Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:20, автореферат
Примерную план-сетку на смену вы можете составить еще накануне заезда, вместе со своим напарником. Вы знаете сроки смены, родительский день и общелагерные дела (если организаторы смены об этом позаботились). Включите все это в план, оставьте время на режимные моменты, запланируйте банные дни распланируйте оргпериод буквально по минутам. С таким планом, еcли к нему прилагается достаточный багаж отрядных дел, игр, праздников и вечеров, можно смело выезжать на смену.
Более старшим ребятам можно предложить при планировании тот же алгоритм действий, какой был у младших: карточки дел - обсуждение по группам и выбор - защита и утверждение на общем сборе и составление плана.
Другой способ совместного планирования называется “Разведка интересных дел”. Каждый ребенок становится “разведчиком”, разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командирами. Командиры получают задание “обнаружить” интересные идеи для плана отрядной жизни. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в центре: начальник, старший вожатый, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатый младшего отряда и т.д. Дети должны их разыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию, что они могут предложить интересного провести в отряде.
Следующим этапом в сюжете этой игры будет обработка разведгруппами полученной информации, подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведанных на “интересность” и утверждение плана.
Еще одной формой коллективного планирования может быть «Аукцион идей». Нарисуйте «деньги» (условные) или найдите предметы заменяющие (шишки, камешки, фантики). Ваша задача – продать с аукциона будущие отрядные дела. Вы будете давать характеристику каждому делу, а затем продавать. Только те дела, на которые дают наибольшие суммы, войдут в будущий план смены. При этом дети могут объединить свои капиталы.
А еще во время совместного планирования могут быть использованы такие формы:
“Мозговой штурм”;
“Ящик предложений”;
“Рейтинг популярности”;
“Каталог идей”.
Подходы к составлению плана на смену (с примерами).
В первую неделю выбираются те дела, которые помогут максимально об-наружить и сделать очевидными для всех знания, умения, навыки, интересы и возможности каждого.
Огоньки знакомств;
Спортивные конкурсы;
Эстафета творчества;
Музыкально – литературная гостиная;
Тимуровские десанты («клад»);
Вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
Викторины «Что? Где? Когда?».
На вторую неделю – дела, помогающие объединиться ребятам в первич-ных коллективах на основе того, что они узнали друг о друге в начале смены.
Эстафета «кто в доме хозяин»;
Веселые старты;
Разговоры «расскажи мне обо мне»;
День смеха, день приколов;
Великолепная семерка;
День индейца;
День сказок.
На третью неделю –
дела, которые помогают нам объединить
весь лагерь в единое целое, всем почувствовать
наши общие возможности и
Все вместе играем в детектив;
День древней Греции (олимпийские игры);
Трудовой десант;
Празднование дней рождений;
КВН;
Спортивные встречи с другими командами и др.
В завершающий этап смены те мероприятия, которые доставят огромное удовольствие и желание встретиться еще раз.
Вечер от всей души;
Русская ярмарка;
Разговоры «расскажи мне обо мне»;
Сбор «играем в идеального человека»;
Прощальный вечер;
Оформление план-сетки работы лагеря на смену
План-сетка – это компактное содержание работы лагеря на смену. В нем отражается основное событие, дело (или несколько дел) дня. Режимные моменты там не фиксируются, для этого существуют распорядок дня и путевки дня.
Для того чтобы детям было интересно знакомиться с делами, которые ожидают их в течение смены, рекомендую план-сетку оформить оригинально. Предлагаю некоторые варианты такого оформления.
1-й вариант: каждый
день можно отразить
2-й вариант: план-сетка изображается в виде старинной карты (края ватмана обжигаются, для того чтобы «карта» выглядела более старой, затем на «карту» наносится план работы на смену – см. рис. 1).
3-й вариант: можно изобразить события смены на «ступнях ног», которые шагают от одного дня к другому (рис. 2).
Существует множество вариантов оформления плана-сетки, все зависит только от вашей фантазии, воображения и творчества.
ПАМЯТКА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА
Независимо от того, какую цель ставят разработчики программы для себя, цель всей летней работы – оздоровление и развитие каждого ребенка с опорой на индивидуальность и неповторимость воспитанников в специфических условиях лагеря.
Среди задач необходимо выделить:
задачи для всего коллектива (например, физическое развитие, укрепление здоровья, развитие творческих способностей, познавательных интересов и др.);
задачи, связанные с особенностями возраста;
задачи индивидуального
развития с учетом зоны
Учитывая цели и задачи, в ежедневную деятельность необходимо включать:
умственную деятельность (интеллектуальные мероприятия, лаборатории и т. д.);
практическую деятельность (спорт, туризм, труд, занятия в творческих коллективах и т. д.);
эстетическую деятельность (музыка, театр, живопись);
досуговую деятельность с преобладанием игровых форм, творчества, прогулок на природу и др.
К сожалению, массовая практика дает немало примеров низкого уровня эффективности организованного летнего отдыха. Основные нарушения при этом – недостаточно используется своеобразие окружающей среды, мало используется трудовое участие детей в жизни лагеря. Поэтому для положительного результата, для достижения целей программы необходимо использовать многообразные формы деятельности детей:
игры – создают
эмоциональный фон
природу – в условиях лагеря выходы на природу бывают ограниченными. Все-таки надо признать, что порой необоснованно много времени дети проводят в закрытых помещениях (например, репетиции, просмотр телевизора);
туризм – это новизна обстановки, романтика;
спортивные мероприятия – дают огромный положительный заряд, укрепляют организм;
труд – необходим
при жизнедеятельности любых
коллективов (детских особенно)
Организационный период
Цели оргпериода. В первые дни для вожатых важно: запомнить имена всех детей; диагностика интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров; выявить интересы детей; сплочение коллектива; выработать стиль общения и поведения с детьми отряда; предъявление ЕПТ (единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований); выстроить работу с напарником; ознакомление детей с содержанием смены, корректировка плана работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
Для детей важно: познакомиться с отрядом; ориентироваться в лагере; чувствовать себя комфортно; почувствовать себя нужным; определение места (статуса) в коллективе; узнать план смены; ориентироваться в режимных моментах.
Общая цель - создать условия для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива.
Задачи оргпериода: познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой; предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине; узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе; познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
В организационный период происходит адаптация детей в жизни лагеря, режимным моментам, правилам поведения, закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков.
Цели и задачи организационного периода в отношении ВДК: создание психологически безопасной атмосферы в коллективе для раскрытия потенциала личности; создать условия для привыкания ребенка к режимным моментам лагеря и правилам поведения в лагере; создать предпосылки для создания команды из временного детского коллектива; ускорить первичные процессы формирования коллектива; определить знания, навыки и психологический портрет детей во временном коллективе.
Стадии биологической адаптации:
Тревога: организм
ребенка реально в панике, он
приспосабливается к новым
Сопротивляемость
организма. Внешне все
Истощение, это когда адаптация прошла совсем плохо, но, такое редко встречается.
Возможные отрядные дела оргпериода: игры на знакомство ('Снежный ком', 'А я еду', 'Здравствуйте', 'Ипподром', 'Зоопарк' и др.); игры на выявления лидера ('Лидер' и др.); игры на сплочение коллектива ('Взаимодействие' и др.); огонек знакомств ('Расскажи мне о себе' и др.); игры на выявление творческих способностей: работа в микрогруппах (КТД 'Ромашка' и др.); анкетирование; знакомство с лагерем (экскурсия, законы и традиции, легенды, 'Шифровка' и др.) и др.
Чтобы процесс вхождения детей в новую (внедомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: - как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству. В первые дни лучше проводить такие игры и отрядные дела, которых отряд делится на группы. Если это делать с помощью жеребьевки, то эти группы все время будут разными по составу, и отряд как бы перетасуется за оргпериод.
Важны: постоянный контроль над выполнением норм и принятие норм на осознанном уровне; раскрытие и развитие возможностей ребёнка; определение интересов и способностей каждого ребёнка; анкеты для детей или для родителей; наблюдение; огонёк «Моё хобби»; КТД «Живая анкета»; игры на выявление интересов; старт коллективного творчества; знакомство с кружками; много КТД в разных направлениях; структурное оформление отряда; выделение отряда; девиз; речёвка; песня; эмблема; символ; ритуал; традиции; устав; выявление лидеров; наблюдение; игры на лидера; социометрия; дежурство; создание условий для развития самоуправления; выбор актива; планирование смены; планирование собственной деятельности ребёнка; запись в кружки; письма на конец смены; планирование деятельности отряда; накидываем идеи дел, которые хотим провести в отряде в течение смены; структурное оформление лагеря; знакомство отрядов между собой; выбор органов самоуправления; выбор формы самоуправления; делегирование по одному представителю в актив лагеря; распределение обязанностей в активе лагеря; выборы мэра с предвыборной борьбой оргсбор лагеря; планирование общелагерных дел.
Критерии успешности оргпериода: ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым; заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря; принятие норм лагеря
Советы вожатому на организационный период
До сбора желательно
почаще назначать временных
Принятие норм лагеря
По отношению к нему существует поверье: "Как пройдёт оргпериод, так пройдёт и вся смена". По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут всё это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять ещё раз на своём отряде.