Диагностика системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Развивающаяся экономика уже давно требует введения в практику диагностики предприятия для установления его истинного состояния по данным о существе и характере позитивных и негативных явлений с применением результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности на основе статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отчетности. Это необходимо для применения обоснованных решений, направленных на повышение качества и эффективности работы, предотвращение убытков и банкротства.

Содержание

Введение 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 5
2. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ДИАГНОСТИКИ 8
2.1. Система экономической диагностики: теория и практика управляемости 8
2.2. Организационно-управленческая и финансовая диагностика 12
3.ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 19
3.1 Методика организации диагностических методов 19
3.2 Диагностика организационной структуры управления 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

пДиагностика системы управления (5 семестр,2007).doc

— 146.50 Кб (Скачать)

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение                                                                                                              3

1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ                                                                                                  5

2. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ДИАГНОСТИКИ                                8

     2.1. Система экономической диагностики: теория и практика управляемости                                                                                                     8

     2.2. Организационно-управленческая и финансовая диагностика         12

3.ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ                                           19

     3.1 Методика организации диагностических методов                              19

     3.2 Диагностика организационной структуры управления                     22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                31

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                               33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Развивающаяся экономика уже давно требует  введения в практику диагностики  предприятия для установления его  истинного состояния по данным о  существе и характере позитивных и негативных явлений с применением результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности на основе статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отчетности. Это необходимо для применения обоснованных решений, направленных на повышение качества и эффективности работы, предотвращение убытков и банкротства.

    В современной практике простое сопоставление  документальных и фактических результатов  и даже анализ хозяйственной деятельности не обладают абсолютно определенными  общепринятыми диагнозами, их показателями и методами лечения, как это имеет место в медицине и технике.

    Состояние тех или иных видов деятельности определяется как по наименованию, так и по характеризующим их признакам. Кроме того, анализ хозяйственной  деятельности предприятия и его  оценка осуществляются как бы по «радиальным линиям»: самостоятельно анализируются и оцениваются отдельные направления деятельности. Однако не проводится диагностика предприятия по совокупности показателей по «кольцевой линии», в связи с чем допускаются произвольные оценки деятельности предприятия.

    Актуальность  выбранной темы в том, что в  настоящее время, успешное развитие предприятия, своевременное предотвращение его банкротства требуют определения  основного и сопутствующих диагнозов  экономического состояния предприятия, т.е. основанного на анализе хозяйственной деятельности синтеза его состояния, который мог бы послужить основой для принятия необходимых управленческих решений по совершенствованию деятельности предприятия.

    Диагностика отдельных видов деятельности предприятия  позволяет четко и недвусмысленно выявлять их позитивные и негативные стороны, а диагностика предприятия в целом предполагает синтез, т.е. соединение, сочетание, обобщение и сопоставление данных об отдельных видах деятельности, позволяющих определить состояние предприятия как единого целого, выделив при этом наиболее больные места.

    В экономике диагностика на микроуровне - это заключительный этап анализа  хозяйственной деятельности предприятия, а на макроуровне - вывод об экономическом  положении отрасли, региона, страны на основании данных, характеризующих различные стороны экономической деятельности.

    В мировой практике диагностика в  той или иной мере получает развитие, особенно в консалтинговой деятельности.

    В последнее время в России появился ряд книг по этой проблеме, в частности работы Ползунова Н.Н., Краева В.Н., Короткова Э.М.  и ряда других авторов.

    Это весьма отрадное явление, свидетельствующее  о велении времени. Диагностика  становится остро необходимым инструментом нормального и антикризисного управления предприятиями, она проявится в качестве основы оценки деятельности предприятия, а анализ хозяйственной деятельности, на котором ранее останавливались исследователи, служит одним из инструментов диагностики и прогнозирования деятельности предприятия.

    Целью работы является рассмотрение диагностики системы управления предприятием.

    Исходя  из цели, были поставлены следующие  задачи: во-первых, дать понятие диагностики, раскрыть ее принципы; во-вторых, охарактеризовать аспекты диагностики; в-третьих, провести диагностику организационной структуры управления на предприятии.  

1. ПОНЯТИЕ  И ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ 

    Диагностикой  системы управления предприятием называется всестороннее исследование, анализ и  оценка эффективности функционирования как системы целиком, так и взаимосвязи всех составляющих ее частей [12, с. 16]. 

    По  результатам диагностики системы  управления предприятием   происходит понимание того, в каком состоянии  находится организм компании. Появляется ответ на вопросы: что происходит, какое звено ослабло, а какое гипертрофировалось, где ожидать провала, а где наоборот качественного роста? А главное, не столько определить место и характер заболевания, сколько назначить адекватное лечение.

    Любая, даже самая маленькая компания –  это многоуровневая система, состоящая из множества деталей. Так или иначе, но всегда присутствует планирование, контроль, распределена ответственность (в той или иной мере), в наличии мотивация сотрудников. Вопрос в том, насколько все эти и другие компоненты правильно взаимосвязаны между собой, как они влияют друг на друга, на сколько они согласованы и уравновешены. Ответы на эти вопросы дает проводимая диагностика.

    Проведение  диагностики системы управления предприятия позволяет [12, с. 62]:

    - выявить области управленческой  деятельности, требующей развития и слабые стороны управления организацией, препятствующие или тормозящие развитие предприятия;

    - разработать программу оптимизации  системы управления компанией; 

    - снизить риски при проведении  организационных изменений; 

    - сформировать позицию руководства компании по направлениям и методам оптимизации системы управления компанией;

    - предупредить кризисные ситуации, обусловленные внутренней средой  предприятия.

    Диагностика системы управления - это, в первую очередь, количественная оценка управленческих способностей каждого руководителя и тех специалистов, которые рассматриваются в качестве резерва на выдвижение. Также оценивается качество управленческих взаимосвязей на предприятии.

    Позиционная диагностика дает руководителю основные сведения о свойствах и возможностях системы управления: каков ее потенциал, насколько она готова к преобразованиям, насколько отвечает требованиям времени. Такое знание само по себе позволяет ему организовать управление и деятельность на предприятии более эффективно. А, сделав эти сведения общедоступными, руководители могут использовать их для повышения инвестиционной привлекательности своих предприятий. Теперь любой директор, располагая подобной информацией, легко сравнит показатели своей системы управления с показателями других систем.

    Сравнение показателей - это всего лишь отправная  точка для регулярной деятельности. Позиционные показатели позволяют  взять под контроль тенденции  развития предприятия. Для этого  необходимо сформировать позиционную  кадровую политику и начать планомерно внедрять ее в деятельность предприятия. В конечном итоге должен быть создан постоянно действующий механизм поддержки и сопровождения кадровых решений, работающий независимо от предпочтений отдельных руководителей, для чего достаточно осуществлять мониторинг позиционных показателей и вовремя вносить необходимые коррективы.

    Прежде  всего, результаты диагностики по направлениям деятельности и подразделениям можно  сравнить, чтобы выявить среди  них наиболее проблемные. При этом важно понимать, что простое сравнение полезно, но мало эффективно, поскольку в большинстве случаев руководитель и без диагностики знает, в каком подразделении дела обстоят не лучшим образом. Однако результаты сравнения выглядят совсем по-другому, если предварительно будут заданы стратегические ориентиры в виде приоритетов и критериев для организации управления в масштабах всей системы.

    Если  выявленные показатели расходятся с  заданными стратегическими ориентирами, руководитель получает конкретную информацию, какие свойства в каждой системе управления требуют изменения. Но какой бы большой ни была система, собственно управление сводится к точечным воздействиям. Вот почему после выявления проблемных управленческих структур показываются наиболее слабые места в них - уже на уровне конкретных руководителей и отдельных управленческих связей. При таком подходе руководитель получает целостную картину всех возможных точек приложения усилий по изменению свойств системы управления в нужном направлении. Именно это позволяет ему определять ближайшие тактические цели путем соотнесения имеющихся ресурсов с особенностями текущего момента.

    Стратегические  ориентиры и тактические цели являются основой для практических действий и дают руководителю возможность  сделать управление целенаправленным, а воздействия на систему управления точечными [12, с. 69]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА  АСПЕКТОВ ДИАГНОСТИКИ 

    2.1 Система экономической диагностики:  теория и практика

    управляемости

    Экономическая диагностика представляет собой  способ определения характера нарушений в области хозяйственной деятельности, в которой происходят отклонения от нормальной относительной динамики различных процессов, выражаемые через темпы изменения соответствующих показателей [10, с. 56].

    Для предупреждения возникновения кризисного состояния предприятий, неплатежеспособности и финансового банкротства, необходимо создание системы экономического диагностирования, внедрение в практику согласованных индикаторов управляемости, которые бы своевременно сигнализировали о первых признаках наступающей нестабильности.

    В теории управляемости основу диагностики  составляют методы, принципы обнаружения  и предупреждения несоответствия развития самоорганизационных процессов  интересу каждого собственника актива. Это позволяет на практике устанавливать отклонения социально-экономических переменных, выявлять причины, повлекшие эти отклонения, и осуществлять системные мероприятия по возврату управляемости.

    Условия, сформированные договорными отношениями  в институциональной среде между  административно свободными собственниками активов, выбравшими фирму, определяют хозяйственную деятельность самоорганизующейся структуры.

    На  протяжении последних десятилетий  вопросами экономической диагностики  в России и других странах уделялось  значительное внимание, и в результате большого труда ученых-экономистов и финансистов создан специальный раздел экономической науки – теория анализа хозяйственной деятельности. Однако необходимо отметить, что, несмотря на ряд разработок в этой области, еще остаются до конца не решенные вопросы.

    К ним, например, относятся [11, с. 34]:

    - ориентация на финансовые методы  оценок, построенных на существующей  системе бухгалтерского учета  и отчетности, не соответствует  динамичным условиям изменения  спроса и предложения на ресурсы;

    - отсутствует необходимая оснащенность персонала управления предприятия инструментарием экономической диагностики (методами, моделями);

    - отсутствие широкой информативности  к теории управляемости и как  следствие не применимость категории  управляемости в экономико-управленческом аспекте.

    Как показывает производственно-управленческий опыт, особое место в ряду причин, приводящих к возможной потере управляемости  следует отвести факторам, так  сказать, внутреннего порядка, то есть обусловленным нарушением обязательств участниками самоорганизующейся структуры: несоответствие технологии и оборудования производственному процессу и запланированному результату, неритмичность производственного процесса, брак, простои, ограниченность ресурсов, отсутствие структурной и коммуникативной гибкости.

Информация о работе Диагностика системы управления