Внешний государственный долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:56, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является анализ эффективности управления государственным внешним долгом РФ и разработка направлений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследована сущность внешнего долга в Российской Федерации и за рубежом;
проанализирована концепция управления внешним долгом в Российской Федерации;
разработаны направления по совершенствованию процесса управления внешним долгом Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕГО ДОЛГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ 5
1.1. Теоретические и методические основы внешних заимствований 5
1.2. Ретроспективный анализ долговых обязательств Российской Федерации перед внешними заёмщиками 16
1.3. Анализ международных заимствований в разных странах 28
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
2.1. Технология внешних заимствований в Российской Федерации 32
2.2. Проблемы управления государственным долгом 65
2.3. Направления стратегии в области государственного внешнего долга 69
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 83
3.1. Соответствие проводимой долговой политики задачам современного этапа экономического развития страны 83
3.2. Повышение эффективности финансового контроля в сфере управления государственным долгом 86
3.3. Нестандартные схемы урегулирования задолженности 90
3.4. Возможность использования зарубежных активов государства и корпоративных структур для снижения долговой нагрузки бюджета 92
3.5. Использование методики оценки долговой устойчивости 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104

Работа содержит 1 файл

внешний долг.docx

— 96.54 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕГО ДОЛГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  И ЗА РУБЕЖОМ 5

1.1. Теоретические  и методические основы внешних  заимствований 5

1.2. Ретроспективный  анализ долговых обязательств  Российской Федерации перед внешними  заёмщиками 16

1.3. Анализ международных  заимствований в разных странах  28

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32

2.1. Технология внешних  заимствований в Российской Федерации  32

2.2. Проблемы управления  государственным долгом 65

2.3. Направления  стратегии в области государственного  внешнего долга 69

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 83

3.1. Соответствие  проводимой долговой политики  задачам современного этапа экономического  развития страны 83

3.2. Повышение эффективности  финансового контроля в сфере  управления государственным долгом 86

3.3. Нестандартные  схемы урегулирования задолженности  90

3.4. Возможность  использования зарубежных активов  государства и корпоративных  структур для снижения долговой  нагрузки бюджета 92

3.5. Использование  методики оценки долговой устойчивости 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104

Введение

Практически все  страны мира, проводя экономические  преобразования, прибегают к внешним  заимствованиям. И Россия не является исключением. Государственный бюджет РФ, хоть и является бездефицитным, не в состоянии «выкроить» необходимые  для проведения реформ средства. Но политика внешних заимствований  не должна быть бездумной: еще лишь ведя переговоры о получении кредита  от иностранного государства, Россия уже  должна знать до мельчайших подробностей как будут использоваться эти  средства, с какой эффективностью и за счет чего этот долг будет погашаться.

Отсутствие целостной  государственной политики по привлечению  и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к нарастанию внешней  задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических  преобразований.

Факт использования  внешних заимствований в качестве универсального механизма решения  финансовых проблем любым государством дает России, как, впрочем, и любому другому государству, возможность  использовать в управлении внешним  долгом опыт других стран наряду с  какими-либо методами, которые характерны исключительно для нее. Иными  словами, в выработке общей стратегии  решения проблемы внешнего долга  могут быть использованы как известные  мировой практике схемы, так и  нетрадиционные методы.

Так, весьма распространенным в мировой практике управления внешним  долгом является применение моделей  формирования оптимального долгового  портфеля, позволяющего снизить риски  и стоимость обслуживания долга.

Важное место  в системе мер по управлению внешним  долгом занимает также такой инструмент, как проведение специальных приватизационных программ. Существуют разнообразные  варианты таких программ, но все  они имеют общей целью пополнение доходов государства с тем, чтобы  в последствие направить их на погашение и обслуживание внешнего долга.

Действенным инструментом управления внешним долгом является его реструктуризация. Однако по условиям Парижского клуба возможность реструктуризации и секьюритизации ограничена лишь суммой, эквивалентной 20% задолженности, что, естественно, не решает всех проблем.

Что же касается специфических  для России подходов, то решение  долговой проблемы возможно за счет использования  задолженности иностранных государств бывшему СССР. Один из вариантов - взаимозачетная схема: Россия за долги переуступает Парижскому клубу права требования по долгам третьих стран.

При осуществлении  политики управления внешним долгом необходимо постоянно иметь «в поле зрения» такие показатели, как  соотношение внешнего и внутреннего  долга и величину предельно допустимого  уровня внешнего долга на планируемый  период по отношению к уровню бюджетных  доходов. В связи с этим необходимо четко определить функции и полномочия всех органов власти, которые имеют  отношение к управлению внешним  долгом, с тем, чтобы максимально  эффективно привлекать и расходовать  заемные средства.

Всё это подтверждает актуальность выбранной мной темы дипломной  работе. В данном практическом исследовании я попытаюсь провести анализ существующей системы управления и состояния  внешнего долга РФ.

Таким образом, целью  данной дипломной работы является анализ эффективности управления государственным  внешним долгом РФ и разработка направлений  по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

? исследована сущность  внешнего долга в Российской  Федерации и за рубежом;

? проанализирована  концепция управления внешним  долгом в Российской Федерации;

? разработаны направления  по совершенствованию процесса  управления внешним долгом Российской  Федерации.

Объектом исследования служит комплексная система управления государственным внешним долгом РФ.

Теоретической и  методической основой послужили  постановления прави¬тельства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам управления государственным внешним долгом.

В работе применялись  общие методы исследования - системный  подход, сопоставительный, экономический  анализ, статистические группировки, а  также выборочные статистические обследования.

Разработанные в  дипломной работе направления по совершенствованию процесса управления внешним долгом Российской Федерации  позволят применительно к конкретным условиям российской экономики осуществить  систему мер, направленных на повышение  эффективности управления внешним  долгом.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Ее объем – 111 стр. машинописного  текста, содержит 7 таблиц и 1 рисунок.

Список использованной литературы

1. Протокол (Москва, 16 января 1993 г.) О схеме обслуживания внешнего  долга бывшего СССР. Текст протокола опубликован в Бюллетене международных договоров, 1993 г., N 3, стр. 34.

2. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания РФ  от 25 января 2001г. N 1077-III-ГД «О заявлении  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации  «О выплате Российской Федерацией  государственного внешнего долга  Российской Федерации Парижскому  клубу кредиторов». Текст постановления  опубликован в Собрании законодательства  Российской Федерации, 5 февраля  2001 г., N 6, ст. 533.

3. Постановление Правительства  РФ от 16 апреля 2003 г. N 221 «Об утверждении  Правил погашения задолженности  перед федеральным бюджетом, выраженной  в иностранной валюте, государственными  ценными бумагами и правами  требования по обязательствам  Российской Федерации, составляющим  государственный внешний долг  Российской Федерации». Текст постановления  опубликован в «Российской газете»  от 23 апреля 2003 г. N 78, в Собрании законодательства  Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. N 16 ст. 1535.

4. Постановление Правительства  РФ от 14 июня 2002 г. N 426 «Об урегулировании  обязательств Российской Федерации  по внешнему долгу бывшего  СССР перед Международным банком  экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным  банком (МИБ)». Текст постановления  опубликован в «Российской газете»  от 19 июня 2002 г., N 108, в Собрании законодательства  Российской Федерации от 24 июня 2002 г., N 25, ст. 2458.

5. Заявление Правительства  РФ по вопросам внешнего долга.  Текст заявления опубликован  в «Российской газете» от 24 ноября 2004 г.

6. Аналитический комментарий  к платежному балансу и внешнему  долгу Российской Федерации за 2004 год. Текст Аналитического  комментария опубликован в «Вестнике  Банка России» от 20 мая 2005 г. N 26-27.

7. Платежный баланс и  внешний долг РФ за 2003 год. Текст  документа опубликован в «Российской  газете» от 10 июня 2004 г. N 22

8. Анализ состояния государственного  внешнего долга Российской Федерации  // Бюллетень Счетной палаты Российской  Федерации. 2004. - № 9 (81).

9. Андрианов В. Масштабы  внешней задолженности России // Экономист. - 2001. - N 12. - С.51-55.

10. Анисимов А.С. Государственный  долг России. - М., 2000. - 143с. 

11. Астапов К. Управление  внешним и внутренним государственным  долгом в России // Мировая экономика  и международные отношения. - 2003. - N 2. - С.26-35.

12. Балацкий Е. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки / Е.Балацкий, В.Свистунов // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - N 2. - С.40-46; N 3. - С.61-68.

13. Бескова И.А. Анализ  управления государственным долгом  Российской Федерации // Финансы. - 2001. - N 2. - С.72-73.

14. Бескова И.А. Управление  государственным долгом // Финансы. - 2000. - N 4. - С.61-62.

15. Вавилов А. Государственный  долг: Уроки кризиса и принципы  управления. - М., 2001. - 304с. 

16. Вавилов А. Принципы  государственной долговой политики / А.Вавилов, Е.Ковалишин // Вопросы экономики. - 2001. - N 8. - С.46-63.

17. Гаврилова Н. К вопросу  о государственном долге // Экономист. - 2003. - N 4. - С.45-48.

18. Данилов Ю.А. Рынки  государственного долга: мировые  тенденции и российская практика. - М., 2002. - 432с. 

19. Деменцев В. Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы. - 2003. - N 12. - С.18-20.

20. Долговая петля России // Российская Федерация сегодня. - 2001. - N 3. - С.18-23.

21. Жуков П. За все  заплатят налогоплательщики // Экономика  и жизнь. - 2000. - Окт. (N 42). - С.4-5.

22. Журавлев С. Как обойтись  без внешних займов // Рос. газ. - 1999. - 22 марта. - С.1, 2.

23. Звонова Е.А. О внешней задолженности России // Деньги и кредит. - 2000. - N 8. - С.60-64.

24. Златкис Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в Российской Федерации // Финансы. - 2001. - N 4. - С.3-6.

25. Илларионов А. Платить  или не платить?: Альтернативные  стратегии снижения бремени государственного  внешнего долга // Вопросы экономики. - 2001. - N 10. - С.4-23.

26. Кабашкин В. Кто и как контролирует долги? / Беседу вел С.Пыхтин // Российская Федерация сегодня. - 2002. - N 1. - С.36-37.

27. Кириченко Н. Искусство  дефолта // Новое время. - 2001. - N 2-3. - С.8-10.

28. Лебедев Л. Долги  третьих стран можно вернуть  // Рос. Федерация сегодня. - 2003. - N 13. - С.19.

29. Леонов С.Н. Государственный  долг Российской Федерации (на  примере Хабаровского края) // Вестник  ДВО РАН. - 2003. - N 5. - С.3-11.

30. Логинов В. Как сократить  внешний долг // Независимая газ. - 1999. - 20 окт. - С.4.

31. Моисеев А.К. Внешний  долг России - состояние и проблемы  платежеспособности // Проблемы прогнозирования. - 2000. - N 4. - С.99-107.

32. Никитин В. Сколько и кому мы все-таки должны / Беседу вел А.Черняк // Рос. Федерация сегодня. - 2002. - N 1. - С.33-35.

33. Орехин П. Точечное прощение // Независимая газ. - 2004. - 14 янв. - С.1,3.

34. Орлов А. Тяжек путь из долговой ямы // Рос. Федерация сегодня. - 2002. - Дек. (N 24). - С.36-37.

35. Платежный баланс и  внешний долг России в I полугодии  2002 года // Рос. газ. - 2002. - 5 нояб. - С.3; 12 нояб. - С.4; 19 нояб. - С.4.

36. Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования // Финансовое право. - 2002. - N 1. - С.23-28.

37. Рубченко М. Переиграли // Эксперт. - 2001. - N 3. - С.40-41.

38. Саркисянц А.Г. Проблема внешней задолженности России // Деньги и кредит. - 1999. - N 2. - С.40-48.

39. Саркисянц А.Г. Система международных долгов. - М., 1999. - 718с.

40. Саркисянц А.Г. Финансовые кризисы и проблема суверенного долга // Финансы. - 2002. - N 10. - С.26-29.

41. Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России / -М.: «Дело Лтд» -2003.

42. Улюкаев А. Политика в сфере госдолга: 2003-2008 // Экономика России - ХХI век. - 2003. - N 12. - С.12-13.

43. Финансы, денежное обращение  и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

44. Хайхадаева О.Д. Государственный долг Российской Федерации: теоретические и исторические аспекты. - СПб., 2000. - 121с.

45. Хейфец Б. В долговой  западне: Внешние заимствования  России: от Сталина до Путина // Новое время. - 2001. - N 2-3. - С.12-13.

46. Хейфец Б. Итоги реструктуризации  задолженности иностранных государств  перед Россией // Мировая экономика  и междунар. отношения. - 2003. - N 8. - С.78-88.

47. Хейфец Б. Новый этап  в долговой политике // Власть. - 2003. - N 10. - С.61-67.

48. Хейфец Б. О формировании  единой системы управления государственным  долгом и зарубежными активами // Экономист. - 2001. - N 9. - С.73-77.

49. Хейфец Б.А. Внешний  долг России // Финансы. - 1999. - N 2. - С.22-24.

50. Хейфец Б.А. Внешний  долг России: структура, динамика, стратегия управления // Россия и  современный мир. - 2000. - N 4. - С.70-89.

51. Хейфец Б.А. Решение  долговых проблем: Мировой опыт  и рос. действительность. - М.: Академкнига, 2002. - 367с.

52. Хорошев С. Долги наши внешние... // Финансовый контроль. - 2004. - N 12. - С.46-50.

53. Черепанов А. Стоит  ли брать в долг? И кому? / Беседу  вел А.Сашин // Рос. Федерация сегодня. - 2002. - N 1. - С.37-38.

54. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. М., ИНФРА-М, 2003. 343с.

55. Шохин С.О. Об управлении  государственным долгом / С.О.Шохин, Э.Х.Махмутова // Финансы. - 2002. - N 12. - С.26-27.

56. Ясин Е. О проблеме  урегулирования внешнего долга  России / Е.Ясин, Е.Гавриленков // Рос. вести. - 1999. - 26 мая. - С.4.

 

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РФ 

 

 

 

Алексей Ведев

Елена Шарипова

Фазы финансового кризиса, одна за другой сотрясающие финансовую систему России в 1998 г., вновь обострили такие вопросы, как эффективность проводившейся денежной политики и выбор в качестве приоритета борьбу с инфляцией. Основным содержанием правительственной антиинфляционной политики было сдерживание денежного предложения, укрепление реального курса рубля и финансирование дефицита федерального бюджета посредством выпуска государственных ценных бумаг.

Информация о работе Внешний государственный долг РФ