Внешний долг страны. Проблема внешней задолженности и пути ее разрешения (на примере США и России)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и значение внешней задолженности стран
1.1. Понятие внешней задолженности стран
1.2. Причины и следствия возникновения внешнего долга
1.3. Способы регулирования внешнего долга
Глава 2. Анализ внешней задолженности РФ и США
2.1. Динамика и структура внешней задолженности РФ
2.2. Динамика и структура внешней задолженности США
Глава 3. Перспектива погашения внешнего долга РФ и США
3.1. Меры по сокращению внешней задолженности Российской Федерации
3.2. Меры по сокращению внешней задолженности Соединенных Штатов Америки
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 345.50 Кб (Скачать)


ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Международные экономические отношения»

Тема: «Внешний долг страны. Проблема внешней задолженности и пути ее разрешения (на примере США и России)»

 

 

студентки группы МЭЗ - 31

экономического факультета

Егоровой Валентины Евгеньевны

_____________________________

Научный руководитель 

преподаватель

Юрченко Е. А.

_____________________________

 

 

 

Тольятти, 2009г.

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие, сущность и значение внешней задолженности стран

1.1. Понятие внешней задолженности стран

1.2. Причины и следствия возникновения внешнего долга

1.3. Способы регулирования внешнего долга

Глава 2. Анализ внешней задолженности РФ и США

2.1. Динамика и структура внешней задолженности РФ

2.2. Динамика и структура внешней задолженности США

Глава 3. Перспектива погашения внешнего долга РФ и США

3.1. Меры по сокращению внешней задолженности Российской Федерации

3.2. Меры по сокращению внешней задолженности Соединенных Штатов Америки

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

 


Введение

 

В странах, где отраслевая структура производства включает низкорентабельные отрасли и для поддержания бюджетных расходов предпринимаются государственные займы, растет как внутренний, так и внешний долг со всеми отрицательными социально-экономическими и политическими последствиями. Поскольку любой значительный долг требует немало расходов по его обслуживанию, накопление его чрезвычайно опасно для экономики. Именно поэтому в экономической науке сформировались определенные представления о рисках, связанных с ростом долгового бремени. Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно, только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

На сегодняшний день ни одна страна не обходится без внешних заимствований. Актуальность темы исследования состоит в том, что проблема внешней задолженности может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты относительно занижения ее реального курса. Крупная внешняя задолженность ограничивает возможности проявления государственного суверенитета.

Предметом курсовой работы являются международные экономические отношения, возникающие в процессе формирования и погашения внешнего долга страны.

Объектами исследования курсовой работы являются Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация, как субъекты международных экономических отношений.

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

- рассмотреть сущность и особенности формирования государственной задолженности;

- проанализировать внешнюю задолженность Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки;

- определить перспективы сокращения внешнего долга.

В теоретической части курсовой работы освещены методы управления государственным долгом, и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.

Практическая значимость работы заключается в возможности  её использования для анализа долговых обязательств России и США на современном этапе, а также прогноза развития экономики этих стран.

В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные методы: статистический и графический. Информационную базу исследования составили учебная, нормативная, а также материалы из сети Интернет.


Глава 1. Понятие, сущность и значение внешней задолженности стран

 

1.1. Понятие внешней задолженности стран

 

С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. С развитием государства расширялись его функции. Это привело к увеличению государственных расходов. Государство вынуждено одалживать  деньги. Такое одалживание ведет к возникновению государственного долга. Государственные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию дополнительных (наряду с бюджетными) финансовых средств, которые органы власти используют для удовлетворения общественных потребностей. Именно это - получение дополнительных средств - является целью проведения государственных заимствований. Поэтому государственные заимствования можно определить как отношения по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых у государства-заемщика формируются дополнительные финансовые ресурсы. Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования.

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета [8, с.122]. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Внешний долг страны - накопленная задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям [1]. Выплата внешнего долга связана с перемещением реальных товаров и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны. К внешнему долгу страны относятся: кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Внешний долг страны предполагает выплату процентов и платежей погашения.

Внешний долг страны делится на государственный и корпоративный. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. Корпоративный долг – совокупный объем финансовых средств, взятый в долг кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т. д.) либо крупными предприятиями страны у кредитно-финансовых организаций других стран [3, с.261].

Инвестиционная политика государства, в рамках которой оно не оказывает серьезной финансовой поддержки наукоемкой составляющей государственного сектора в экономике и социальной сфере, связанная с этим низкая доходность предприятий обрабатывающей промышленности, выведение временно свободных средств за границу, ослабляющее ресурсную базу банковского сектора России, делают невозможным интенсивный приток средств в банковский сектор и крупномасштабное инвестиционное кредитование и государственных, и частных корпораций, а также крупномасштабное межбанковское кредитование. В этих условиях частным и государственным корпорациям приходится обращаться за внешними кредитами [18, с.3].

 

 

 

 

1.2. Причины и следствия возникновения внешнего долга

 

Необходимость использования государственного кредита для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Финансовая поддержка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно увеличивающихся бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Для выполнения этих функций государство нуждается в крупных денежных средствах. Сбор таких средств в государственную казну осуществляется с помощью налогов на доходы, имущество и некоторые виды деятельности граждан и фирм. Нередко государству не хватает доходов для осуществления всех расходов, которых от него требует общество. В конце концов, страна попадает в ситуацию, когда сумма обещанных расходов начинает превышать финансовые возможности государства. Возникает дефицит государственного бюджета – это финансовая ситуация, появляющаяся, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей [5, 340]. Доходы государственного бюджета всегда ограничены определенными рамками - уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и многими другими факторами. Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента мобилизации дополнительных средств.

Необходимо добавить, что в результате привлечения займов и кредитов у государства возникают долговые обязательства. Этот факт отрицать нельзя, но очевидным является и то, что государство делает заимствования не для того, чтобы наращивать свой долг, а для получения дополнительных финансовых средств. Формирование же и увеличение государственного долга является неприятным, но неизбежным следствием достижения первоначальной цели - получения дополнительных источников финансирования общественных потребностей.

Государственная внешняя задолженность оказывает негативное воздействие на экономику страны: ведет к бегству капиталов, сокращает частные сбережения, бремя долга заключается не столько в ежегодной выплате процента, сколько в растрате ресурсов [6, с.178]. Наиболее серьезное последствие огромного государственного долга заключается в том, что он обуславливает «вымывание капитала» из состава богатства, принадлежащего частному сектору. В результате этого темпы экономического роста замедляются и потенциальный уровень жизни в будущем снижается.

Но и все вышесказанное - только часть проблемы. Государственный долг является элементом отсроченной (подавленной) инфляции, действие которой значительно шире его прямого негативного эффекта [16, с.5]. Причина в том, что подавленная инфляция препятствует функционированию рыночной системы.

Иностранные кредиты повышают спрос на товары стран-кредиторов, увеличивая чистый экспорт и эластичность финансовых систем этих стран. В стране заемщика, естественно, данные процессы протекают вплоть до наоборот. В данном случае кредитор, в принципе, может выдавать кредиты в виде лишь частично обеспеченных финансовых средств, их полное обеспечение целиком ложится на получателя. То есть страна-заемщик, по сути, становится зависимой от страны-кредитора. Таким образом, внешний государственный долг является орудием войны, сходным по своей мощи с наиболее извращенным оружием массового поражения, которое оставляет людей в живых, но обрекает их на нищенское и зависимое существование.

С политической точки зрения отказ от уплаты внешнего долга, как правило, влечет три основных типа санкций:

- арест активов;

- исключение с рынка заемщиков в перспективе;

- уменьшение выгод от международной торговли.

Последствия внутреннего долга для экономики менее тяжелы, так как экономические ресурсы перераспределяются внутри страны.

Государственный долг может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую "национальную фабрику" [17, с.5]. Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.

Высокий уровень внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

- Усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;

- Происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации;

- Ослабляет мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые привлекут за собой требования о современном погашении долга в полном объёме;

- Сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;

- Дестабилизируется денежно- кредитная ситуация;

Происходит ослабление позиций страны-должника на мировых рынках товаров и капиталов.

 

1.3. Способы регулирования внешнего долга

 

Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Предельным размером государственных внешних заимствований является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов на предстоящий финансовый год [19, с.13]. Как правило, он не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга.

Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом.

Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза. Для России она по этому критерию не достигла еще опасной черты, хотя нужен тщательный контроль, чтобы вплотную не приблизиться к ней.

В выработке общей стратегии решения проблемы внешней задолженности могут быть использованы как известные в мировой практике схемы, так и нетрадиционные методы. Одним из вариантов решения может быть взаимозачетная схема. Россия за долги переуступает Парижскому клубу права требований на свои внешние финансовые активы. Такое решение проблемы может быть осуществлено лишь при поддержке ведущих стран. Возможна конверсия части долга в инвестиции, то есть долевое участие инвесторов в акциях российских компаний, а также передача других активов, включая российскую собственность за рубежом.

Информация о работе Внешний долг страны. Проблема внешней задолженности и пути ее разрешения (на примере США и России)