Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:31, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
Введение
Глава 1. Понятие, сущность и значение внешней задолженности стран
1.1. Понятие внешней задолженности стран
1.2. Причины и следствия возникновения внешнего долга
1.3. Способы регулирования внешнего долга
Глава 2. Анализ внешней задолженности РФ и США
2.1. Динамика и структура внешней задолженности РФ
2.2. Динамика и структура внешней задолженности США
Глава 3. Перспектива погашения внешнего долга РФ и США
3.1. Меры по сокращению внешней задолженности Российской Федерации
3.2. Меры по сокращению внешней задолженности Соединенных Штатов Америки
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
В-пятых, осуществление институциональных преобразований системы управления внешним долгом. Эту проблему нельзя решить, создав независимое агентство по управлению государственным долгом. Объединение сложных и многогранных задач управления госдолгом в единый комплекс требует серьезного усиления взаимодействия всех институтов, связанных с этими вопросами: Минфина России, Минэкономразвития России, Внешэкономбанка, Банка России, Федерального Собрания, Счетной палаты.
Развитие рынка государственных заимствований в качественном направлении будет способствовать решению правительственных задач по удержанию рейтинга Росси как первоклассного заемщика, обеспечивающего безусловное, своевременное и полное выполнение всех обязательств по государственному долгу.
С 2004 по 2007 год снижался дефицит федерального бюджета, то есть, правительство США старалось приблизить расходы к реальным доходам. Однако снижение сменилось сильным ростом, и на конец 2009 года дефицит бюджета увеличился вдвое. Разумеется, это не может не отразиться на внешнем долге государства, причем - самым негативным образом.
В 1989 году Сеймур Дарст, владелец фирмы-застройщика, установил в квартале от Times Square табло, которое вошло в число десяти главных достопримечательностей Нью-Йорка и отслеживало внешний долг США. Говорят, что Сеймур Дарст надеялся таким образом привить соотечественникам чувство финансовой ответственности, а заодно и продемонстрировать правительству, насколько быстро расходуются деньги. На табло было 14 разрядов, 13 для цифр, и последний занимал знак доллара. Сеймур Дарст добился лишь того, что на часах начали зарабатывать турагенты, показывая их гостям города, как необыкновенную диковинку.
И вот в 2008 году на «Часах национального времени» закончились свободные разряды. Их зашкалило 7 октября. Решили добавить еще два разряда, чтобы оно могло отображать квадрильонные числа, но есть подозрение, что задолго до этого экономика США обанкротится окончательно.
Нынешний президент США Барак Обама предпринимает меры по спасению экономики и вывода страны из кризиса, выделяя деньги из бюджета на финансирование банков. Однако в последнем его заявлении прозвучало, что эти финансы расходуются не разумно, и, что очередное финансирование поможет лишь трейдерам и менеджерам с Wall Street, но не экономике страны.
Кроме того, для спасения финансового сектора президент инициировал создание «плохого» банка, который будет страховать ненадежные активы, на что, по оценкам аналитиков, понадобится еще около 2 трлн. долл.
Перспектива такой широкой раздачи денег сопряжена с серьезными рисками. Дефицит бюджета США в 2009 году превысил 1,3 трлн. долл. В связи с этим правительство не сможет финансировать программу Обамы за счет бюджетных средств. Единственный способ найти деньги — это внешние займы под ценные бумаги госказначейства.
США наращивает долг с помощью выпуска государственных ценных бумаг. Например, Япония купила ценных бумаг США на 1,5 трлн. долл.. Больше 100 млрд. долл. инвестировали также Китай, Саудовская Аравия и Великобритания. В итоге США ставят себя в жесткую зависимость от финансирования со стороны азиатских, российских и ближневосточных инвесторов.
И это при том, что внешний и внутренний долг страны уже оценивается в 37 трлн. долл.. По состоянию на 31 января внешний федеральный долг США перед негосударственными организациями составлял 6,3 триллиона долларов. Аналитики международного рейтингового агентства Moody’s прогнозировали, что к осени 2010 года объем внешнего долга США достигнет 9 трлн. долл., или 62% от ВВП страны.
Чтобы расплачиваться по старым долгам, американцы постоянно влезают в новые. Когда подходит время гасить облигации, они выпускают и продают очередные долговые обязательства. По статистике, каждую минуту американский долговой снежный ком прирастает на 12,5 миллиона долларов.
Долг США растет по 1,4 млрд. долл. в день, или почти по одному миллиону долларов в минуту. По экспертным оценкам, в 2050 году долг США составит 350 процентов от годового ВВП.
Дальше ситуация будет становиться все хуже и хуже, поскольку количество работоспособного населения в процентном соотношении будет постепенно уменьшаться. За четверть века американцев старше 65 лет станет в два раза больше. Кроме того, увеличится и количество детей. Долг США будет расти и за счет продолжающихся военных операций на Ближнем Востоке. Десятилетнее обслуживание обойдется бюджету в 2,4 трлн. долл..
США могут себе позволить такую «роскошь» в отличие от других стран, которые занимают в «неродной» валюте. «Жить в долг» США могут благодаря Федеральной резервной системе, которая является эмитентом основной резервной валюты мира, в ее руках находится печатный станок. США уже сейчас не могут обслуживать свой долг. С точки зрения простого экономического анализа, Америка — абсолютно ненадежный должник. В другой ситуации никто бы не одалживал этой стране. Но все понимают, что если это прекратить, то большие проблемы будут не только у Америки.
Таким образом, до тех пор пока американский доллар является мировой резервной валютой, США фактически смогут продолжать финансировать программы поддержки своей экономики за счет финансовых ресурсов остального мира.
При этом аналитики сходятся во мнении, что несмотря ни на что, экономика США остается достаточно стабильной. В США еще ни разу не отказывались платить и ни разу не объявляли дефолта. Спрос на американские долговые облигации остается высоким, что отслеживается по котировкам их доходности, а значит, стоимость привлечения средств для США низка. Ценные бумаги госказначейства инвесторы сейчас считают самым безопасным активом. Таким образом, их надежность обеспечивается не столько устойчивостью экономики США, сколько доверием мира к ней.
С самого начала экономических реформ государство имело устойчивую склонность тратить средств больше, чем оно в реальности располагало. Если тратится больше, чем имеется, то непременно должен быть источник, откуда черпается недостающее. Рост внешнего долга обуславливался неспособностью выплачивать как основную сумму долга, так и нарастанием долга уже по процентам.
Можно занимать, но разумно инвестировать полученные в долг ресурсы. И тогда быстрее растут и ВВП, и доходы. Важно не столько то, каков долг относительно ВВП, сколько то, какова доля долга, использованная на инвестиции производительного характера и в социальную сферу, где возможно быстрое получение отдачи. Международные рейтинговые агентства характеризовали долговую ситуацию в России как приемлемую и улучшающуюся. Необходим переход к разработке и реализации качественно новой долговой стратегии, ориентированной на приведение в действие инвестиционно-инновационных факторов экономического роста.
Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны.
В данной курсовой работе была рассмотрена проблема внешней задолженности: значение и сущность, особенности формирования, последствия этого бремени. Понятие государственного внешнего долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями, причинами возникновения внешнего долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики: войны, спады и т.д. Погашению и обслуживанию долга в настоящее время уделяется приоритетное значение.
Был проведен анализ внешней задолженности Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, соотнесли показатели долговой устойчивости, определили состояние экономик этих стран.
На основе анализа были определены перспективы сокращения внешнего долга для этих стран. Сравнивая эти две развитые страны, можно сделать вывод, что Россия пытается выйти из долгового кризиса, рассчитывая на погашение задолженности в скором времени. Что касается США, то, проведя анализ внешней задолженности страны, можно определить, что Америка – страна, зависимая от внешних источников финансирования. США не в состоянии самостоятельно вести экономику, управлять расходами. Но государство с такой слабой, с теоретической точки зрения, экономикой совсем не обеспокоено даже угрожающим последствиям долгового кризиса. Можно сделать вывод, что пока доллар является мировой валютой, Соединенные Штаты Америки будут пользоваться всеобщим доверием.
Основываясь на сделанных выводах, странам следует предпринять следующие действия:
- создать систему эффективного управления государственным долгом (минимизирующего совокупные издержки и максимизирующего сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста);
- для сглаживания платежей в предстоящие годы провести опережающие погашения части долговых обязательств;
- необходимо создание особого агентства по управлению государственным долгом.
При последовательном проведении указанных мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса для Российской Федерации будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут высокими. А Соединенные Штаты Америки смогут вернуть неподдельное доверие стран-кредиторов, восстановить экономику, вывести из кризиса страну.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2007
2. Закон РФ. - О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. - № 93-ФЗ от 26 декабря 2006
3. Богомолов В. А. Экономическая безопасность: уч. пос. для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000).- М.: ЮНИТИ, 2006.- 303с.
4. Буганова Е. А. Внешний долг США. – М.: Экономистъ, 2008. – 566с.
5. Вавилов Ю.Я. Государственный долг. - М.: Перспектива, 2005. – 378с.
6. Златкис Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в РФ. – М., 2007. – 322c.
7. Красавина Л.Н. Внешний долг России: уроки и перспективы. - М., 2008. – 430с.
8. Липсиц И. В. Экономика: уч., 3-е изд., стереотип. М.: Омега-Л, 2007. - 656с.
9. Рыбалкина В. Е. Международные экономические отношения: уч. – 6-ое изд., перераб. доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 591с.
10. Смирнов О.В. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы. – СПб., 2009. – 324с.
11. Соснин А. В. Тяжесть бремени государственного долга. – М., 2006.- 450с.
12. Хайхадаева О.Д. Государственный долг Российской Федерации: теоретические и исторические аспекты. - СПб.: Норма, 2008. – 433с.
13. Бекетов А. А. Экономика США. / Бекетов А. А., Колесников В. В. - М.: Наука, 2008. – 545с.
14. Красс М. Ю. Модель управления динамикой государственного долга. /Красс М. Ю., Цвирко А. П. - М.: Эко, 2007. – 545с.
15. Бункина Л. М. Макроэкономика: уч.- 5-е изд., перераб. и доп. / Бункина Л. М., Семенов А. М., Семенов В. А.. - М.: Дело и сервис, 2007. - 509с.
16. Вопросы экономики. Внешний долг и денежно-кредитная политика. –М., 2009, №5
17. Деньги и кредит. - М., 2009, №5
18. Мировая экономика и международные отношения. – М., 2009. - №127
19. Экономист. Ежемесячный научно-практический журнал. - М., 2008 №8
20. Администрации Президента РФ [Электронный ресурс]. – www.kremlin.ru
21. Банк России [Электронный ресурс]. www.cbr.ru
22. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. www1.minfin.ru
23. Мульти-портал KM.ru: последние новости [Электронный ресурс]. www.km.ru
24. Официальный сайт Федерального казначейства (казначейства России) [Электронный ресурс]. www.roskazna.ru
25. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. www.gks.ru
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 01 августа 2009 года
Категория долга | млн. долларов США | млн. евро
|
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией ) | 39 053.8 | 27 748.9
|
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 1 171.7 | 832.5
|
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 865.9 | 1 325.8
|
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 339.0 | 951.4
|
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 1 214.4 | 862.8
|
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 4 079.9 | 2 898.9
|
Задолженность по еврооблигационным займам | 26 992.0 | 19 178.6
|
внешний облигационный займ 2010 года | 656.3 | 466.3
|
внешний облигационный займ 2030 года | 20 369.4 | 14 473.1
|
внешний облигационный займ 2018 года | 3 466.4 | 2 463.0
|
внешний облигацоинный займ 2028 года | 2 499.9 | 1 776.2
|
Задолженность по ОВГВЗ | 1 778.7 | 1 263.9
|
ОВГВЗ VII серии | 1 750.0 | 1 249.6
|
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте | 612.2 | 435.0
|