Бюджетирование в системе управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Сегодня бюджетирование применяется в наших компаниях в лучшем случае для того, чтобы контролировать отдельные показатели, например размеры дебиторской и кредиторской задолженности, или для того, чтобы установить уровни затрат в отдельных структурных подразделениях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1 Бюджетирование в системе управленческого учета……………….
1.1.Назначение, задачи и функции бюджетирования. Виды бюджетов на предприятии…………………………………………………………..
1.2. Бюджетирование, как управленческая технология…………………….
1.3. Организация бюджетирования на предприятии……………………….
Глава 2. Внутрифирменное планирование производственно-финансовой деятельности строительной организации
Раздел 1. Описание предприятия
Раздел 2. Характеристика СМР, выполняемых организацией
Раздел 3. План Маркетинга
Раздел 4. Производственный план
Раздел 5. Организационный план
Раздел 6. Планирование затрат на производство СМР и определение прибыли
Раздел 7. Планирование доходов строительной организации
Раздел 8. Планирование расходов строительной организации
Раздел 9. Финансовый план
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Теория Office Word.docx

— 291.62 Кб (Скачать)

       Прямые  расходы и их состав могут определяться руководителями предприятия или фирмы самостоятельно. В зависимости от вида бизнеса конкретный набор расходов, относимых к прямым затратам, может меняться, но в целом здесь выделяют три основные статьи:

       а) оплата сырья, товаров, материалов, комплектующих, приобретаемых на стороне, у поставщиков или субподрядчиков;

       б) оплата операционных (производственных, эксплуатационных) расходов, непосредственно  связанных с ростом или уменьшением  объема продаж (общего и (или) чистого оборота);

       в) расходы на заработную плату так  называемого основного производственного персонала, чья численность и оплачиваемое рабочее время также напрямую связаны с объемами продаж. [2, с. 18].

       Указанные категории прямых затрат обычно характерны для производственных подразделений. Но в некоторых видах бизнеса, например, все расходы на заработную плату могут изменяться не прямо  пропорционально динамике объемов продаж и вообще быть с ними не связаны. В этом случае их можно исключить из состава прямых затрат и включить в накладные расходы.

       Операционный  и финансовый бюджет образуют генеральный бюджет предприятия (см. Рис.1).

       К операционным бюджетам относятся:

       * Бюджет продаж

       * Бюджет запасов

       * Бюджет производства

       * Бюджет потребностей в материалах

       * Бюджет прямых затрат на оплату  труда

       * Бюджет общепроизводственных расходов

       * Бюджет цеховой себестоимости

       * Бюджет коммерческих расходов

       * Бюджет общехозяйственных расходов

       * Бюджет капитальных вложений 
 

         

 

         

 

 

 
 

Рисунок 1. 

           Введем понятие расчетный баланс. Расчетный баланс, или, точнее, прогноз по балансовому листу  — это прогноз соотношения всего, чем располагает бизнес в данный момент (все имущество, обязательства потребителей и пр.), т. е. активов, и всего того, что бизнес должен другим, т. е. пассивов (обязательств) перед поставщиками, бюджетом, банками и инвесторами. (см рис 2).  

       

         

       

       

       

       

       

       

       

         

       

       

       

         
 
 
 

                       Рисунок.2

       Прогноз этот обычно делается в соответствии со сложившейся (фактической) структурой активов и задолженностей и ее наиболее вероятным изменением в процессе предстоящей реализации других основных бюджетов. Расчетный баланс  состоит из двух основных разделов: активов и пассивов, которые должны быть равны между собой [2, с. 154]. Величина, на которую сумма активов превышает текущие и долгосрочные обязательства, является собственным капиталом предприятия или фирмы.

       Для бюджетирования важно, что в расчетном  балансе отражаются все ресурсы, вовлеченные в данный бизнес. Расчетный  баланс может быть составлен не только для юридического лица, но и для  любого объекта хозяйствования, приносящего  доходы, прибыль или генерирующего  денежные потоки. Без расчетного баланса, т. е. без определения всего того, что так или иначе вовлечено в данный бизнес, невозможно получить исходную информацию для финансового анализа и оценки инвестиционной привлекательности проекта, контракта, предприятия и т. п. Например, нельзя рассчитать большинство финансовых коэффициентов. Без расчетного баланса нельзя принимать многие управленческие решения, касающиеся распределения прав и ответственности в финансовой сфере между руководителями центров финансовой ответственности или отдельных структурных подразделений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Организация бюджетирования на предприятии. 

       Для постановки бюджетирования необходимы не только грамотное решение методологических проблем, вдумчивое осмысление нужного  инструментария финансового планирования, но и разработка соответствующих  организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений  отдельных структурных подразделений, с руководством предприятия либо фирмы. Очень часто возможность принятия нужного руководителю структурного подразделения бюджета или его корректировки в надлежащую сторону обеспечивается его доступностью к “телу” генерального директора. Чтобы уменьшить субъективизм в управлении финансами предприятия, нужен собственно четкий порядок, бюджетный регламент. Именно графики и процедуры составления, согласования, консолидации и утверждения бюджетов в компании, графики и процедуры составления отчетов об исполнении бюджетов, их анализа и корректировок, а также соответствующие им графики документооборота превращают бюджетирование и финансовое планирование из игры в “цифири” в управленческую технологию, в инструмент финансового контроля. [15, с. 45]

      Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.

      Как правило, сводный бюджет организации составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Это объясняется тем, что за такой промежуток времени выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. Индикативно, то есть без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (три-пять лет). 

       Внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды. Бюджетирование — процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа: этап разработки и проекта сводного бюджета; утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации; анализ исполнения бюджета по итогам текущего года (рис. 3). Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. Таким образом, анализ исполнения бюджета — это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла. [1, с. 6]

       Первый этап (стадия разработки проекта сводного бюджета) заключается в составлении предварительного проекта бюджета на очередной плановый год. Особое внимание при этом уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. На этом этапе оценивается производственная программа (ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики) и определяется новый производственный потенциал коммерческой организации на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Составленный предварительный проект бюджета корректируется в связи с изменением внешних и внутренних условий.

        На этом этапе требуется работа большого числа задействованного рядового персонала планово-экономических служб и структурных подразделений, которым утверждаются бюджетные задания: цехи основного производства, коммерческая дирекция (отдел сбыта), отдел материально-технического снабжения и пр. 

Рисунок 3-Этапы процесса бюджетирования 

        Второй этап (стадия утверждения) сводится к составлению окончательного проекта бюджета и включения его в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.

На малых предприятиях сводный бюджет, как правило, разрабатывается  бухгалтерией и утверждается президентом  организации. На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать: правление организации, в состав которого входит высшее руководство; президент организации (в этом случае правление организации представляет собой консультативный орган при президенте) совет директоров организации; общее собрание акционеров (совет директоров подает проект сводного бюджета на утверждение общему собранию акционеров).   Утвержденный бюджет рассматривается как руководство к действию.

            Третий этап — анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития организации. Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.

            Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

            Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение, нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса. 

             В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» — он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.

       Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия; совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

              Система управления бюджетированием — это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным). Точно так же регулярно, в соответствующие сроки из аппарата управления, из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.

С другой стороны, структурные подразделения должны своевременно получать из аппарата управления бюджетное задание и коррективы, вносимые в него в течение бюджетного периода. Следовательно, важнейшей  составляющей регламента бюджетного процесса является внутренний документооборот  — совокупность регулярных, закрепленных в соответствующих внутренних актах  и инструкциях информационных потоков  подразделений предприятия в  процессе разработки, контроля и анализа  исполнения сводного бюджета.

         В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования.

Информация о работе Бюджетирование в системе управленческого учета