Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 22:53, автореферат
Актуальность темы исследования. В современных экономических условиях эффективность процессов функционирования и развития организации, качество продукции, издержки бизнеса напрямую зависят от обеспеченности персоналом с определенными качественными и количественными параметрами. Усиливающееся влияние человеческого фактора потребовало от ученых и практиков обновления и расширения подходов к управлению персоналом. Наряду со ставшими уже традиционными подходами, появились новые, в частности процессный, интерес к которому обусловлен развитием рыночных отношений, выходом российских организаций на международные рынки, перспективами вступления России в ВТО, предполагающими использование стандартов менеджмента качества ISO 9000.
Кроме обозначенных типичных, определены специфические особенности внедрения процессного подхода к управлению персоналом:
Доминирующей авторской позицией является представление о том, что внедрение процессного подхода к управлению персоналом должно происходить в форме проекта. Преимуществом внедрения процессного подхода к управлению персоналом через разработку и реализацию проекта является наличие технологий и инструментов проектного управления, которые позволяют осуществить внедрение последовательно, с соблюдением сроков, выделенного бюджета, показателей качества конечных результатов и достижением поставленной цели при минимизации рисков и оптимизации ресурсов.
В основе проекта внедрения процессного подхода к управлению персоналом заложена технология в виде последовательных этапов (рис. 3).
Рисунок 3. Этапы проекта внедрения процессного подхода к управлению персоналом
Достоинством является то, что в технологии учтены как этапы управления проектом, так и этапы внедрения инноваций. Это соответствует реализуемой в диссертации идеи о том, что внедрение процессного подхода к управлению персоналом должно осуществляться в виде проекта и с учетом того, что оно представляет собой инновацию. Этапы разбиты на стадии и фазы, по каждому из них описаны потенциальные проблемы, назначение и ожидаемый результат. Соискателем подчеркивается, что проект внедрения процессного подхода к управлению персоналом должен быть, с одной стороны, относительно самостоятельным, с другой стороны, выступать элементом единого проекта перевода организации на процессное управление.
4.Классифицированы и выявлены проблемы внедрения процессного подхода к управлению персоналом на российских предприятиях, что позволило обосновать актуальность и содержание организационных и методических инструментов внедрения данного подхода.
Проведенное прикладное исследование помогло установить причинно-следственные связи проблем, характерные в настоящий момент для российских организаций, которые внедряют процессный подход. Практическая значимость разграничения проблем-причин и проблем-следствий в том, что воздействие только лишь на проблемы-следствия ошибочно, так как без устранения их причин они будут воспроизводиться. Поэтому, выделив проблемы-причины, необходимо влиять в первую очередь на них. Главными причинами большинства проблем являются слабая теоретическая подготовка руководителей и сотрудников, инертность мышления, неадекватность корпоративной культуры процессному подходу к управлению и непроработанная система мотивации персонала (табл.1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «С какими проблемами столкнулось ваше предприятие при внедрении процессного подхода?» (в % от опрошенных)
Проблемы при разработке и внедрении процессного подхода |
Количество предприятий |
- недостаточная подготовка руководителей |
48 |
- инертность мышления |
43 |
- трудоемкость разработки |
45 |
- сопротивление персонала |
32 |
- трудоемкость непрерывного улучшения |
20 |
- оторванность теории от практики |
18 |
- отсутствие хороших программ, методик |
18 |
- не было проблем |
2 |
Проблемы обобщены в три группы: а) теоретические и методические проблемы; б) проблемы, связанные с разработкой и реализацией проекта внедрения процессного подхода к управлению персоналом; в) проблемы использования процессного подхода к управлению персоналом на практике.
Для более глубокого анализа обозначенных групп проблем они были детально классифицированы по разным основаниям (табл. 2).
Сделан вывод о том, что наиболее актуальными для предприятий г.Омска являются культурная проблема, сопротивление персонала, неподготовленность структуры управления.
Научным результатом стало выявление на основе обобщения статистических данных, представленных в публикациях и полученных в ходе опроса предприятий, основных тенденций внедрения процессного подхода.
Таблица 2
Классификация проблем внедрения процессного подхода
к управлению персоналом
Основание классификации |
Тип проблемы |
По степени реальной и потенциальной возможности возникновения |
Ключевые Критические |
По степени влияния человеческого фактора на проект внедрения |
Субъективные Объективные |
По типичности возникновения |
Частные Глобальные |
По времени возникновения |
Текущие Стратегические |
По сложности решения и ликвидации |
Решаемые через устранение большого количества других проблем Решаемые автономно вне зависимости от наличия иных проблем |
По причинам возникновения |
Основополагающие (проблемы-причины) Производные (проблемы-следствия) |
Положительные тенденции:
1. Растет интерес российских компаний к процессному подходу. В период с 1997-2004 г.г. управлением процессами на предприятии занимались крупные организации, главной целью которых было внедрение системы менеджмента качества и прохождение сертификации. Впоследствии они убедились в преимуществах изучаемого подхода. Начиная с 2005 г., многие предприятия стали внедрять процессный подход уже не только ради достижения формальных целей, но и для решения задач улучшения функционирования процессов, регламентации деятельности и прочего.
2. Наблюдается рост предприятий, позитивно оценивающих эффект процессного подхода к управлению персоналом (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «Как повлияло на
управление персоналом внедрение процессного подхода?»
Варианты ответов |
Процент респондентов, выбравших варианты ответов |
более четкие взаимосвязи |
45,0 |
более понятна последовательность работ |
34,0 |
много полезных документов |
36,0 |
оптимизация ресурсов |
22,0 |
больше полезной информации |
19,0 |
много дополнительной работы |
15,0 |
больше ненужных документов |
7,0 |
не повлияло |
14,0 |
3. В ближайшие годы будет наблюдаться переход организаций от простого описания бизнес-процессов к их автоматизации, непрерывному улучшению и контроллингу.
Негативные особенности и тенденции:
1. Процессный подход на данный момент сводится к описанию и регламентации процессов, а не полному циклу управления ими.
2. Описываются преимущественно основные процессы, что говорит о поверхностном внедрении процессного подхода. Как следствие, часто на предприятиях отсутствует описание процесса «Управление персоналом» - только в 20% опрошенных организаций данный процесс описан полностью. Главная причина заключается в том, что у многих российских руководителей процесс управления персоналом не ассоциируется с основным, приносящим выгоду, следовательно, не сформирована потребность в его описании.
3. При внедрении процессного подхода организации сталкиваются с типичными проблемами, наличие которых обосновывает актуальность разработки организационных и методических основ проекта внедрения процессного подхода к управлению персоналом.
5. Разработаны
организационные основы
Обобщение опыта передовых организаций и теоретических исследований позволило разработать комплекс организационных мероприятий по реализации этапов, стадий и фаз проекта внедрения процессного подхода к управлению персоналом. В частности, организационные основы включают:
- обоснование состава
и количества участников
- выработку методов вовлечения и контроля за деятельностью членов команды проекта внедрения процессного подхода;
- формирование структуры требуемой документации по проекту внедрения и реализации процессного подхода к управлению персоналом, описание назначения и содержания документов;
- разработку рекомендаций по планированию ресурсов и временных границ проекта;
- обоснование мероприятий, направленных на осуществление изменений в системе управления персоналом в рамках этапов и стадий реализации проекта;
- выработку системы мероприятий и показателей аудита проекта внедрения процессного подхода, описание оснований для корректирующих мероприятий и критериев успешности проекта внедрения.
По результатам опроса экспертов выявлены основные факторы, способные оказать позитивное влияние на проект внедрения процессного подхода к управлению персоналом. К ним отнесены:
- формирование корпоративной культуры (73% экспертных оценок),
- большая вовлеченность
- выделение достаточных ресурсов (53%),
- активная поддержка руководства (47%),
- масштабное обучение (40%).
Для влияния на выделенные факторы разработаны модель корпоративной культуры, адаптированной к проекту внедрения процессного подхода; методы вовлечения в проект руководителей и рядовых сотрудников организации (методы мотивации и преодоления инертности мышления); методы обучения основам процессного подхода к управлению персоналом для каждого этапа проекта внедрения.
Предложены методические основы оценки готовности системы управления персоналом к проекту внедрения изучаемого подхода, которые можно представить схематично в виде последовательного выполнения ряда шагов (рис. 4).
Каждый шаг детализирован в виде конкретных действий и подкреплен методическими инструментами. Например, для диагностики типа системы управления персоналом (шаг 3) разработан лист экспертной оценки с указанием показателей отнесения системы управления персоналом к тому или иному типу и уровней их выраженности. Подчеркнуто, что чем ниже уровень развития системы управления персоналом, тем сложнее внедрить процессный подход, тем больше потребуется затрат, совокупность которых может преобладать над эффектом. Вместе с тем, чем выше уровень развития системы управления персоналом, тем ниже её потребность в процессном подходе, так как на данном уровне актуальными становятся задачи формирования креативности, нестандартности поведения персонала и т.п., что не согласует-
ся с процессным подходом, ориентированным на регламентацию, жесткий порядок исполнения. В зависимости от типа системы управления персоналом, предложены сценарии проекта внедрения процессного подхода к управлению персоналом.
Выделены четыре группы показателей готовности системы управления персоналом к проекту внедрения (шаг 4): теоретической и методической готовности, финансово-экономические, организационно-управленческие и социально-психологические. Сделан вывод о том, что наиболее значимыми являются социально-психологические показатели (табл. 4).
Таблица 4
Социально-психологические показатели (не) готовности системы управления персоналом к проекту внедрения процессного подхода
Информация о работе Организационные основы внедрения процессного подхода к управлению персоналом