Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:26, курсовая работа
Базой кадрового планирования являются анализ потребностей в персонале и изучение информации о производительности работающих и издержках на их содержание.
В связи с дефицитом рабочей силы кадровое планирование стало во многих организациях интегрирующей составной частью предпринимательского планирования.
Введение……………………………….……………………...…………...3
1. Сущность кадрового планирования современных организаций……………4
2. Особенности, цели и задачи кадрового планирования………………………6
3. Стадия процесса кадрового планирования………………………………….12
3.1. Учет имеющихся кадров при определении числа необходимой рабочей силы…………………12
3.2. Методы прогнозирования кадровых потребностей…..……………13
3.3. Разработка конкретных планов…………………..………………….15
4. Проблемы кадрового планирования современных организаций…..………17
5. Временные рамки кадрового планирования………………………………...20
6. Распространенные «ловушки» процесса кадрового планирования………..21
Заключение………………………….…………………………………….23
Список литературы…………………….…………………………………24
В рамках системы бюджетирования вопросы кадрового планирования решаются с учетом программы работ, заданий, проектов. Используя основные положения по нормированию труда, исходя из объемов и состава работ, можно рассчитать численность работающих, необходимых для выполнения этих работ и их качественный состав. Однако это сопряжено с рядом трудностей: во-первых, необходимо детальное планирование состава работ, их разделение на составляющие, поддающиеся нормированию: во-вторых, устаревшая нормативная база не всегда соответствует решаемым задачам.
Традиционно потребность
фирмы в людских ресурсах с
учетом бюджетных ограничений
При этом нужно иметь в виду, что рутинная схема ведения штатного расписания не учитывает такие важные факторы, как высокая динамика бизнеса и постоянное изменение в требованиях к трудовым ресурсам в количественном и качественном выражении, поэтому кадровое планирование должно опираться на динамичную схему ведения штатного расписания, отражающую как значительные изменения на планируемых этапах деятельности в форме версий штатного расписания, так и планируемые изменения и дополнения к ним.
Однако для практической
работы по кадровому планированию инструкции
с должностными и функциональными
обязанностями должны быть также
формализованы в виде профиля
сотрудника - набора значений определенных
показателей, описывающих знания и
навыки, необходимые для выполнения
функциональных обязанностей. Для повышения
оперативности кадрового
К вопросам, решаемым в первую очередь в рамках кадрового мониторинга и прогноза, относятся:
3. Стадия процесса кадрового планирования.
3.1. Учет имеющихся кадров при определении числа необходимой рабочей силы.
Здесь должен быть дан ответ на вопрос: что есть и в чем несоответствие с тем, что необходимо? То есть происходит оценка кадровых ресурсов фирмы. Суть планирования в том, что оценка принимает вид постоянного отслеживания, а не периодических мероприятий (ответ на вопрос “Что есть?” всегда готов).
На этом этапе работа должна вестись в трех направлениях:
1. оценка, анализ состояния наличных ресурсов (их количество, текучесть, качество, результативность труда, заслуги, компетентность, оптимальность их загрузки и так далее);
2. оценка внешних источников. К ним относятся работники других предприятий, выпускники учебных заведений, учащиеся;
3. оценка потенциала указанных источников (качественные резервы развития ресурсов).
В соответствии с
эволюцией кадровой политики (от функции
снабжения готовой рабочей
Особое значение ресурсный блок приобретает в условиях инновационного процесса, поскольку кадры составляют важнейший элемент научно-технического потенциала фирмы, причем работающий в режиме активной обратной связи (генерирование нововведений). В данном блоке выявляются те, кто способен развиваться в неопределенных условиях (новаторов), оценивается их пригодность к творческой работе. Часто меняется и единица оценки, ею становится группа работников.
Следующая ступень – оценка соответствия требований и ресурсов (в настоящее время и в будущем). Выявление разрыва окончательно корректирует количественную и качественную потребность в кадрах. Очень важно установить природу несоответствия требуемого и имеющегося, поскольку этим обуславливается круг мероприятий по его ликвидации.
3.2. Методы прогнозирования кадровых потребностей.
Прогнозирование потребностей
в персонале организации может
быть выполнено при использовании
ряда методов (по отдельности и в
комплексе). Понятно, что, независимо от
используемого метода, прогнозы представляют
собой определенные приближения
и не должны рассматриваться в
качестве абсолютно верного результата,
Методы для прогнозирования потребностей в персонале могут быть основаны либо на, скажем так, суждениях, либо на использовании математики. Суждения включают оценки управляющих и методику Дельфи.
1. При использовании метода оценок управляющих менеджеры представляют оценки будущих потребностей укомплектования персоналом. Эти оценки могут быть произведены как верхним управленческим звеном и передаваться "вниз", или же управленцами более низкого уровня и передаваться "вверх" для дальнейшего изменения. Хотя наибольший успех возможен при комбинации этих двух вариантов.
2. При методике Дельфи каждый из экспертов делает независимую оценку того, каким будет следующий запрос, руководствуясь всеми основными допущениями. Посредники, представляют прогноз и предположения каждого эксперта другим, и позволяет экспертам пересматривать их позиции, если это надо. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не появляется согласие.
Методы, основанные на использовании математики, включают различные статистические методы и методы моделирования. Статистические методы используют исторические данные дляпроектирования будущего состояния. Одним из них можно считать экстраполяцию – наиболее простой и часто употребляемый метод, который состоит в перенесении сегодняшней ситуации (пропорций) в будущее. Привлекательность этого метода состоит в его доступности. Ограниченность заключается в невозможности учесть изменения в развитии организации и внешней среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования и для организаций со стабильной структурой, действующих в относительно стабильных внешних условиях.
Методы моделирования
обычно обеспечивают упрощенный просмотр
кадровых потребностей в организации.
При изменении входных данных
кадровые разветвления могут проверяться
для различных сценариев
Если брать во внимание историю, то прогнозы, основанные на суждениях, использовались чаще, чем те, которые основаны на использовании математики. Методы экспертных оценок - более простые и обычно не требуют сложных исследований. Однако сейчас, учитывая быстрое увеличение числа ПК, можно предположить что методы, основанные на математике, будут использоваться чаще.
Отдельно выделяю методы определения необходимой численности кадров предприятия. При этом следует различать:
3.3. Разработка конкретных планов.
Как только требования
к персоналу определились, должны
разрабатываться планы действия
для достижения желаемых результатов.
Если требования сети указывают потребность
для добавлений, планы должны делаться
набирать, выбирать, ориентировать, и
подготавливать определенные количества
и типы необходимого персонала. Если
уменьшение в трудовом составе необходимо,
планы должны делаться так, чтобы
реализовать необходимые
Имеются четыре базисных пути, как сократить общее число служащих:
(1) Сокращения производства;
(2) Истечение срока, завершение;
(3) побуждения к раннему уходу в отставку;
(4) побуждения к
добровольному уходу с
Подходы, не приводящие к отставке служащих, включают:
(1) реклассификацию;
(2) пересылку;
(3) распределение работы.
Реклассификация включает
или понижение в должности служащего,
понижение возможностей работы, или комбинации
этих двух. Обычно, реклассификация
Распределение работы - установка, чтобы ограничить сокращение производства и завершения через пропорциональное уменьшение часов среди служащих.
Планы действия должны планироваться постепенно с выполнением кадрового планирования.
На организационные
цели влияет большое количество исторических
и относящихся к окружению
факторов. Относящиеся к окружению
факторы будут включать переменные
типа экономики, конкуренции и технологии.
Когда организационные цели установились,
они транслируются в
Отдельные менеджеры определяют человеческие ресурсы, необходимые для достижения целей. Отдел кадрового планирования соединяет и определяет общий спрос в персонале для данной организации.
Подобно этому, сеть кадровых требований основывается на информации, представленной на рассмотрение различными отделами организации в свете доступного персонала и ожидаемых изменений. Если требования сети положительны, организационные орудия - набор, выбор, обучение, и разработка. Если требование отрицательно, соответствующие корректировки должны делаться через сокращения производства, истечение срока, раннюю отставку или добровольный уход.
За последнее
десятилетие сложность задачи управления
кадрами в больших и особенно
многопрофильных и
Задача управления кадрами
усложняется еще и тем, что
развитие новых экономических отношений
приводит к все большей конкуренции
в борьбе за квалифицированные кадры,
что в свою очередь, требует повышения
качества индивидуальной работы с сотрудниками,
хорошего знакомства с их предыдущей
трудовой деятельностью, использования
современных методов
Проблемы внедрения и развития кадрового планирования на современных предприятиях обусловлены:
- трудностью планирования
кадров, обусловленной сложностью
прогнозирования трудового
- двойственностью
системы экономических целей
в кадровой политике. Если при
планировании в области
Эффективность кадрового планирования зависит от множества факторов, но есть восемь основных «камней преткновения»: