Планирование деятельности розничного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Методы планирования, начиная с 70-х годов, обогащаются и совершенствуются ускоряющимися темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый - это экономические кризисы последней четверти ХХ века. Они вынудили экономистов и менеджеров разных стран изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали общедоступными анализ перспектив развития предприятия и их прогнозирование. Создание информационных систем на предприятиях позволили автоматизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций планирования и контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы планирования в деятельности
организации….........................................................................................................................5
1.1 Сущность планирования на предприятии……………………………………5
1.2 Цели и задачи планирования в организации………………………….…….8
1.3 Основные принципы планирования……………………………………………9
1.4 Виды планирования на предприятии……………………………………........11
1.5 Процесс планирования стратегии развития…………………………….…..13
2 Тактическое планирование деятельности на предприятии
ООО «РАСП»……….............................................................................................................20
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «РАСП»…....20
2.2 Цели и задачи тактического плана в организации ООО «РАСП»….…22
2.3 План расширения производства масла, ключевого продукта на
предприятии ООО «РАСП»..........................................................................................26
2.4 Проблемы плановой деятельности на предприятии ООО «РАСП»
и пути ее совершенствования……………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………………….….40
Список использованных источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсач - Планиров-ие деят-ти предприятия.doc

— 429.00 Кб (Скачать)

     - использование ошибочных целей;

     - применение неполных и непроверенных исходных данных;

     - слабое обобщение предыдущего опыта;

     - недостаточный учёт доступности ресурсов;

     - слабая координация разделов плана по функциональным подразделениям;

     - недостаточный учёт требований мотивации;

     - частое внесение корректив в плановые задания;

     - недобросовестное отношение исполнителей к определению технико-экономических показателей и исчислению потребных ресурсов и их стоимости;

     - недостаточный учёт фактора инфляции и влияния форс-мажорных обстоятельств на ход выполнения плана;

     - выбор поставщика с неконкурентной продукцией. 

1.2 Цели и  задачи планирования в организации 

     Будучи  одной из функций управления, планирование является процессом разработки целевых  программ, включая определение технико-экономических показателей производственной деятельности предприятия в условиях ограничений по времени и ресурсам.

     Основой планирования служат различные планы, которые представляют собой комплекс заданий, объединённых общей целью  по производству и реализации продукции.

     Планы дают возможность осуществлять производственный процесс в соответствии с потребностями  заказчиков и потребителей, выполнять  заказы в определённый последовательности и в установленные сроки.

     Планирование  как экономическую категорию  можно рассматривать с управленческой и общеэкономической позиции. Основное управляющее воздействие субъекта на объект происходит через функции планирования, поскольку с его помощью устанавливаются параметры функционирования системы (величины, характеризующие производственный процесс), в которой организация представлена как объект управления.

     Под организацией понимаются юридически оформленные  иерархически структурированные совокупности профессионально ориентированных  людей (персонал), объединённых для  решения какой-либо задачи, выполнения определённой совместной целенаправленной деятельности. Термин «организация» отражает организационные аспекты (связи, структуры, статус). В свою очередь, термин «предприятие» охватывает производственно-экономические аспекты его деятельности [6].

     С общеэкономической позиции планирование есть один из методов регулирования  пропорций производства.

     В советское время централизованное планирование было основным регулирующим механизмом в экономике нашей  страны. Однако в условиях действия свободных рыночных отношений главным регулятором производства выступает закон стоимости.

     Разрабатываемые на базе этого закона планы –  это система взаимосвязанных  технико-экономических показателей, определяющих конечные цели производственно-хозяйственной  деятельности в оптимальном режиме, на определённый календарные период, а также ресурсы и мероприятия, необходимые для их достижения.

     Цель  планирования – изучить методическую базу плановых расчётов технико-экономических  показателей, ознакомить менеджеров со структурой планов и организацией планирования на предприятии, а также показать механизм использования планирования в управлении предприятием.

     Задачи  планирования: формирование плана производства готовой продукции на основе портфеля заказов, материально-технического обеспечения и сбыта, расчёт потребности в трудовых ресурсах и оборудования.

     В его задачи также входит определение  экономической эффективности мероприятий, повышающих технологический, технический, организационный и экономический  потенциал производства. 

1.3 Основные принципы планирования 

     Неотъемлемой  частью содержания плановой работы при  определении экономических возможностей предприятия является использование  определенных принципов планирования.

     При свободных рыночных отношениях выделяют шесть принципов планирования. К их числу относят принципы системности, участия, непрерывности, эффективности, гибкости, точности.

     Принцип системности предполагает, что предприятие  – сложная, многоуровневая социально-экономическая  система, состоящая из ряда подсистем, в каждой их которых осуществляется функция планирования.

     Принцип участия включает в себя основные положения, предусматривающие привлечение  к плановой работе всего персонала  предприятия. Сотрудники плановых служб  должны работать в тесном контакте с руководителями предприятия и менеджерами. В результате каждый из работников получает более глубокое понимание целей и задач деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений.

     Принцип непрерывности заключается в  том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно, а разработанные планы по мере необходимости должны приходить на смену друг другу и проходить стадию корректировки. Необходимость этого принципа обусловлена неопределённостью внутренней и внешней среды, воздействующей на экономические результаты производства. Изменяются не только условия среды, но и характер производственных возможностей предприятия.

     Принцип гибкости взаимосвязан с принципом  непрерывности и заключается  в придании планам и процессам  планирования способности менять свои предварительные параметры в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, поэтому в них обычно предусматриваются резервы («надбавки безопасности», «подушки»). Эти резервы должны быть оптимальными, так как применение принципа гибкости требует дополнительных затрат. Уровень затрат должен соотноситься с вероятным будущим риском, иначе затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупятся.

     Принцип эффективности заключается в  том, то затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения, т.е. планы должны быть конкретизированы и детализированы настолько, насколько это необходимо для выявления уровня доходности и продукции [7].

     Принцип точности означает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия. Разработка стратегического плана ограничивается определением генеральных целей и общих направлений деятельности, поскольку объём информации о долгосрочных перспективах ограничен, а диапазон и скорость изменения факторов внешней среды значительны и постоянно растут. В краткосрочных планах предприятия конкретность обязательна.

     Использование принципов планирования позволяет  планировать производственный процесс в соответствии с потребностями производителей и потребителей, оценивать выполнимость планов с точки зрения имеющихся производственных возможностей. Также с помощью принципов можно существенно сократить величину трудозатрат, материальных издержек, запасов и незавершённого производства.

     Итак, в этой главе мы выяснили, что  планирование – это сложный процесс  организации деятельности фирмы. Планирование является основной функцией управления, которая состоит в обоснованном определении главных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Надёжность планирования зависит от наиболее точного и полного использования основных принципов планирования. Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. 

1.4 Виды планирования на предприятии 

     Виды  планирования можно классифицировать по следующим признакам:

     В зависимости от срока и степени  детализации плановых расчётов различают  планирование:

     1) Перспективное;

     2) Текущее;

     3) Оперативное;

     В управленческом цикле функция анализа  финансово-хозяйственной деятельности производства должна предшествовать планированию и ставить своей задачей научное предвидение развития производственного процесса, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме. Перспективное планирование должно охватывать период прогнозируемого действия производственного цикла. Развитие перспективного планирования предусматривает разработку общих принципов ориентации организации на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей [8].

     Поскольку оценка перспектив в условиях зачастую стихийного рынка бывает крайне неопределенна, перспективное планирование обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах, а не в количественных показателях. Через них осуществляется координация перспективных направлений развития всех подразделений организации с учётом их потребностей и ресурсов.

     Вообще  перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным  проблемам деятельности всей организации, в том числе в международном  масштабе:

     а) определяются направления и размеры капиталовложений и источников финансирования;

     б)   внедряются технические новшества и прогрессивные технологии;

     в)   осуществляются диверсификация производства и обновление продукции;

     г)   определяются формы осуществления заграничных инвестиций;

     д) совершенствуется организация управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.

     Расхождение взглядов специалистов в отношении  идентичности перспективного и стратегического  планирования может быть разрешено  утверждением, что последнее служит специфическим методом планирования от будущего к настоящему и предназначено для обеспечения контроля производства над рынком.

     Текущее планирование – это разработка планов на один год с делением по кварталам.

     Текущее и среднесрочное планирование определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач и корректируют перспективные направления развития деятельности организации с учётом конкретной обстановки. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новой технологии. Текущие программы ориентируют оперативные подразделения организации в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности; стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения.

     Оперативное планирование служит равномерному выполнению текущего плана производства в соответствии с установленной номенклатурой продукции в оптимальном количестве, в требуемом качестве, в установленные сроки, с наименьшей длительностью производственного цикла.

     По содержанию перспектив развития и поставленных целей и задач планирование можно подразделить на:

     - Стратегическое;

     - Тактическое;

     - Бизнес-план;

     Стратегическое  планирование должно быть нацелено на поиск новых возможностей для  предприятия исходя из глобальных целей и поставленных задач развития.

     Тактическое планирование должно обеспечить осуществление  целей стратегического планирования, создать предпосылки для реализации возможностей предприятия по увеличению объёмов производства, росту производительности труда, снижению затрат. Повышению качества продукции, уменьшению потребности в инвестициях и т.д.

     Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного проектного или инвестиционного мероприятия. По ряду причин этот вид планирования существенно отличается от приведённых выше видов планирования. Основная из причин - бизнес-план носит разовый характер и дополняет процесс текущего планирования.

     В зависимости от обязательности плановых заданий планирование подразделяется на:

     1) Директивное;

     2) Индикативное.

     Директивное планирование предусматривает беспрекословное  осуществление решений, имеющих  обязательный характер для объектов планирования.

Информация о работе Планирование деятельности розничного предприятия