Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 23:57, курсовая работа
В данной работе я рассмотрю основные понятия, связанные с офертами, основные этапы их проведения, а также, непосредственно сами методы выявления лучшего поставщика. В ходе написания курсового проекта мною было выведено множество разнообразных способов оценки конкурсных предложений. Я выделила основные и наиболее часто применяемые из них и подробно изложила их суть в своей работе.
Введение……………………………………………………3
Основная часть……………………………………………4
Основные понятия…………………………………………………4
Методы оценки конкурсных предложений……………………11
Оценка конкурсных заявок……………………………………………………………....11
Методы оценки конкурсных предложений…………………………………………….12
Ценовая оценка………………………………………………………………13
Балльная оценка……………………………………………………………..15
Основные проблемы балльной оценки…………………………………………………20
Основные этапы балльной оценки………………………………………………………22
Преодоление эффекта компенсации в балльном методе……………………………...24
Мягкий рейтинг……………………………………………………………..27
Экспертно-балльный метод………………………………………………...27
Проблема экспертов: "добрый" и "злой"………………………………………………27
Шкалы качественных критериев…………………………………………28
Оценка на основании величины Индекса оптимальности конкурсного предложения……………………………………………………………………...29
Заключение………………………………………………..35
Список литературы………………………………………37
Обеспечение конкурсной заявки – обеспечение исполнения обязательств поставщика (должника) перед государственным заказчиком (кредитором), связанных с подачей конкурсной заявки.
Эти обязательства включают:
В качестве обеспечения конкурсной заявки обычно используется банковская гарантия или залог.
Рассмотрим один из видов конкурса, для составления полной картины представления данных выше определений.
Открытый конкурс – вид конкурса, в котором могут участвовать любые поставщики. Это означает, что любые поставщики могут подать заявку на участие в конкурсе. Однако эти заявки могут не рассматриваться в определенных случаях (например, поставщик не удовлетворяет установленным требованиям к правоспособности и квалификации).
Открытый конкурс признается основным способом размещения государственного заказа (закупки продукции для государственных нужд). Это означает, что открытый конкурс должен проводиться практически всегда, если только нет специальных обстоятельств (ограниченный рынок, специализированная продукция, малые закупки, срочные закупки, секретные закупки).
Извещение о проведении открытого
конкурса публикуется в печатных
средствах массовой информации международного
или национального
Организатор конкурса предоставляет конкурсную документацию по письменному требованию любого поставщика, который запрашивает ее в связи с публикацией извещения (и оплаты конкурсной документации, если это предусмотрено условиями конкурса).
После получения конкурсной документации поставщики в течение достаточно продолжительного периода времени (обычно около 4-6 недель) готовят свои конкурсные заявки, то есть собирают необходимые справки, проводят расчеты и подготавливают нужные документы. В ходе этой работы поставщики в письменной форме могут обратиться к организатору конкурса с просьбой разъяснить отдельные положения конкурсной документации. Организатор конкурса в обязательном порядке отвечает на такие запросы, также в письменной форме.
Поставщики должны подать конкурсные заявки не позднее срока, установленного в конкурсной документации. Организатор конкурса обязан зарегистрировать любую конкурсную заявку и выдать расписку о ее получении.
В заранее определенный день в заранее определенном месте организатор конкурса вскрывает каждую поступившую конкурсную заявки и оглашает ее основные условия (прежде всего наименование и адрес поставщика, цену конкурсной заявки и краткое описание предлагаемой этим поставщиком продукции). На этой процедуре имеют право присутствовать представители поставщиков, которые подали конкурсные заявки.
Далее в течение достаточно
продолжительного периода времени
(обычно одна-три недели, в ряде случаев
и больше) организатор конкурса оценивает
конкурсные заявки и готовит рекомендации
по определению выигравшего
Конкурсная комиссия на своем
заседании по определению выигравшего
поставщика изучает подготовленные
организатором конкурса рекомендации
(при необходимости обращаясь
к первоисточнику) и принимает
решение о выигравшем поставщике.
Далее выигравшему поставщику в
письменной форме направляется приглашение
заключить договор. Договор заключается
между государственным
Процедура открытого конкурса
также предусматривает
Методы оценки конкурсных предложений.
Итак, перейдем к непосредственному рассмотрению различных методов оценки конкурсных предложений.
Оценка конкурсных заявок.
Обычно проводится в три этапа (см. рис 3.3.).
На первом проверяется соблюдение формальных требований, изложенных в конкурсной документации.
В ходе такого предварительного рассмотрения проверяется соответствие оформления предложения требованиям конкурсной документации, наличие и действительность необходимых документов (справки, сертификаты, банковская гарантия и .т п.), проверяются полномочия лица, подписавшего конкурсную заявку, законченность и целостность предложения, наличие ошибок в расчетах.
1. Проверка на |
Оценка |
|||
конкурсных заявок |
||||
форме |
||||
2. Проверка на |
Техническая |
|||
соответствие по |
||||
экспертиза |
||||
содержанию |
||||
3. Ранжирование |
Финансовая |
|||
заявок |
||||
экспертиза |
||||
Рис 3.3. Основные этапы оценки конкурсных заявок
При закупке сложных работ дополнительно проводится техническая и экономическая экспертизы.
На втором этапе предложения рассматриваются на предмет соответствия требованиям конкурсной документации в части условий выполнения договора и требованиям технического задания – отвечает ли предлагаемая продукция техническим требованиям, соблюдаются ли графики поставок и платежей, требования по послепродажному обслуживанию, запчастям и т. д.
Если победитель конкурса будет определяться не только по цене и условиям поставки, но и по степени удовлетворения существующих потребностей заказчика,на этом этапе
оценивается, насколько различаются технические характеристики предлагаемой разными поставщиками продукции.
Что касается анализа цены, указанной в заявке, то учитывать следует не только декларированную поставщиком цену(включая транспортировку, установку и обучение), но и стоимость запчастей и комплектующих, а также эксплуатационные расходы и расходы по техобслуживанию, установке, обучению.
Последний этап заключается в ранжировании предложений и определении на его основании победителя.
Методы оценки конкурсных предложений.
Одной из самых важных и сложных задач в оценке предложений, а быть может и проведения конкурса, является выбор победителя. Конечно, это может показаться элементарным, если речь идет о выборе по одному измеримому критерию, такому как цена. И даже по двум-трем.
Но чаще критериев больше и часть из них не количественные, а качественные, которые зачастую формализовать весьма не просто.К тому же не всегда очевидно, насколько эти критерии независимы друг от друга.
Методов выбора наилучшего варианта (предложения) разработано довольно много, так как эта задача актуальна для большинства сфер человеческой деятельности,а не только для конкурсных закупок. Существует даже отдельная дисциплина- теория принятия решений, в рамках которого разработаны мощные математические модели,такие как метод анализа иерархий.
Однако в закупочной практике чаще всего используется
Применение иных методов является скорее экзотикой,так как для их реализации требуется достаточно глубокие математические знания,и логика расчетов не прозрачна для большинства членов конкурсной комиссии ими не обладающими.К тому же их применение требует независимости и формализации сопоставляемых критериев,что также нередко проблематично, как мы уже говорили выше.
Ценовая оценка.
Максимальная объективность достигается при переводе всех характеристик предложений в денежное исчисление. Для этого используется понятие оценочной стоимости предложения.
Оценочная стоимость складывается из цены предложения и различных модификаторов, которые отражают все значимые неценовые характеристики. Модификаторы используются только в целях оценки и не влияют на цену контракта (см. пример 3.10.).
Например, если допускаются отклонения от заданного графика поставок, то за каждую неделю отставания к оценочная стоимость предложения будет увеличиваться на некоторый процент.
Пример 3.10. Использование оценочной стоимости.
Для бурения скважин с питьевой водой планируется закупить одну бурильную установку. Чем раньше начнутся бурильные работы, тем большую выгоду принесет проект.
Для простоты будем считать, что имеют значение только две технические характеристики оборудования – глубина бурения (не менее 10 метров) и производительность (7 скважин в сутки).
Ниже приведены требования конкурсной документации с указанием соответствующих модификаторов оценочной стоимости. Отметим, что не допускается представление оборудования с глубиной бурения меньше 10 метров. Заказчик также не нуждается в бурении скважин глубже 20 метров.
На конкурс представлены предложения трех поставщиков: «Oil-CIS Ltd» (Австрия), ООО «Бур Гефеста», ОАО «Вестал». Лучшее ценовое предложение подготовила «Oil-CIS Ltd» - 100 тыс. долл. Однако, рассчитав оценочную стоимость, мы приходим к выводу, что победителем является ОАО «Вестал». С этой компанией и будет заключен договор - на 120 тыс. долл.
|
Требования |
Цена |
Срок |
Технические характеристики |
Итого |
|||||||||||||||
(тыс. |
поставки |
(Оценочная |
||||||||||||||||||
Глубина бурения |
Производительность |
|||||||||||||||||||
долл.) |
(недель) |
(метров) |
(скважин/день) |
стоимость) |
||||||||||||||||
Конкурсная |
- |
6 недель |
10 метров |
7 скважин в день |
- |
|||||||||||||||
документация |
||||||||||||||||||||
Модификатор |
- |
+ 1% за отставание |
- 2% за метр (не более |
+/- 5% за скважину ( но |
- |
|||||||||||||||
оценочной |
- 1% за опережение |
+10 метров) |
не менее 5 скважин в |
|||||||||||||||||
- - не допустимо |
день) |
|||||||||||||||||||
стоимости |
||||||||||||||||||||
Предложения |
поставщиков |
|||||||||||||||||||
«Oil-CIS Ltd» |
100 тыс. |
11 недель (+5%) |
10 метров (0%) |
7 скважин в день (0%) |
+5% |
|||||||||||||||
долл. |
105 тыс. долл |
|||||||||||||||||||
ООО |
«Бур |
105 тыс. |
6 недель ( 0%) |
12 метров (- 4%) |
6 скважин в день (+5%) |
+1% |
||||||||||||||
Гефеста» |
долл |
105,05 тыс. |
||||||||||||||||||
долл. |
||||||||||||||||||||
ОАО «Вестал» |
120 тыс. |
1 недели (- 5%) |
25 метров (-20%) |
8 скважин в день (-5%) |
-30% |
|||||||||||||||
долл |
84 тыс. долл. |
|||||||||||||||||||
Метод ценовой оценки является одним из наиболее прозрачных и объективных. При его помощи обычно оцениваются предложения по простым закупкам в рамках проект Всемирного Банка (победителем считается предложение “минимальнойс оценочной стоимостью”) и ЕС (победа присуждается “экономически наиболее целесообразному” предложению).
Следует отметить, что при расчете модификаторов, в оценочной стоимости необходимо учитывать возможные изменения цены за весь период использования закупаемого товара или услуг. Особенно это важно при закупках высокотехнологичных товаров, цены на которые быстро снижаются, модельный ряд регулярно обновляется, а рабочие характеристики – заметно возрастают.
Недостатком этого метода является весьма ограниченный круг закупок,для которых его возможно применить. Дело в том, что рассчитать оценочную стоимость легко только при простых закупках. Чем больше критериев, особенно качественных, тем сложнее формализовать механизм расчета модификаторов.
Балльная оценка.
Балльный метод является одним из наиболее распространенных в отечественно закупочной практике, за счет своей наглядности и простоты. Свой вклад в популяризацию этого метода внесли и методические рекомендации63, разработанные Министерством экономики РФ и рекомендованные для использования при проведении государственных закупок.
При применении бального метода выбираются оцениваемые критерии(цена, квалификация, график платежей, производительность оборудования и т. п.), определяются их важность - относительные веса (важность), в сумме равные единице(например, цена – 0.9, квалификация – 0.1). Затем производится оценка по выбранным критериям и взвешенное суммирование (см. пример 3.11.). Этот метод наиболее эффективен при работе количественными критериями.
Пример 3.11. Использование балльной оценки
Для организации закупается под заказ 5 единиц спецтехники (марка, комплектация и т. п. |
|||||||
строго соответствуют требованиям технического задания).Так как от сроков начала ее |
|||||||
использования зависит начало выполнения ряда проект, основными факторами выбора |
|||||||
поставщика являются цена (70%) и сроки поставок (30%). |
|||||||
Критерий |
Вес |
Поставщик 1 |
Поставщик 2 |
Поставщик 3 |
|||
1. Цена |
0.7 |
9 млн. руб. |
8 млн. руб. |
6 млн. руб. |
|||
Баллы |
10 |
7 |
5 |
||||
Взвешенная оценка |
7 |
4.9 |
3.5 |
||||
2. Срок поставки |
0.3 |
7 недель |
12 недель |
||||
Баллы |
10 |
9 |
6 |
||||
Взвешенная оценка |
3 |
2.7 |
1.8 |
||||
Итого взвешенных баллов |
10 |
7.6 |
5.3 |
||||