Государственное регулирование досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации культурная (досуговая) деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от его национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.[3

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
Специфика культурно-досуговой деятельности….…5
Субъекты культурно - досуговой деятельности………………….…5
Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека..9
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………12
Роль и назначение государства в развитии досуга…………………14
Международные акты и отечественное законодательство о культуре (досуге)…………………………………………………………..……19
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

куросовая №2 z.docx

— 50.68 Кб (Скачать)

Новосибирский государственный технический университет 

Кафедра  экономики  сервиса 
 
 
 

Курсовая работа.

Предмет: Правовое обеспечение социально-культурного  сервиса и туризма

Тема: «Государственное регулирование досуговой деятельности». 
 
 

                                     

                                                        Выполнила: Правосудова Наталия Сергеевна

                                                                              Группа: ЗФ-809а

                                                                              Шифр: 130881741

                                                      Проверил: Ивлев Сергей Валерьевич 
 

г. Новосибирск, 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3

  1. Специфика культурно-досуговой деятельности….…5
    1. Субъекты культурно - досуговой деятельности………………….…5
    2. Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека..9
  2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………12
    1. Роль и назначение государства в развитии досуга…………………14
    2. Международные акты и отечественное законодательство о культуре (досуге)…………………………………………………………..……19

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В Российской Федерации культурная (досуговая) деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от его национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.[3]

     В сфере культуры постепенно меняются функции и роль государственных  органов управления. На смену старой административно-командной приходит новая система управленческих отношений. Она ориентирована на создание условий  для развития личности и регулирования  культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных  интересов и личного права  каждого человека искать и находить собственный путь духовного совершенствования.

     В целях обеспечения общедоступности  культурной (досуговой) деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны поощрять приобщение граждан страны к творчеству, культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами, а также создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования посредством поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций.

     Важность  социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность таких учреждений в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». [1.С-25]

     В нем четко определены «культурная  деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность», основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография), а также основные права граждан в области культурной деятельности.

     Сфера культурно – досуговой деятельности регламентируется государством. Каждый из нас каким-либо образом организует свой досуг, и мы должны знать границы  законов, чтобы их не нарушать, поэтому  данная тема является актуальной.

     Объектом  курсовой работы является культурно-досуговая деятельность.

     Предмет - рычаги государственного регулирования культурно-досуговой деятельности.

     Цель данной курсовой работы – определить роль государства в сфере контроля досуговой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Специфика культурно-досуговой  деятельности
 
    1. Субъекты  культурно-досуговой  деятельности.
 

     Важнейшими  компонентами культурно-досуговой  деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые  определяются в качестве ее субъектов.[5.С-62]

     Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъектов досуговой активности, участвующие в ее проведении и  организации. Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъектами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты, работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг других людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организации и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры).

     Индивидуальные  субъекты культурно-досуговой деятельности подразделяются на:

     1) основных субъектов досуговой  деятельности; речь идет об индивидах,  а также дружеских группах  и коллективах работников, желающих  реализовать свои потребности  в досуговых занятиях. Среди основных  субъектов выделим:

     а) самодеятельных субъектов. Они задействованы  в самодеятельно-активных видах  досуга (на дому, в дружеских компаниях) и не обращаются к услугам организаторов-профессионалов. Самодеятельными субъектами выступают  многочисленные любители охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пеших походов, которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;

     б) субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны (в их качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников).

     В этом случае люди, желающие поохотиться, порыбачить, отправиться в туристическое  путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предоставляют  им такие возможности;

     2) организаторов, участвующих в  досуговой деятельности на профессиональной  основе, создающих условия и помогающих  основным субъектам деятельности  реализовать потребности в отдыхе  и развлечении. Здесь также  выделяется ряд самостоятельных  типов работников:

     а) руководящий состав профессиональных организаторов досуга ведущие менеджеры  досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в  разных областях досугового и в целом  социокультурного сервиса. Представители  этой группы - ключевые фигуры в проектировании, организации и реализации основных этапов досуговой деятельности и  предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность  за окупаемость и прибыльность области  организации досуга;

     б) профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации – представители данной группы осуществляют непосредственный контакт с аудиторией – артисты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусства, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналисты, ведущие радио- и телепрограмм. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются  в центре внимания посетителей указанных  мероприятий с их участием;

     в) высококвалифицированные работники  и специалисты разных отраслей производства товаров и продуктов культурного  назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы сервиса (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рекреационных  центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры сетей  связи). В большинстве случаев  они причастны к реализации основных этапов организации и осуществления досуга, напрямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;

     г) рядовые исполнители и производители  услуг в области досуга – работники  учреждений культуры, досуговых центров  и турфирм, не принадлежащие к  руководящему составу, к высококвалифицированным  специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодействуют  с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;

     д) вспомогательный персонал - технические  работники учреждений культуры, персонал охранных фирм, не вступающие в тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти работники  осуществляют важные функции: предоставляют  незримые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда специалистов-организаторов  и досуговой деятельности населения. Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие тепла, бесперебойной  подачи электричества в закрытых помещениях, надежную работу техники;

     е) представители исполнительной и  законодательной власти в центре и на местах, а также работники  культурных, лечебно-санаторных, спортивно-туристских учреждений, информационных структур и правовых организаций. Работники  этих учреждений и организаций реализуют  государственную, региональную и муниципальную  политику в области рекреационной  и культурно - досуговой деятельности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;

     ж) лица и структуры, осуществляющие предпринимательские  функции, связанные с финансированием, а также предоставляющие донорскую  помощь организаторам досуга (продюсеры, органы власти, общественные фонды, спонсоры, меценаты), а также партнеры по бизнесу (банковские структуры).

     Имеется несколько подходов к классификации  коллективных организаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки  и разделения выступают следующие. 

     Форма собственности предприятий  и учреждений досуга (на примере организаций  Российской Федерации):

  1. учреждения федеральной собственности;
  2. учреждения субъектов РФ;
  3. учреждения муниципальной собственности;
  4. организации частной собственности физических или юридических лиц.

     Разновидность деятельности и вид  культурно - досугового продукта предприятий  и учреждений досуга:

    • производящие товары и продукты культурного назначения (полиграфические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народных промыслов и сувениров);
    • оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрационные, видеозаписи, фотосъемка), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые);
    • осуществляющие в основном торговлю культурными товарами, предметами искусства.

     Целевая направленность предприятий  и учреждений досуга:

    • культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств аудитории досуга;
    • отдых и развлечение аудитории.

     Способ  хозяйственной деятельности предприятия щи учреждения досуга:

    • коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельности, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эффекта - фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по производству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;
    • некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. – общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;
    • смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации – в условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть некоммерческих организаций.

Информация о работе Государственное регулирование досуговой деятельности