Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:48, курс лекций
Учение о проектировании машиностроительных заводов за сравнительно короткий срок прошло путь от простой систематизации заводского опыта до создания научной дисциплины.
Первые научные положения по технологическому проектированию заводов имеются в трудах проф. Тимме И.А. (1836 – 1896), дальнейшее развитие они получили в трудах проф. Гаврилина (1861 – 1914).
Настоятельная необходимость в создании научной дисциплины «Проектирование машиностроительных цехов и заводов» возникла в годы первых пятилеток (в период индустриализации и коллективизации). За эти годы было построено более 1500 заводов, в т.ч. промышленные гиганты (ГАЗ, ЗиЛ, ХТЗ, ВТЗ, ГПЗ-1 и др.). Поэтому научное проектирование предприятий и создание научных основ для такого проектирования стало одной из актуальнейших задач в процессе индустриализации. Поэтому советские ученые разработали научно-обоснованную методику проектирования машиностроительных заводов. И с начала 30-х годов в учебные планы ВУЗов по специальности «Технология машиностроения» был включен курс «Основы проектирования механических и сборочных цехов».
№ п/п | Наименование | Грузоподъем-ность, т | Скорость передвижения, км/ч |
Межкорпусная перевозка | |||
1. | Автопогрузчики | 1 – 5 | 15 – 40 |
2. | Электропогрузчики | 0,25 – 3 | 6 – 10 |
3. | Электротягачи | тяг. усил. 250 – 800 кгс | 7 – 12 |
4. | Электротележки | 0,5 – 5 | 7 – 15 |
5. | Тракторы с прицепными тележками | 2 – 5 | 20 |
Внутрицеховой, межцеховой и внутрикорпусной транспорт. | |||
1. | Электропогрузчики | 0,25 – 3 | 6 – 10 |
2. | Электротележки | 0,5 – 5 | 7 – 15 |
3. | Электроштабелеры | 0,1 – 2 | 3 – 7 |
4. | Ручные тележки | 0,3 – 1,25 | - |
В
цехах тяжелого машиностроения применяют
специальные тележки с
К этому виду оборудования относятся мостовые и подвесные краны до 5 т, мостовые краны (5 – 75 т), монорельсы, краны-штабелеры.
Мостовые опорные краны перемещаются по путям, опорами которых являются консоли колонн. Их назначение – установка, кантование и межоперационное транспортирование. Высота подъема – 16 – 32 м, скорость передвижения 70 – 120 м/мин.
Мостовые
и подвесные однобалочные краны
(до 5 т) применяются для
Консольные краны (поворотные) с электроталями и подъемниками для непосредственного обслуживания рабочих мест. Устанавливают их на отдельных стойках или на колоннах, а также встраивают в станок. Грузоподъемность их 1 – 5 т, высота подъема – до 6 м.
Монорельсы
применяют совместно с
Краны-штабелеры предназначены для обслуживания складов, но их иногда применяют в производственных цехах. Они сочетают в себе достоинства кранов и электропогрузчиков и бывают опорными и подвесными. У этих кранов большая производительность, простота управления, возможность обслуживания помещений с различным уровнем пола, высокая маневренность и т.д.
Выпускают их грузоподъемностью 125 кг. до 5 т, высота подъема груза до 18 м.
К подвесному транспорту относятся конвейеры, однорельсовые дороги, самоходные тележки и тягачи. Это гибкий в горизонтальной и вертикальной плоскости транспорт, легко приспособляемый к возможным изменениям технологического процесса, имеющий возможность доставлять грузы непосредственно к рабочим местам.
Подвесной транспорт может быть автоматического и дистанционного управления. Этот вид транспорта широко применяется для перемещения грузов между рабочими местами.
Наиболее распространенный вид подвесного транспорта – конвейеры, среди которых выделяют грузонесущие, толкающие и грузотянущие. Имеются также комбинированные конструкции конвейеров.
У
грузонесущего конвейера
У
подвесных толкающих конвейеров
тяговый элемент не прикреплен к
грузовой тележке, которая движется
по отдельному (нижнему) грузовому пути
при помощи толкателя, прикрепленного
к тяговой цепи, движущейся на каретках
по своему верхнему тяговому пути. Наличие
двух раздельных путей: тягового и грузового
дает возможность свободного включения
и отключения грузовых тележек от тяговой
цепи и переход их на другие пути, что является
важнейшей конструктивной особенностью
этого типа конвейера. Применяется в массовом
и серийном производстве. Грузоподъемность
– 32, 125, 500, 1250 кг. Диапазон скоростей - 0,8
– 24 м/мин.
Подвесные грузотянущие конвейеры служат для транспортирования груза на напольной тележке, перемещаемой по полу при помощи захвата или толкателя, укрепленного на каретке, которая перемещается по подвесному пути. Преимуществами грузотянущих конвейеров являются:
Этот вид транспорта широко распространен в поточно-массовом и поточно-серийном производстве в основном для передачи деталей и узлов. В серийном производстве конвейеры должны быть универсальными, т.е. учитывать габариты, вес и конфигурацию деталей.
Существует
несколько типов напольных
Роликовые конвейеры (рольганги) получили широкое распространение в механических и сборочных цехах. Особенно удобны такие конвейеры для транспортирования корпусных деталей массой 25 – 100 кг с плоской опорной поверхностью, а также для мелких деталей в таре.
Они могут быть приводными и неприводными, горизонтальным и наклонными (уклон 1 – 3%). Кроме того, они делятся на стационарные и переносные или передвижные, монтируемые на колесах. Как разновидность применяются шариковые конвейеры. Неприводные роликовые конвейеры допускают возможность разветвления путей с помощью переходных секций. В приводных роликовых конвейерах вращение передается на все рабочие ролики. скорость передвижения на таком конвейере до 9 м/мин. Приводные конвейеры применяют главным образом для внутрицехового транспортирования готовых деталей и узлов на расстояние до 30 м. Приводные и неприводные конвейеры применяются для грузов массой до 1200 кг.
Скаты выполняются в виде желобов, длиной до 10 м с уклоном 1:15 – 1:10 и служат для перемещения тел вращения.
Склизы выполняют с уклоном 1:5 и применяют для перемещения плоских деталей, либо деталей в таре.
Пластинчатые
конвейеры применяются в
Ленточные конвейеры в машиностроении применяются редко и служат в основном для транспортирования мелких деталей.
Для
транспортных операций используются также
различные разновидности
Для
своевременного обеспечения цехов
материалами, заготовками, деталями и
узлами необходимо определять потребное
количество подъемно транспортных средств.
Для точного определения
Количество
элементов напольно-
где Q – годовой грузооборот, т;
qэ – грузоподъемность электротележки,т;
Тэ – общее время пробега (оборот) электротележки, мин;
К1 – коэффициент неравномерности;
К2 – коэффициент использования грузоподъемности (» 0,8);
Фдо – действительный годовой фонд времени работы оборудования при соответствующем числе смен, час;
m = 1 или 2 коэффициент, учитывающий одно или двухстороннюю систему перевозок;
Общее время пробега электротележки:
Тэ = Тпр + Тп +Тр + Тз,
где Тпр – время пробега эл. тележки в оба конца, мин
Тп – время погрузки, мин;
Тр – время на разгрузку, мин;
Тз – время случайных задержек (примерно 10% на каждый рейс), мин;
Время пробега эл. тележки в оба конца:
где l – среднее расстояние при маршрутных перевозках;
v – среднетехническая скорость электрокары;
Количество мостовых кранов для механических цехов:
где n – число деталей, транспортируемых в смену;
i – среднее число транспортных операций на одну деталь;
Ткр – общее время пробега крана, мин;
Тсм – время работы в смену, мин;
Ткр = Тпр + Тп +Тр + Тз,
где Тпр – время пробега эл. тележки в оба конца, мин
Тп – время погрузки, мин;
Тр – время на разгрузку, мин;
Тз – время случайных задержек (примерно 10% на каждый рейс), мин;
где l – средняя длина пробега крана (приближенно принимается равной половине длины обслуживаемого участка), м;
v – средняя скорость движения крана в м/мин (30 – 80 м/мин).
Для сборочных работ количество подъемных кранов определяется на основе графиков сборки, в которых приводится время работы крана на каждой операции. Укрупненно для механических цехов принимается 1 крана на 40 – 80 м длины пробега, а для сборочных работ на 30 – 50 м.
При расчете подвесных конвейеров используют скорость или производительность:
где Q – производительность конвейера в шт/час;
t - такт работы в мин;
l – шаг подвесок в м;
n – количество изделий на одной подвеске, шт.
Для конвейеров, обслуживающих станочные линии, скорость принимается 1 – 6 м/мин (при массе изделий 30 – 50 кг скорость принимают не более 3 м/мин). При необходимости создания запаса на конвейере в расчет вводят коэффициент увеличения производительности (до 5).