Недобросовестная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Конкуренция (латинское concurro - сталкиваться) - соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров. Конкуренция - основной элемент, влияющий на рыночное ценообразование. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические вопросы недобросовестной конкуренции…………………………………..4
1.1. Понятие и сущность недобросовестной конкуренции……………………………………………4
1.2. Классификация методов недобросовестной конкуренции………………………………………..5
Глава 2. Практические примеры методов недобросовестной конкуренции………………………….7
2.1. Демпинг……………………………………………………………………………………………….7
2.2. Недобросовестная реклама……………………………………………………………………….….8
2.3. Формальный и неформальный сговор………………………………………………………..……..9
2.4 Промышленный шпионаж…………………………………………………………………………..11
Глава 3. Политика содействия конкуренции…………………………………………………………..13
3.1 Ограничение конкуренции федеральными органами власти……………………………………..13
3.2 Конкурентная политика государства……………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Недобросовестная конкуренци я и её проявление в россии.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….2

Глава 1. Теоретические  вопросы недобросовестной конкуренции…………………………………..4

1.1. Понятие и  сущность недобросовестной конкуренции……………………………………………4

1.2. Классификация  методов недобросовестной конкуренции………………………………………..5

Глава 2. Практические примеры методов недобросовестной конкуренции………………………….7

2.1. Демпинг……………………………………………………………………………………………….7

2.2. Недобросовестная  реклама……………………………………………………………………….….8

2.3. Формальный  и неформальный сговор………………………………………………………..……..9

2.4 Промышленный  шпионаж…………………………………………………………………………..11

Глава 3. Политика содействия конкуренции…………………………………………………………..13

3.1 Ограничение  конкуренции федеральными органами  власти……………………………………..13

3.2 Конкурентная  политика государства……………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Конкуренция (латинское concurro - сталкиваться) - соперничество  между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров. Конкуренция - основной элемент, влияющий на рыночное ценообразование. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

      Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

      Априори подразумевается, что конкурентная борьба протекает в условиях, когда ни один из участников рынка не применяет методов конкуренции неэтичного или преступного характера, а использует легальную ценовую конкуренцию, конкуренцию качества товаров, рекламу, упаковку, дизайн товара.

      Однако  в мире реального бизнеса конкурировать больше соответствует понятию уничтожить конкурента любой ценой. Конкуренция - это жестокая борьба.

      Статья  Конституции Российской Федерации  гласит: «не допускается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию». п.2 ст.34 Конституции Российской Федерации

      Собственно  термин «недобросовестная конкуренция» впервые появился во Франции в  середине ХIХ века, а впоследствии в различных интерпретациях (теневая, нелегальная, тотальная конкуренция) получил распространение в других странах, оформившись в экономико-правовую категорию.

      Если  говорить не о терминологии, а о  самом явлении недобросовестной конкуренции в ее различных видах  и проявлениях, то можно сказать, что ее появление относится к  самым ранним периодам истории человеческого общества.

      Вместе  с развитием экономических отношений  методы недобросовестной конкуренции  непрерывно совершенствовались, становясь  все более тонкими и изощренными.

      Не  остановилась эволюция методов недобросовестной конкуренции и в настоящее время.

      Особенно  благодатная почва для применения методов недобросовестной конкуренции  сложилась в 1990-х годах в переходной экономике России, когда в отсутствии надежной правовой базы в виде законодательства о защите конкуренции многие экономические субъекты беспрепятственно извлекали монопольные сверхприбыли, ущемляя при этом права потребителей и проводя конкурентную борьбу просто преступными методами.

      Основной  принцип конкуренции - свободная  и законная деятельность между товаропроизводителями  на товарном рынке. Однако конкретные действия (фиксирование монопольно высоких или монопольно низких цен, сговор о разделе рынка или ограничение доступа на рынок, установление или поддержание единых цен) ликвидируют общие и равные для всех участников рыночных отношений условия конкуренции в пользу монополиста, т.е. в этих случаях устанавливается недобросовестная конкуренция.

      Подводя итог всему вышесказанному можно  заключить, что под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  вопросы недобросовестной конкуренции

1.1 Понятие и сущность  недобросовестной  конкуренции

      Для того чтобы более полно раскрыть содержание понятия «недобросовестная конкуренция» необходимо дать определение самой конкуренции, т.к. конкуренция и недобросовестная конкуренция являются антитезными понятиями.

      Термин  “конкуренция” вошел в экономическую  теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”. В экономике конкуренция определяется следующим образом.

      “Конкуренция -- ситуация, когда существует несколько  альтернативных направлений использования  редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом”. Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. --М.: “Проспект”, 1998. -- с.16.

      Толкование  понятия конкуренции в экономической  науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

      Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

      Наряду  с поведенческой трактовкой начиная  с конца ХIХ века в экономическую  теорию стала проникать другая, структурная  концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов  были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

      Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, “в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае -- об одной из разновидностей конкуренции несовершенной”. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 2-е издание. М., 1998. -- С. 40.

      Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения  в классической теории, не проводившей  различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.

      Позднее спектр рыночных структур, анализируемых  экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин “конкуренция” в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.

      Кроме поведенческой и структурной  трактовки конкуренции, в экономической  теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также  характеристика конкуренции как  “процедуры открытия”.

      Функциональный  подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели -- организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя -- осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать “созидающим разрушителем”. Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.

      Другой  австрийский экономист и политический философ -- Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая  ее как “процедуру открытия”. По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

     Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что недобросовестная конкуренция  вобрала в себя все негативные черты конкурентной борьбы, становясь  не эффективным методом развития рыночных отношений, а наоборот их тормозом, и даже разрушителем таких отношений. 

1.2 Классификация методов  недобросовестной  конкуренции

      Методы  недобросовестной конкуренции чрезвычайно  разнородны и многолики в своих  проявлениях, они применяются везде, где имеется возможность каким-либо образом прямо или косвенно воздействовать на конкурента, поставит последнего в тяжелое положение путем дезорганизации его производства или лишения клиентуры.

Статья 14 ФЗ РФ «О защите конкуренции» выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции:

- распространение  ложных, неточных или искаженных  сведений, которые могут причинить  убытки хозяйствующему субъекту  либо нанести ущерб его деловой  репутации;

- введение в  заблуждение в отношении характера,  способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное  сравнение хозяйствующим субъектом  производимых или реализуемых  им товаров с товарами, производимыми  или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен  или иное введение в оборот  товара, если при этом незаконно  использовались результаты интеллектуальной  деятельности и приравненные  к ним средства индивидуализации  юридического лица, средства индивидуализации  продукции, работ, услуг;

Информация о работе Недобросовестная конкуренция