Государственное регулирование досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации культурная (досуговая) деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от его национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.[3

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
Специфика культурно-досуговой деятельности….…5
Субъекты культурно - досуговой деятельности………………….…5
Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека..9
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………12
Роль и назначение государства в развитии досуга…………………14
Международные акты и отечественное законодательство о культуре (досуге)…………………………………………………………..……19
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

куросовая №2 z.docx

— 50.68 Кб (Скачать)

     В Новое время, и особенно в эпоху  Просвещения, в западных странах  досуг людей использовался в  формировании необходимых качеств  гражданского общества. В государственной  политике были выработаны приемы, стимулировавшие  культурное развитие страны, а позже  сформировалась целостная культурная политика с системой мероприятий  и законодательно-правовых механизмов, осуществляемых органами власти с целью  культурного развития как отдельных  групп населения (в частности, детей, подростков, юношества), так и всего  общества.

     Постепенно  в странах Западной Европы и Северной Америки появлялись законодательные  способы регламентации рабочего и свободного времени на основе научных  рекомендаций о сбалансированном соотношении  труда и отдыха, а также формировались  государственные механизмы развития досуговой деятельности. В обществе помимо народно-трудовых (календарных) и религиозных праздников отмечались общегражданские праздники, связанные  с политическими и общественно-историческими  датами. Это явилось признанием того, что праздничные отрезки времени  и досуг населения способны выступать  фактором осознания обществом своего национального единства и развивать  у людей гражданские чувства.

     В наше время культурная политика многих государств мира, а также механизмы  государственно-правового регулирования действуют в разных областях досуга в многообразных формах. Одно из важнейших направлений культурной политики сводится к предоставлению равного доступа к культурным ценностям представителям всех социальных слоев и групп населения. Перераспределяя финансовые ресурсы, государство своей культурной политикой создает благоприятные условия для того, чтобы представители молодых поколений, а также социально незащищенных слоев (низкооплачиваемые работники, инвалиды, многодетные семьи, пенсионеры) могли в свободное время приобщиться к национальному наследию, включиться в творческие занятия, познакомиться с современными формами досуга. Обычно государство принимает меры по развитию и регулированию деятельности СМИ, музеев, библиотек, а также спорта, туризма, образовательной системы, направляет усилия на воспитание подрастающих поколений и т.п. Многие аспекты культурной политики, включая и политику в сфере досуга, поддерживаются законодательной практикой, механизмами правоприменительной практики, общественного контроля, судебного разбирательства.

     Одна  из форм государственно-правового регулирования  досуга связана с регламентацией деятельности бизнеса в сфере культуры и рекреации, домашних и внедомашних занятий населения в свободное время.

     Объем и формы государственно-правового  регулирования домашнего досуга в разных странах неодинаковы. Государственная  власть любого государства опирается  на традиции, ориентируется на поддержку  бизнеса, а также общественных и  религиозных организаций, учитывает  состояние общественного сознания.

     В условиях современной урбанистической  среды, где жилищный фонд состоит  в основном из многоквартирных домов, как правило, вырабатываются законы, запрещающие шумное поведение гостей и громкую музыку после определенного вечернего часа и по ночам (если это не связано с массовым праздником). В других странах законодательный и общественный запрет на отдельные виды действий или досуговых занятий связан с религиозными традициями (как, например, запрет на продажу и распитие алкогольных напитков в ряде мусульманских стран).

     В любой стране сфера правового  регулирования организации досуга развивается как часть экономики (социокультурный и досуговый сервис) и особой разновидности бизнеса (бизнес в сфере культуры, информационного обеспечения, рекреации и т.п.). Организаторы досуговой деятельности опираются на институциональные основы и правовые механизмы, регулирующие предпринимательскую активность, хозяйственную практику в сфере культуры, рекреации и досуга. Законодательные и исполнительные структуры определяют формы собственности в сфере производства культурных продуктов, а также важнейшие принципы экономической деятельности в области социальных и культурных услуг, включая досуговые услуги. Во многих странах приняты общественно-институциональные ограничения на свободу действий потребителей и производителей услуг в условиях отдыха. Таким образом, данные механизмы формируют институционально-правовую основу развития культурной активности и досуговой деятельности граждан. 
 

    1. Международные акты и отечественное  законодательство о  культуре (досуге)
 

     В рамках общегосударственной или  региональной культурной политики, а  также благодаря корпоративной  или общественной инициативе в разных странах осуществляются крупные  инновационные проекты в сфере  культуры и досуга. Реализация подобных проектов позволяет одновременно не только разрешить многие проблемы экономического развития конкретного региона, но и  повысить культурный престиж страны в целом.

     В этом деле особенно важна роль властных органов. Именно государственная или  региональная власть выступает организатором  и спонсором масштабных инициатив  в проектировании новых форм культурной активности и досуговых традиций. В некоторых случаях роль государства  или местных органов власти не может быть заменена деятельностью  бизнесменов, спонсоров. Властные органы обладают широкими возможностями стимулировать  разработку проекта, объединить стороны, заинтересованные в его реализации (инвесторов, представителей разных направлений  бизнеса и др.), поддержать внедрение  и дальнейшее развитие данного проекта в общественной практике. Результатом подобного национального проекта в области французского мирового кинематографа стали разработка и проведение Каннского кинофестиваля. Он зарождался в условиях острого недостатки материально-финансовых ресурсов в послевоенной Франции и открылся в 1946 г. в небольшом курортном городе с целью оживить его культурную жизнь в период туристских сезонов. С тех пор кинофестиваль проходит здесь каждые два года. Другим примером удачного проекта, осуществленного посредством государственной политики и активности национального бизнеса, может служить создание разветвленной инфраструктуры въездного туризма и социокультурного обслуживания в Турции.

     В нашей стране множество культурно - досуговых проектов было реализовано государством в советский период в рамках культурной поли­тики. В современных условиях проектирование и реализация таких проектов стало чаще осуществляться не государственными структурами, а региональными властями.

     Таким образом, через культурную политику, правовые регуляторы и разные формы надзора общество стремится заключить досуг в правовое пространство, в рамках которого возможна подлинная рекреация человека. За пределами этих рамок, как правило, рождается конфликт между личностью и социальным окружением, происходит ее деградация и распад. При этом область досуга остается наделенной большей свободой выбора в сравнении с жестко регламентированной трудовой активностью и непреложными нагрузками в домашнем хозяйстве.

     Правовые  условия поддержки и развития сферы культуры определяются соответствующими международными документами и отечественным  законодательством. [3]

     К международным документам по вопросам культуры относятся:

• соответствующие  позиции Устава ООН и ЮНЕСКО, Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 5, 6);

• конвенции  ЮНЕСКО: Флорентийское соглашение 17.06.1950 г. (о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера) и последовавшие протоколы к  соглашению; Гаагская конвенция (о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта), последовавшие протоколы  и резолюции; Бейрутское соглашение 10.12.1948 г. (о содействии распространению  в международном плане наглядно-звуковых материалов образовательного, научного и культурного характера); Конвенция  о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности  на культурные ценности (14.11.1970 г.); Конвенция  по охране всемирного культурного и  природного наследия (16.11.1972 г.) и др.;

• декларации ЮНЕСКО: Декларация международного культурного  сотрудничества (01.11.1968 г.); Декларация руководящих принципов по использованию  вещания через спутники для свободного распространения информации, развития образования и расширения культурных обменов (15.11.1972 г.); Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств  массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека в борьбу против расизма и апартеида и  подстрекательства войне (28.11.1978 г.) и др.;

• рекомендации ЮНЕСКО: Рекомендации, определяющие принципы международного регламента археологических  раскопок (05.12.1956 г.); Рекомендации, касающиеся наиболее эффективных мер обеспечения  общедоступности музеев (14.12.1960 г.); Рекомендации о сохранении красоты и характера  пейзажей и местностей (11.12.1962 г.); Рекомендации о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности  на культурные ценности (19.11.1964 г.); Рекомендации о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных и частных работ

(19.11.1968 г.); Рекомендации об охране в  национальном плане культурного  и природного наследия (16.11.1972 г.); Рекомендации об участии и  вкладе народных масс в культурную  жизнь(26.11.1976 г.); Рекомендации о международном  обмене культурными ценностями (26.11.1976 г.); Рекомендации о сохранении  и современной роли исторических  ансамблей (26.11.1976 г.); Рекомендации  об охране движимых культурных  ценностей (28.11.1976 г.); Рекомендации  о положении творческих работников (27.10.1980 г.); Рекомендации об охране  и сохранении движущихся изображений  (27.10.1980 г.) и др.;

• всемирная  конвенция об авторском праве (06.09.1952 г.); Конвенция о международном  обмене изданиями (03.12.1958 г.); Рекомендации о международной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры (27.10.1980 г.);

• документы  ИКОМОС: Международная хартия по консервации  и реставрации памятников и достопримечательных  мест («Венецианская хартия» 31.05.1964 г.); Хартия по культурному строительству (09.11.1974 г.); Хартия по охране исторических садов (21.05.1981г.); Дрезденская декларация (18.11.1982 г.); Международная хартия по охране исторических городов (01.10.1987 г.); Хартия по охране и управлению археологическим  наследием (10.10.1990 г.); Международная  хартия по народной архитектуре (Пловдивская  хартия 1989 г.);

• акты Совета Европы и Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: Европейская  конвенция по культурному наследию (19.12.1954 г.); Европейская конвенция  об охране археологического наследия (пересмотренный вариант 16.01.1992 г.); Европейская  хартия по охране архитектурного наследия (26.09.1975 г.); Конвенция по охране архитектурного наследия Европы (03.10.1985 г.); Парижская  хартия для новой Европы (1990 г.).

     В этих документах культура понимается как определяющее условие реализации созидательного потенциала личности и  общества, форма утверждения самобытности народа и основа духовного здоровья нации, гуманистический ориентир и  критерий развития человека и цивилизации.

     Культура  каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей  уникальности и самобытности.

     Вся совокупность явлений и продуктов  материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение  которого ведет к утрате гармоничной  целостности всей национальной культуры.

     Участие в культурной жизни является неотъемлемым правом каждого гражданина, поскольку  человек — не только творец культуры, но и ее главное творение. Свободный  доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры.

     Культура  каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. Культурное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов  мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических  конфликтов, насилия и войн. Поэтому  культура обладает правом на международную  защиту в ситуации войн и конфликтов.

     Культура  обладает правом на поддержку со стороны  государства, которое несет юридические  и моральные обязательства перед  прошлым, настоящим и будущим  за сохранение и развитие культурного  наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории. Государственная  политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого  достоинства, обеспечении свободы  выбора каждым членом общества форм участия  в культурной жизни и творчестве. Государство обеспечивает равенство  возможностей и условий культурного  развития граждан, определяет направления, содержание и формы государственной  поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.

     Как гарант сохранения и развития культурного  наследия государство обязано:

• рассматривать  в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации  и обеспечивать его передачу будущим  поколениям;

• содействовать  формированию у граждан интереса, любви и уважения к культурному  наследию своего народа, к культуре других народов;

• обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку  молодых дарований и воспроизводство  творческой элиты;

Информация о работе Государственное регулирование досуговой деятельности