Недобросовестная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Конкуренция (латинское concurro - сталкиваться) - соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров. Конкуренция - основной элемент, влияющий на рыночное ценообразование. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические вопросы недобросовестной конкуренции…………………………………..4
1.1. Понятие и сущность недобросовестной конкуренции……………………………………………4
1.2. Классификация методов недобросовестной конкуренции………………………………………..5
Глава 2. Практические примеры методов недобросовестной конкуренции………………………….7
2.1. Демпинг……………………………………………………………………………………………….7
2.2. Недобросовестная реклама……………………………………………………………………….….8
2.3. Формальный и неформальный сговор………………………………………………………..……..9
2.4 Промышленный шпионаж…………………………………………………………………………..11
Глава 3. Политика содействия конкуренции…………………………………………………………..13
3.1 Ограничение конкуренции федеральными органами власти……………………………………..13
3.2 Конкурентная политика государства……………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Недобросовестная конкуренци я и её проявление в россии.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

- незаконное  получение, использование, разглашение  информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую  законом тайну. ФЗ «О защите  конкуренции», №135-ФЗ от 26.07.2006

      Статья 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считает всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, и запрещает:

1) все действия, способные каким бы то ни  было способом вызвать смешение  в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения  при осуществлении коммерческой  деятельности, способные дискредитировать  предприятие, продукты или промышленную  или торговую деятельность конкурента;

3) указания или  утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению и количества товара. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883)

      Классификация методов недобросовестной конкуренции  несколько затруднена ввиду их большого разнообразия. Выделим наиболее распространенные из них:

1) Проведение  целенаправленной ценовой политики, направленной на устранение конкурентов с рынка (демпинг);

2) Применение  методов, сопряженных с прямой  или косвенной дезинформацией  конкурентов и потребителей. К  данному направлению можно отнести  все формы ведения дел под  чужим именем - использование чужих  товарных знаков и фирменных  наименований, а также изготовление свое продукции под чужими товарными знаками;

3) Методы силового  воздействия на конкурентов. К  этой группе относятся действия  в основном уголовного характера,  имеющие целью заставить действовать  конкурентов в нужном направлении (ограбления и разбойные нападения на офисы, склады, угрозы физических расправ, шантаж, заказные убийства, и т.д.);

4) Дискредитации  конкурентов, распространение о  них порочащих сведений в рекламе,  средствах массовой информации  или иным способом с целью опорочить конкретных лиц или товары;

5) Хищение интеллектуальной  собственности (программно продукта, нарушение авторских прав) в форме  промышленного шпионажа или в  любой другой форме с целью  снижения собственных издержек  и более успешной конкурентной  борьбы;

6) Формальный  и неформальный сговор или  соглашение, объединение конкурирующих  лиц против третьих конкурентов  или против потребителей;

7) Лишение конкурентов  рынка сырья или сбыта товаров;

8) Обработка  персонала конкурирующей фирмы  (выявление недовольных служебным положением, зарплатой) с целью привлечения отдельных лиц к сотрудничеству.

      Таковы  в целом укрупненные группы методов  недобросовестной конкуренции, которые  не исчерпывают все многообразие последних. Существует также множество  вариаций методов недобросовестной конкуренции; они могут различным способом сочетаться и взаимодополняться, образуя все новые модификации, поэтому детальное рассмотрение всех форм неразумно, остановимся лишь на некоторых из них, особенно значимых.

Глава 2. Практические примеры методов недобросовестной конкуренции

2.1 Демпинг

      Рассмотрение  конкретных методов недобросовестной конкуренции целесообразно начать с ценовой конкуренции - как наиболее действенного и часто применяемого метода.

      Наибольшее  распространение методов ценовой конкуренции вполне объяснимо - потребитель при однородном качестве аналогичного товара в большинстве случаев предпочитает приобретать продукцию по более низкой цене.

      В борьбе за потребителя производители  товаров и услуг стараются  в максимальной степени понизить цены на свою продукцию в целях увеличения их конкурентоспособности. Предприятия-конкуренты, заметив ухудшение положения со сбытом, вынуждены принимать ответные меры, в частности, также снижать цены на аналогичную продукцию. Результатом ценовой конкуренции производителей является снижение цен на рынке, что, безусловно, выгодно потребителям.

      Но  так бывает не всегда. В арсенале методов ценовой конкуренции  имеются и такие, которые дезориентируют потребителя и заставляют его  совершать ошибочные действия.

      Экономический смысл демпинга заключается в  следующем. Производитель какого-либо товара несет определенные издержки на единицу произведенной продукции. К издержкам производства добавляется  некоторая величина прибыли, количественное выражение которой зависит от соотношения спроса и предложения на рынке данного товара. Пугинский Б.И. Коммерческое права России. Норма, 2001, с.137

      Максимизация  прибыли для производителя или  продавца является приоритетной задачей. Имеется два основных пути увеличения прибыли - это либо снижение издержек производства, либо повышение продажных цен продукции.

      Однако  снижение издержек производства задача сложная и длительная, а повышению  цен мешает конкуренция. В связи  с этими причинами отдельные  продавцы и производители занялись поиском метода, который бы позволил обойти данные препятствия. И такой метод был найден, причем основан он на парадоксе - свою продукцию товаропроизводитель должен продавать по цене ниже себестоимости. Данный метод получил название демпинга.

      Возьмем ситуацию, типичную для переходной экономики России 1990-х годов. В небольшом поселке имеется несколько коммерческих палаток, торгующих штучными товарами. Все палатки принадлежат разным владельцам, которые получают хорошую прибыль. Через некоторое время появляется палатка, цены в которой на аналогичные товары в 1,5-2 раза ниже, чем у конкурентов. В результате через несколько месяцев все коммерческие палатки, торговавшие по нормальным ценам, прекращают свою деятельность вследствие того, что товар перестал пользоваться спросом, они понесли убытки и в конечно счете стали банкротами.

      После того, как владелец палатки, проводивший  демпинговую политику, остался на рынке в одиночестве, т.е. стал монополистом, он взвинчивает цены на свой товар, компенсирует убытки, понесенные им в период ценовой конкуренции, а затем извлекает монопольные сверхприбыли. Чаще всего демпинговые цены используются с целью овладения иностранным рынком. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Системы защиты предпринимательства: защита от недобросовестной конкуренции. М.: Фонд «Мира», 2005, с.42

      К методам недобросовестной ценовой  конкуренции относятся также  все методы, основанные на дезинформации  покупателей в связи с обвесом  при покупке (то есть за рыночную цену или с небольшой скидкой продается  и меньшее по весу количество товара), методы, сопряженные с контрабандой или уклонением от уплаты налогов (цена товара у недобросовестных производителей ниже, чем у конкурентов за счет более низких издержек), а также методы, когда покупателю по ценам качественного товара под видом такового продается низкосортный и низкокачественный товар.

      Так, масштабы подделки ликероводочных изделий  в России чрезвычайно велики - по некоторым оценкам, до 50% общего количества водки, реализуемой через розницу, изготовлено кустарным способом нелегальными производителями. За счет использования в производстве спиртных напитков технического спирта, налог на производство которого ниже, чем на пищевой спирт, а также за счет уклонения от налогов, пираты получают значительные прибыли. Пострадавшей стороной являются потребители и добросовестные производители. 

2.2 Недобросовестная  реклама

      XX век по праву считается веком  интенсивного развития информационных  технологий. Важность информации  для всех сфер жизни общества  огромна, так как действия отдельных  индивидов и их объединений зависят от получаемых извне сведений о тех или иных фактах, процессах, явлениях. Чрезвычайно важен информационный аспект в бизнесе и конкурентных отношениях.

      Реклама может выполнять не только информационную и привлекающую покупателей функцию, но и служить эффективным инструментом недобросовестной конкуренции и конкурентной борьбы, средством дезинформации и обмана потребителей.

      Согласно  оценкам экспертов, по суммарной  величине бюджетов, израсходованных  рекламодателями в 2005 году, Российская Федерация занимает 12-е место в мире и 6-е место в Европе. Реклама - одна из форм конкурентной борьбы. Алексеева. Российское предпринимательское право. М.: Высш.шк., 1998, с.301

      Значительное  число недобросовестных конкурентных действий совершается посредством использования ненадлежащей рекламы.

Ненадлежащей  является реклама, которая:

1) Дискредитирует  физических и юридических лиц;

2) Содержит некорректные  сравнения рекламируемого товара  с товарами других физических  и юридических лиц, а также  содержит высказывания, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов;

3) Вводит потребителя  в заблуждение относительно рекламируемого  товара посредство имитации общего  проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или  звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием других ли (мошенничество) или недостатком у них опыта, знаний;

4) Содержит не  соответствующие действительности  сведения в отношении характеристик  товара, возможности его приобретения, стоимости, доставки, гарантийных обязательств, получения медалей, наград, результатов исследований и испытаний, сроков службы и т.д.

      По  Федеральному закону «О рекламе» рекламодатель  должен сообщать достоверную информацию. Однако зачастую в рекламе ничего не сообщается о недостатках, изъянах товара, которые вскрываются после его приобретения. Например, в успехе деятельности финансовых пирамид типа МММ сыграли значительную роль именно СМИ, особенно телевидение.

      Распространение получило использование так называемых «зонтичных брендов», особенно в сфере рекламы алкогольной продукции как товара, реклама которого сопряжена с наибольшим количеством ограничений. Почти все компании, производящие или импортирующие алкогольную продукцию под широко известными товарными знаками, участвовали в рекламе товаров, лотерей или иных мероприятий, имеющих похожее или одинаковое название с алкогольными брендами. Производители спиртного, не желая, чтобы потребитель забыл, как выглядит их продукция, вынуждены идти на хитрость и использовать «зонтичные» бренды. Дедов Д.И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства. М., 2002, с.52

      Наиболее  часто применяется метод компрометации  конкурентов, получивший название «обрызгать грязью». Как правило, в информационном сообщении или рекламе не называются конкретные имена или порочащие товар и товаропроизводителя сведения, что делает подобные действия труднонаказуемыми. Информация подается таким образом, чтобы явно не прослеживалась взаимосвязь между собственно сообщением и компрометируемым объектом. Подразумевается, что логическая связь должна осуществляться потребителем.

      Еще одной модификацией недобросовестной рекламы является способ прикрытия  солидной фирмой. Недобросовестные предприниматели  в таких случаях используют в  качестве ширмы наименование известной компании, от лица которой якобы ведется та или иная деятельность. В результате подобных действий ущерб несет как авторитет фирмы, чье имя используются в неблаговидных целях, так и обманутый потребитель. Примером может служить эпизод из современной российской практики. В числе пострадавших оказалась группа российских художников, которые потеряли в результате недобросовестных действий 30 тысяч долларов США, а также известная компания «Американ экспресс», престиж которой существенно пострадал. Один из пострадавших, П.Тюленев, сообщил, что услышал по радио рекламу кредитной карточки «Американ экспресс»; рекламу дало Московское представительство американской фирмы «Прайорити Ассетс». Офис фирмы был расположен в солидном здании профсоюза России; на здании имелась красивая золотистая вывеска. Интерьер офиса был оформлен в американском стиле, с дорогой мебелью и вежливым персоналом. На новых клиентов фирма произвела должное впечатление, они внесли на счет фирмы 30 тысяч долларов в качестве минимального взноса плюс 750 долларов за годовое обслуживание. Однако воспользоваться полученной в фирме кредитной карточкой в Париже принесла обескураживающий результат - оказалось, что карточка П.Тюленева аннулирована. По возвращении в Москву П.Тюленев выяснил, что фирма «Прайорити Ассетс» исчезла вместе с деньгами клиентов. Компания же «Американ экспресс» заявила, что никакого отношения к фирме «Прайорити Ассетс» и данному инциденту не имеет. Галкин В.Н. Недобросовестная конкуренция. Воронеж, 1995, с.74 

Информация о работе Недобросовестная конкуренция