Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:02, курсовая работа
В Российской Федерации культурная (досуговая) деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от его национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.[3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
Специфика культурно-досуговой деятельности….…5
Субъекты культурно - досуговой деятельности………………….…5
Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека..9
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………12
Роль и назначение государства в развитии досуга…………………14
Международные акты и отечественное законодательство о культуре (досуге)…………………………………………………………..……19
Заключение
Список литературы
В Новое время, и особенно в эпоху Просвещения, в западных странах досуг людей использовался в формировании необходимых качеств гражданского общества. В государственной политике были выработаны приемы, стимулировавшие культурное развитие страны, а позже сформировалась целостная культурная политика с системой мероприятий и законодательно-правовых механизмов, осуществляемых органами власти с целью культурного развития как отдельных групп населения (в частности, детей, подростков, юношества), так и всего общества.
Постепенно
в странах Западной Европы и Северной
Америки появлялись законодательные
способы регламентации рабочего
и свободного времени на основе научных
рекомендаций о сбалансированном соотношении
труда и отдыха, а также формировались
государственные механизмы
В наше время культурная политика многих государств мира, а также механизмы государственно-правового регулирования действуют в разных областях досуга в многообразных формах. Одно из важнейших направлений культурной политики сводится к предоставлению равного доступа к культурным ценностям представителям всех социальных слоев и групп населения. Перераспределяя финансовые ресурсы, государство своей культурной политикой создает благоприятные условия для того, чтобы представители молодых поколений, а также социально незащищенных слоев (низкооплачиваемые работники, инвалиды, многодетные семьи, пенсионеры) могли в свободное время приобщиться к национальному наследию, включиться в творческие занятия, познакомиться с современными формами досуга. Обычно государство принимает меры по развитию и регулированию деятельности СМИ, музеев, библиотек, а также спорта, туризма, образовательной системы, направляет усилия на воспитание подрастающих поколений и т.п. Многие аспекты культурной политики, включая и политику в сфере досуга, поддерживаются законодательной практикой, механизмами правоприменительной практики, общественного контроля, судебного разбирательства.
Одна
из форм государственно-правового
Объем
и формы государственно-
В условиях современной урбанистической среды, где жилищный фонд состоит в основном из многоквартирных домов, как правило, вырабатываются законы, запрещающие шумное поведение гостей и громкую музыку после определенного вечернего часа и по ночам (если это не связано с массовым праздником). В других странах законодательный и общественный запрет на отдельные виды действий или досуговых занятий связан с религиозными традициями (как, например, запрет на продажу и распитие алкогольных напитков в ряде мусульманских стран).
В
любой стране сфера правового
регулирования организации
В рамках общегосударственной или региональной культурной политики, а также благодаря корпоративной или общественной инициативе в разных странах осуществляются крупные инновационные проекты в сфере культуры и досуга. Реализация подобных проектов позволяет одновременно не только разрешить многие проблемы экономического развития конкретного региона, но и повысить культурный престиж страны в целом.
В этом деле особенно важна роль властных органов. Именно государственная или региональная власть выступает организатором и спонсором масштабных инициатив в проектировании новых форм культурной активности и досуговых традиций. В некоторых случаях роль государства или местных органов власти не может быть заменена деятельностью бизнесменов, спонсоров. Властные органы обладают широкими возможностями стимулировать разработку проекта, объединить стороны, заинтересованные в его реализации (инвесторов, представителей разных направлений бизнеса и др.), поддержать внедрение и дальнейшее развитие данного проекта в общественной практике. Результатом подобного национального проекта в области французского мирового кинематографа стали разработка и проведение Каннского кинофестиваля. Он зарождался в условиях острого недостатки материально-финансовых ресурсов в послевоенной Франции и открылся в 1946 г. в небольшом курортном городе с целью оживить его культурную жизнь в период туристских сезонов. С тех пор кинофестиваль проходит здесь каждые два года. Другим примером удачного проекта, осуществленного посредством государственной политики и активности национального бизнеса, может служить создание разветвленной инфраструктуры въездного туризма и социокультурного обслуживания в Турции.
В нашей стране множество культурно - досуговых проектов было реализовано государством в советский период в рамках культурной политики. В современных условиях проектирование и реализация таких проектов стало чаще осуществляться не государственными структурами, а региональными властями.
Таким образом, через культурную политику, правовые регуляторы и разные формы надзора общество стремится заключить досуг в правовое пространство, в рамках которого возможна подлинная рекреация человека. За пределами этих рамок, как правило, рождается конфликт между личностью и социальным окружением, происходит ее деградация и распад. При этом область досуга остается наделенной большей свободой выбора в сравнении с жестко регламентированной трудовой активностью и непреложными нагрузками в домашнем хозяйстве.
Правовые условия поддержки и развития сферы культуры определяются соответствующими международными документами и отечественным законодательством. [3]
К международным документам по вопросам культуры относятся:
• соответствующие позиции Устава ООН и ЮНЕСКО, Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 5, 6);
• конвенции
ЮНЕСКО: Флорентийское соглашение 17.06.1950
г. (о ввозе материалов образовательного,
научного и культурного характера)
и последовавшие протоколы к
соглашению; Гаагская конвенция (о защите
культурных ценностей в случае вооруженного
конфликта), последовавшие протоколы
и резолюции; Бейрутское соглашение
10.12.1948 г. (о содействии распространению
в международном плане
• декларации ЮНЕСКО: Декларация международного культурного сотрудничества (01.11.1968 г.); Декларация руководящих принципов по использованию вещания через спутники для свободного распространения информации, развития образования и расширения культурных обменов (15.11.1972 г.); Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства войне (28.11.1978 г.) и др.;
• рекомендации ЮНЕСКО: Рекомендации, определяющие принципы международного регламента археологических раскопок (05.12.1956 г.); Рекомендации, касающиеся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев (14.12.1960 г.); Рекомендации о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (11.12.1962 г.); Рекомендации о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности (19.11.1964 г.); Рекомендации о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных и частных работ
(19.11.1968
г.); Рекомендации об охране в
национальном плане
• всемирная конвенция об авторском праве (06.09.1952 г.); Конвенция о международном обмене изданиями (03.12.1958 г.); Рекомендации о международной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры (27.10.1980 г.);
• документы ИКОМОС: Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест («Венецианская хартия» 31.05.1964 г.); Хартия по культурному строительству (09.11.1974 г.); Хартия по охране исторических садов (21.05.1981г.); Дрезденская декларация (18.11.1982 г.); Международная хартия по охране исторических городов (01.10.1987 г.); Хартия по охране и управлению археологическим наследием (10.10.1990 г.); Международная хартия по народной архитектуре (Пловдивская хартия 1989 г.);
• акты Совета Европы и Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: Европейская конвенция по культурному наследию (19.12.1954 г.); Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренный вариант 16.01.1992 г.); Европейская хартия по охране архитектурного наследия (26.09.1975 г.); Конвенция по охране архитектурного наследия Европы (03.10.1985 г.); Парижская хартия для новой Европы (1990 г.).
В этих документах культура понимается как определяющее условие реализации созидательного потенциала личности и общества, форма утверждения самобытности народа и основа духовного здоровья нации, гуманистический ориентир и критерий развития человека и цивилизации.
Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности.
Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры.
Участие в культурной жизни является неотъемлемым правом каждого гражданина, поскольку человек — не только творец культуры, но и ее главное творение. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры.
Культура
каждого народа имеет право на
участие в гуманистическом
Культура
обладает правом на поддержку со стороны
государства, которое несет юридические
и моральные обязательства
Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано:
• рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям;
• содействовать формированию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов;
• обеспечивать
художественное и эстетическое воспитание
подрастающего поколения, поддержку
молодых дарований и
Информация о работе Государственное регулирование досуговой деятельности