Диагностика системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Развивающаяся экономика уже давно требует введения в практику диагностики предприятия для установления его истинного состояния по данным о существе и характере позитивных и негативных явлений с применением результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности на основе статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отчетности. Это необходимо для применения обоснованных решений, направленных на повышение качества и эффективности работы, предотвращение убытков и банкротства.

Содержание

Введение 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 5
2. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ДИАГНОСТИКИ 8
2.1. Система экономической диагностики: теория и практика управляемости 8
2.2. Организационно-управленческая и финансовая диагностика 12
3.ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 19
3.1 Методика организации диагностических методов 19
3.2 Диагностика организационной структуры управления 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

пДиагностика системы управления (5 семестр,2007).doc

— 146.50 Кб (Скачать)

    Данный  инструментарий финансовой диагностики иллюстрирует четвертое положение финансовой диагностики, которое можно сформулировать как принцип сравнимости. Суть этого принципа состоит в том, что сами по себе финансовые показатели являются бесполезными для принятия решения, если менеджер не сопоставляет их с каким-то другими данными, имеющими отношение к объекту диагностики. Существует два вида показателей для сопоставления [14, с. 61]:

    - показатели данного предприятия  за предшествующие периоды времени, 

    - аналогичные показатели других предприятий, принадлежащих той же отрасли, (обычно предприятий-конкурентов).

    Данное  положение символизирует прагматическую простоту основной цели диагностики  – по результатам диагностики  следует сделать по возможности  два вывода: как изменилось состояние предприятия по сравнению с предшествующими периодами – ухудшилось или улучшилось и насколько успешно предприятие работает по сравнению с конкурентами.

    Один  из инструментариев финансовой диагностики  – это традиционный набор финансовых коэффициентов. И вот здесь наступает самая большая неопределенность. Каждый автор книги по финансовому анализу считает своим долгом предложить собственную классификацию финансовых коэффициентов. Зачастую признаки таких классификаций не очевидны. Следует отметить, что обычно не так уж важно в какой последовательности рассчитывать и анализировать коэффициенты. Важно не упустить какие-либо ключевые показатели и дать им правильную интерпретацию.

    После определения структуры финансовых показателей возникает вопрос о  временном аспекте диагностики, т.е. когда и в каком объеме производить диагностику предприятия. Данное положение может быть характеризовано  с помощью принципа временной  согласованности финансовой диагностики. Согласно этому принципу диагностика предприятия должна производится согласно определенному временному регламенту. Наиболее привлекательной с практической точки зрения представляется регламент диагностики, при котором один раз в году (в период подготовки годового отчета) производится фундаментальная диагностика, предполагающая использование всего диагностического инструментария, ежемесячно проводится оценка ограниченного количество показателей по результатам текущего месяца (обычно это делается в первых числах последующего месяца).

    Последняя процедура носит название «мониторинга»  деятельности предприятия, в процессе которого осуществляется контроль показателей, которые характеризуют оперативные  результаты деятельности. В частности, в состав показателей мониторинга не имеет смысл вводить показатель прибыльности активов или собственного капитала. Данный показатель является интегральным, он формируется в течение всего года. В то же время в состав показателей мониторинга следует обязательно включить показатель валовой прибыльности (отношение валовой прибыли к выручке). Эту характеристику следует «мониторить» как можно чаще, чтобы вовремя обнаружить негативную тенденцию ухудшения операционной эффективности предприятия.

    В заключение отметим, что сформулированные выше принципы имеют отчетливый практический смысл. Этим принципам должен следовать любой финансовый аналитик. В противном случае результаты диагностики будут бесполезными с точки зрения последующих управленческих решений, направленных на улучшение деятельности компании. 
 
 
 
 

3. ДИАГНОСТИКА  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 

    3.1 Методика организации диагностических  методов 

    Общими  основами организации анализа и  диагностики деятельности предприятия  являются теории управления и корпоративного контроля. Система анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает субъекты, объекты и определенные взаимоотношения между ними, а также определенную инфраструктуру, обеспечивающую информационные, технические, функциональные условия анализа и диагностики. На каждом предприятии за анализ и диагностику его производственной, технической или коммерческой деятельности отвечает определенный отдел.

    Работа  каждого отдела должна регламентироваться положением об отделе и должностными инструкциями. Положение об отделе содержит описание его целей, задач и функций. Должностные инструкции включают детализацию конкретных обязанностей каждого сотрудника по конкретным операциям. Например, к обязанностям работников финансового отдела предприятия относятся:

    - анализ реализации финансовой  политики предприятия, финансовых  планов и прогнозов, смет, финансовых  разделов бизнес-планов;

    - изучение составления и использования  финансовой информации, документации;

    - анализ результатов финансово-хозяйственной  деятельности предприятия;

    - изучение взаимоотношений с бюджетом (расчеты с бюджетом, сборы, обязательные  платежи, льготы и штрафы);

    - анализ формирования и использования  фондов (общехозяйственного и целевого, специального назначения), прибыли,  основных и оборотных средств;

    - диагностика организации наличных  и безналичных расчетов, ведение  кассового хозяйства;

    - анализ и диагностика финансовой  устойчивости;

    - анализ эффективности кредитования, валютных операций;

    - диагностика банкротства;

    - финансовый контроль.

    Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает большое количество одновременно осуществляемых действий по сбору, составлению, оформлению и передаче документации, выявлению и анализу закономерностей и тенденций, определению перспектив [14, с. 26].

    Финансово-хозяйственная  деятельность предприятия может  быть проанализирована в целом, а  также по отдельным ее направлениям и функциям. Основой анализа и  диагностики выступает мониторинг, т.е. постоянный, систематический контроль за изменением состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия и анализ причинно-следственных связей ее результатов с определенными группами факторов, диагностика тенденций и закономерностей.

    Субъектами  анализа и диагностики финансово-хозяйственной  деятельности являются предприятия, их собственники, учредители, органы государственного управления, финансово-кредитные учреждения, налоговые органы, органы страхования, отдельные специалисты, эксперты, средства массовой информации, информационно-аналитические и рейтинговые агентства.

    К объектам анализа и диагностики  финансово-хозяйственной деятельности предприятия относятся кадровый, технический, производственный и финансовый потенциал; различные виды деятельности предприятия, их техническое, материальное, финансовое обеспечение и состояние.

    Кадровый  потенциал предприятия измеряется наличием определенных категорий трудовых ресурсов и их профессиональными  возможностями. Под техническим  потенциалом понимается общая совокупность различных видов техники, технологий и их технические возможности, коэффициент полезного действия техники.

    Производственный  потенциал объединяет различные  производственные возможности предприятия  по выпуску и реализации различных  видов продукции, оказанию услуг. Финансовый потенциал включает финансовое обеспечение предприятия с использованием собственных, привлеченных и заемных средств.

          Анализ и диагностика  финансово-хозяйственной деятельности предприятия начинается с составление  программы (плана). В программе определяются [12, с. 21]:

    - объект анализа (структура или процесс, технология, операция, процедура);

    - субъект анализа (кто проводит, ответственные лица и исполнители);

    - период, за который выполняется  анализ;

    - цель, задачи анализа и диагностики;

    - формы, методы, техника анализа  и диагностики;

    - оформление результатов анализа  (отчет, заключение, расчет экономической  эффективности или описательная  характеристика);

    - срок проведения аналитических  операций;

    - кому докладываются (куда направляются) результаты анализа и как они  должны быть использованы.

    Структура программы анализа и диагностики  финансово-хозяйственной деятельности предприятия может включать введение, аналитическую часть и заключение.

    Во  введении определяется цель, задачи, методы анализа и диагностики, описывается  специфика объекта.

    Аналитическая часть содержит анализ и диагностику  технического, финансового состояния; эффективности производственной, коммерческой, инвестиционной деятельности, социального  развития коллектива; состояния и  использования основных фондов, трудовых ресурсов; затрат на производство и реализацию продукции; инвестиционного, научно-технического, трудового, производственного потенциала.

    Заключение  содержит основные выводы по фактическому состоянию объекта на определенную дату и конкретные предложения по улучшению данного состояния.

    Программа разрабатывается по каждому объекту. Контроль за исполнением программы  анализа и диагностики финансово-хозяйственной  деятельности предприятия возлагается  на его руководителя. 

    3.2 Диагностика организационной структуры  управления

    Проблема  совершенствования организационных  структур предприятий, их адаптации  к изменениям внешних и внутренних условий тесно связана с проблемами изучения и оценки состояния и  функционирования организаций.

    Причины «болезней» организаций не всегда лежат на поверхности явлений. Обычно - это переплетение экономических, социальных, внешних и внутренних условий функционирования. Для установления этих причин существуют различные методы, в частности, методы экономического и социологического анализа.

    Из-за недостаточного внимания к вопросам функциональной диагностики организационных  структур возникают затруднения  при внедрении таких организационных  нововведений, как: корпоративные информационные системы, компьютерные и процедурные  информационные технологии, другие оргструктурные преобразования (реинжиниринг). Причины внедренческих неудач часто объясняют психологическим барьером, некомпетентностью персонала и т.д. Все это, вероятно, имеет место. Однако этими обстоятельствами часто прикрывают плохую совместимость проектов с реально действующей организационной структурой и недостаточную предпроектную подготовку (адаптацию) объекта к нововведениям [16, с. 35].

    Практика  предпроектной диагностики часто  сводится к изучению документированных  информационных потоков и функций подразделений, при этом сведения получают не путем сплошных наблюдений, а путем опросов и анкетирования. Добытые таким образом данные, как правило, не охватывают всех существенных сторон организационной деятельности и обладают высокой степенью субъективности. И самое главное, что такого рода обследования не выявляют устойчивых факторов, связанных со специфическими особенностями организации, воздействовать на которые можно исключительно методами функциональной настройки организационной системы.

    Анализ  опросов руководителей обследуемых  организаций и предприятий показал, что их представления о структуре  организации, общих и локальных  целях функционирования, задачах  и функциях подразделений, а также  подчиненности работников имеют  противоречивый характер. Кроме того, эти представления подчас расходятся с официально декларируемыми целями и правилами, если же не расходятся с декларациями (нормативными документами), то противоречат фактической деятельности.

    Типичной  является ситуация, когда действия работников и подразделений оказываются в значительной мере разнонаправленными. Причем эта разнонаправленность проявляются и как сознательная, но в большей мере, как не преднамеренная несогласованность деятельности по времени, содержанию, характеру месту, интересам и т.п. Между тем, эта несогласованность является мощнейшим фактором проблемных ситуаций, конфликтов и, как следствие, источником межличностной борьбы, которая подрывает организованность предприятия изнутри, снижая эффективность его работы и вызывая неоправданную текучесть кадров.

    Если  структуру информационных потоков  можно выявить по образцам документов и конфигурациям компьютерных сетей  и баз данных, то структура реальных микропроцессов, осуществляемых персоналом в информационных контактах (в значительной мере недокументированных) остается тайной спрятанной за дверями кабинетов.

Информация о работе Диагностика системы управления