Государственное регулирование досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации культурная (досуговая) деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от его национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.[3

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
Специфика культурно-досуговой деятельности….…5
Субъекты культурно - досуговой деятельности………………….…5
Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека..9
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………12
Роль и назначение государства в развитии досуга…………………14
Международные акты и отечественное законодательство о культуре (досуге)…………………………………………………………..……19
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

куросовая №2 z.docx

— 50.68 Кб (Скачать)
 
    1. Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности  человека
 

     Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему  сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.

     Досуг создает для человека возможности  реализовать потребности и аспекты  его внутреннего развития, что  невозможно в полной мере в деловой  сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются  компенсаторные функции, поскольку  в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может  реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий  внутреннее напряжение, и т.п.

     Особо следует выделить воспитательные и  просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального  развития личности досуг приобретает  огром­ное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в  меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи  называют не воспитанием, а вторичной  социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями  осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с  наибольшим эффектом.

     В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных  функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни. [7]

     Кроме того, досуговая активность позволяет  личности осознать противоположные  векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.

     В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды.

     Таким образом, досуг интегрирует множество  разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления  о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОРГАНЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ
 

     Государственное управление сферой культуры осуществляют органы государственной власти, соответствующие  государственному устройству общества.

     Высшим  должностным лицом РФ, согласно действующей  Конституции, является Президент, избираемый в РФ прямым голосованием граждан (т. е. получающий полномочия непосредственно  от них) и наделенный одновременно рядом  функций как законодательной, так  и исполнительной власти. Вопросы  государственного управления сферой культуры затрагиваются в Указах Президента, его законодательных инициативах. Эти документы, подготавливающие их анализы и экспертизы, осуществляют советники по вопросам культуры, работающие в аппарате Президента.

     Высшим  органом законодательной власти в РФ является Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации (образуемого из представителей законодательной  и исполнительной власти субъектов  федерации) и Государственной думы, состоящей из депутатов, избираемых прямым голосованием граждан (за конкретных кандидатов и по партийным спискам). Основными функциями законодательной (представительной) власти является разработка и принятие законов, утверждение  государственного бюджета и контроль за его исполнением, формирование органов  исполнительной власти. Все эти функции, так или иначе, касаются вопросов культуры и сферы культуры, а в  некоторой своей части посвящены  ей непосредственно. Проекты законов  разрабатывает и принимает Государственная  дума, затем они подлежат рассмотрению Советом Федерации и вступают в силу после подписания Президентом. Для качественной подготовки и экспертизы проектов законов и бюджета по культуре, оценке деятельности должностных лиц в Думе образована депутатская Комиссия по культуре и историческому наследию. Па свои заседания и слушания Комиссия приглашает по мере необходимости экспертов и специалистов, представителей общественности.

     Высшим  органом исполнительной власти в  РФ является Правительство РФ, образуемое решениями Федерального собрания и  Президента. Функциями исполнительной власти является исполнение законов  и утвержденного бюджета, а также  текущее государственное управление соответствующими отраслями. Применительно  к сфере культуры эти функции  осуществляет Министерство культуры РФ, возглавляемое министром культуры РФ. В структуре Министерства культуры действует ряд управлений — по отраслям культурной деятельности (музейное, библиотечное дело, концертная деятельность) и функциям управления (финансирование, контроль и инспектирование). Кроме того, Министерство культуры осуществляет учредительские функции по отношению к государственным учреждениям культуры федерального значения (Большой театр, Эрмитаж, Русский музей, Национальная библиотека).

     Та  же структура органов государственной  власти действует на уровне субъектов  РФ: республик, краев, областей. В каждой из них имеется высшее должностное  лицо (президент или губернатор), законодательное собрание (или дума) и правительство (администрация). Они  осуществляют те же функции государственного регулирования, только применительно  к масштабам данного субъекта федерации (принимают и исполняют  законы и бюджет, формируют необходимые  органы власти по отраслям и функциям управления), и при каждом органе законодательной власти формируются  комиссии, занимающиеся вопросами сферы  культуры, а в состав органов исполнительной власти входят соответствующие министерства (комитеты, управления) культуры, которые, помимо прочего, осуществляют руководство  соответствующей сетью учреждений культуры.

     На  местном уровне район, город) воспроизводится  фактически та же схема: представительная власть (депутатский корпус) с соответствующими комиссиями, исполнительная власть (администрация) с соответствующими отделами культуры.

     Вопросы поддержки и развития сферы культуры затрагивают функции и других органов государственного управления на всех уровнях от местного до федерального. Речь идет о таких государственных  службах, на которые возлагаются  функции вневедомственного контроля: Госкомимущество, Центральный банк, прокуратура, налоговая инспекция, органы охраны порядка, санитарного  надзора, противопожарной безопасности и т. д.

     Ради  полноты картины государственного управления сферой культуры следует  упомянуть третью (по отношению к  законодательной и исполнительной) ветвь государственной власти —  судебную, т. е. суды различного уровня (вплоть до федерального), в которых также приходится иногда решать вопросы, относящиеся к сфере культуры. [3] 

   2.1.  Роль и назначение государства в развитии досуга 

     Роль  государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использование  ряда рычагов:

     Законодательство  — создание правовых условий, норм, гарантий деятельности в сфере культуры учреждений различных форм собственности  и контроль исполнения действующих  законов.

     Собственность (учредительство) — создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которых выступают  государственные органы.

     Контроль  и администрирование — деятельность государственных органов управления и контроля со стороны учредителей  и вышестоящих инстанции, а также  вневедомственный контроль (налоговая  инспекция, пожарный и санитарный надзор и т. д.).

     Культурная  политика — выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на федеральном, региональном и местном  уровнях.

     Финансирование  — выделение средств из федерального и местных бюджетов как на содержание государственных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» — программ и проектов.

     Организационная поддержка организаций, проектов, программ.

     Воспроизводство профессиональной среды — подготовка и переподготовка специалистов и  работников сферы культуры в государственных  образовательных учреждениях (вузах, средних специальных учебных  заведениях, курсах повышения квалификации), а также контроль за соблюдением  соответствующих государственных  образовательных стандартов в образовательных  учреждениях и организациях вне  зависимости от их формы собственности  и ведомственной принадлежности (лицензирование, аккредитация).

     Стимулирование  — налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и  развитию культуры и искусства.

     Информация  — информационное обеспечение выработки  решений, деятельности, анализа ее результатов.

     Конкретная  конфигурация государственного регулирования  зависит от акцента на тех или  иных рычагах. Определяя целесообразные пределы и формы государственного регулирования развития социально-культурной сферы, важно, избегая идеологических стереотипов, опираться на накопленный  отечественный и зарубежный опыт. Этот опыт показывает, что возможны четыре основные роли государства по отношению к культуре и искусству.

     1. «Помощник» — когда государство  все свое внимание концентрирует  на поддержании и развитии  разнообразия как в некоммерческом  профессиональном, так и в любительском  творчестве, достигая это поддержкой  скорее культурной деятельности  в целом, а не каких-то отдельных стилей и направлений. Источники финансирования в данном случае оказываются разнообразными, а роль правительства состоит исключительно в поощрении этого разнообразия всеми силами (прежде всего — законодательно и налоговой политикой). Классический пример «помощника» — государственная поддержка культуры в США.

     2. «Патрон» — когда государство  концентрирует свое внимание  больше на том, чтобы обеспечить  стандарты профессионального творчества  и деятельности. Например, оно поощряет  художественное мастерство с  помощью стипендий и более  активно участвует в культурной  жизни, чем « помощник». Типичный  пример такой ситуации — Великобритания.

     3. «Архитектор» — когда помощь  культуре и искусству со стороны  государства является частью  его программы повышения благосостояния  общества. В основе его политики  лежат скорее стандарты общества, чем профессиональные стандарты  профессиональной среды сферы  культуры. Сама же поддержка выражается  исключительно в долгосрочном  прямом государственном финансировании. Пример «архитектора» —Франция.

     4. «Инженер» — когда государство  владеет и распоряжается средствами  осуществления культурной деятельности  и художественного творчества. Например, оно поддерживает то искусство,  которое отвечает его политическим  целям и стандартам. Примером  такой государственной политики  является бывший СССР.

     Разумеется, каждое из государств в той или  иной степени играет каждую из указанных  ролей. Речь может идти об акцентах на конкретном наборе механизмов и  процедур, который с изрядной степенью условности и можно назвать «ролью». Более того, эти акценты могут  смещаться в зависимости от экономической  ситуации, политического (внешнего и  внутреннего) положения. Однако в «большом времени» в каждой стране, в силу традиций культурной и политической жизни, складывается определенный характер и стиль государственного регулирования  в сфере культуры, свойственный данному  обществу.[3] 
 

Информация о работе Государственное регулирование досуговой деятельности