелагерных дел.

 

 

Критерии успешности оргпериода: ощущение удовлетворённости  тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым; заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря; принятие норм лагеря

 

 

 

Советы вожатому на организационный  период

 До сбора желательно  почаще назначать временных командиров (ответственных) по разным задачам,  это даст возможность увидеть  на этом посту ребят-лидеров;  лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира; индивидуальные беседы проводите только наедине; больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива; больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод; название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда; Дис-цип-ли-на! «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому в оргпериод требуйте безусловного чёткого выполнения всех законов лагеря, норм, режима дня, санитарно-гигиенических правил.

 

Принятие норм лагеря

По отношению к нему существует поверье: "Как пройдёт  оргпериод, так пройдёт и вся  смена". По крайней мере, если в  первые дни ребята не привыкнут вовремя  выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать  пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут всё это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять ещё раз на своём отряде.

Информация о работе План-сетка