Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:31, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
Введение
Глава 1. Понятие, сущность и значение внешней задолженности стран
1.1. Понятие внешней задолженности стран
1.2. Причины и следствия возникновения внешнего долга
1.3. Способы регулирования внешнего долга
Глава 2. Анализ внешней задолженности РФ и США
2.1. Динамика и структура внешней задолженности РФ
2.2. Динамика и структура внешней задолженности США
Глава 3. Перспектива погашения внешнего долга РФ и США
3.1. Меры по сокращению внешней задолженности Российской Федерации
3.2. Меры по сокращению внешней задолженности Соединенных Штатов Америки
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Кредиторов можно разделить по институциональному признаку:
Банки (потребительские кредиты и ценные бумаги)
Инвестиционные фонды (ценные бумаги, долгосрочные займы)
Государства, а точнее центробанки (облигации, высоконадежные ценные бумаги, валютные резервы в долларах)
Компании, осуществляющие прямые целевые инвестиции путем покупки активов или акций компаний США. Основными иностранными держателями госдолга США являются Китай (800,5 млрд. долл.) и Япония (724,5 млрд. долл.). Россия занимает восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США. На конец 2009 года доля американского государственного долга перед Россией составляла 118.0 млрд. долл. (см. Приложение 2) [23]. Китай за счет более чем двукратного превышения объема экспорта над объемом импорта в торговом балансе с США получает большой объем долларовых платежей, который накапливает в золото-валютных резервах. Япония за счет активного развития экономики в период после Второй мировой войны накопила значительные финансовые средства, которые предоставляет под очень низкий процент (около 0%). Это позволяет осуществлять заимствования «Carry trade» (кредит берётся в иенах, конвертируется и выдается в долларах, что позволяет заработать на разнице процентных ставок).
Основными источниками внешнего долга являются:
- Долги частного сектора
- Дефицит государственного бюджета
- Отрицательное сальдо торгового баланса (с 1985 года объем импорта существенно превышает объем экспорта).
- Процентные начисления на ранее выданные средства
Предельный размер федерального долга США утверждается Конгрессом. Такой закон был принят в 1917 году. С тех пор размер максимального долга увеличивался регулярно через изменение закона [13, с.198].
Внешний долг США в 2004 году впервые в истории страны превысил отметку в $7 трлн., и это при том, что установлен законодательный потолок внешнего долга - $7,384 трлн. Президент немедленно обвинил в дефиците экономику, которая растет недостаточно быстрыми темпами, и необходимо осуществлять многомиллиардные расходы на национальную оборону и безопасность. И тут же попросил конгресс США увеличить лимит, чтобы не допустить дефолта. Одновременно с предложением об увеличении лимита внешних займов, сенату был предложен на одобрение законопроект о выделении $91 млрд. на войну в Ираке. Правда, в эту сумму включались и расходы на восстановление пострадавших от урагана «Катрина» районов, но это уже не столь существенно.
В 2006 году он был увеличен до 9 трлн долл. В 2007 году планка максимального долга была сдвинута ещё на 850 млрд. долларов (до 9,815 трлн. долл.). Министерство финансов Соединенных Штатов Америки направляет в Конгресс официальные запросы на увеличение законодательного предела федерального долга страны сверх действующего, и такие запросы одобряются, несмотря на то, что госдолг США с периодичностью достигает нового предела. Было отмечено, что за пять лет президентства Джорджа Буша лимит повышался три раза. И правительство страны не настораживает состояние технического дефолта по своим обязательствам, в случае если "потолок" госдолга будет достигнут.
Проблема растущего долга становится всё более значительной, увеличивая нагрузку на бюджет, за счёт процентных отчислений по долговым обязательствам. Растущая внешняя задолженность воспринимается многими в США и за их пределами как свидетельство прогрессирующего ослабления позиций США в мировом хозяйстве, как проявление общего неблагополучия американской экономики, вызывающего тревогу за ее будущее. Все эти страхи и связанные с ними тревожные оценки основаны на неадекватном восприятии экономических реалий в мировой экономике.
Что касается общих перспектив российского госдолга, то в бюджете, принятом на 2009-2010 гг., записано, что в будущем государственный долг увеличится. Но государство предпочитает теперь занимать на внутреннем рынке. Обычно это делается выпуском на биржу специальных ценных бумаг. Доля же внешнего госдолга в общей структуре государственной задолженности будет сокращаться [10, с.253].
По абсолютным цифрам российский внешний госдолг – один из самых низких в Европе. О сегодняшней ситуации с государственными долгами говорится, что благоприятная бюджетная ситуация, гигантские резервы Центрального банка, большой Стабилизационный фонд – все это дает возможность России как государству практически полностью погасить свои долги хоть завтра. Однако на это не всегда соглашаются кредиторы, поэтому бывают долгие и непростые переговоры. Россия хотела бы сэкономить на будущих процентах, кредиторы же в таком случае проценты потеряют.
Долги Всемирному банку составляют около 4-х млрд. долларов, и главный мотив, побуждающий избавиться от задолженности именно этому банку – репутационный. Россия – единственная страна из «Большой восьмерки», которая должна Всемирному банку, который обычно спонсирует программы по расширению экономической грамотности в развивающихся странах. Избавиться от долгов перед Всемирным Банком – означает перейти окончательно в класс «развитых».
Источники погашения внешнего долга.
1. Бюджетные доходы: налоговые, неналоговые, финансирование от реализации госактивов, запасов имущества собственности (приватизация), государственные займы, внутренние займы, в том числе кредиты Центрального банка, внешние займы (наличные денежные средства)
2. Эмиссия нового государственного долга в виде государственных ценных бумаг
3. Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях (корпоративные ценные бумаги)
4. Государственные закупки (товарные поставки)
5. Платежи российских заемщиков (долговые обязательства перед российским правительством, например, третьих стран)
6. Иные государственные платежи.
Повышение кредитного рейтинга Российской Федерации до инвестиционного, по существу, будет означать, что риски доступа государства и крупнейших российских компаний на международные рынки капиталов станут минимальными.
Рисунок 2 – планируемый остаток внешней задолженности Российской Федерации
На рисунке показан план по погашению внешней задолженности Российской Федерации до 2011 года. Таким образом, за этот период государство планирует выплатить 232 млрд. долл, т.е. почти вдвое уменьшить задолженность перед другими государствами и финансовыми организациями.
Вместе с тем, как показывает практика, активное управление внешним долгом, развитие внутреннего рынка государственных заимствований, наличие значительного финансового резерва и достаточных золотовалютных резервов, а также сбалансированность бюджета и высокая платежная репутация суверенного заемщика позволяет успешно осуществлять международные займы на благоприятных условиях до достижения страной инвестиционного кредитного рейтинга. Наличие в настоящее время всех этих условий у Российской Федерации создает необходимые предпосылки для активизации внешней заемной политики в ближайший период с одновременным сохранением тенденции к улучшению показателей внешней долговой нагрузки России.
В этой связи основными целями политики в области государственного внешнего долга на среднесрочную перспективу являются:
1) обеспечение стабильного доступа Российской Федерации на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;
2) расширение объемов внешних заимствований на цели рефинансирования внешнего долга;
3) активное управление внешней задолженностью с целью сокращения стоимости ее обслуживания, а также сглаживания имеющихся "пиков платежей" по государственному внешнему долгу в 2005 и 2008 годах;
4) существенное сокращение долга бывшего СССР, задолженности Российской Федерации перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;
5) наращивание рыночной составляющей внешнего долга Российской Федерации;
6) проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и получения ею инвестиционного рейтинга.
Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили многие программы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них - погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие.
Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками, но остальные приемы находятся в забвении. В свете предстоящих платежей участникам Парижского и Лондонского клуба кредиторов разработка программ конверсий внешнего долга России становится актуальной. В частности, перспективой могут стать обмен долговых обязательств на акции приватизированных предприятий, выкуп долгов правительства на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции. От проведения таких операций Россия получит не только облегчение долгового бремени, но и оживление работы по осуществлению программы приватизации и дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики.
Рост расходов на обслуживание госдолга происходит на фоне роста негосударственного долга - увеличения заимствований компаний на внешних рынках. Заимствования будут увеличиваться, только уже на внутреннем рынке. долг будет расти, но эти средства пойдут на финансирование текущих расходов бюджета.
Минфин Российской Федерации планирует привлечь на рынке государственных ценных бумаг в 2010г. - 673,265 млрд. рублей [24].
Согласно проекту долговой политики Минфина РФ на 2008-2010гг. основной задачей министерства в этой сфере в ближайшие годы будет повышение ликвидности внутреннего долгового рынка. Объем внутреннего государственного долга, выраженного в ценных бумагах, составит 2,62 трлн. рублей на конец 2010г. Также предполагается активнее использовать механизм государственных гарантий, особенно в отношении проектов, реализация которых требует активного участия государства. Объем внутренних заимствований согласно проекту не должен превышать 1% ВВП при благоприятной конъюнктуре. Политика внешних заимствований предполагает получение кредитов у международных финансовых организаций на сумму порядка 415 млн. долларов в 2010г. с сокращением общей суммы займов; привлечение денежных средств у правительств других государств, иностранных компаний и банков не предусмотрено. Совокупный государственный долг Российской Федерации в ближайшие годы не должен превышать 10% ВВП [22].
Многое предстоит сделать государству в части более активного вовлечения в орбиту государственного долга средств мелких инвесторов, прежде всего населения, удешевления и удлинения сроков государственных заимствований, совершенствования технологий выпуска и обращения ценных бумаг государства, которые совершают свои обороты вне системы электронного рынка, ослабления зависимости российского рынка государственного долга от поведения иностранных инвесторов.
Однако уже сейчас можно выделить основные принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе:
Во-первых, безусловное обслуживание обязательств и поддержание высокого кредитного рейтинга. Для получения инвестиционного рейтинга при формировании долговой политики важно обеспечить поддержание высокого уровня доверия кредиторов, безусловное и своевременное выполнение долговых обязательств, обеспечение равного доступа на рынок российских долговых обязательств инвесторов при сохранении эффективного контроля над вложениями нерезидентов в российские ценные бумаги. Существенное улучшение показателей долговой устойчивости на фоне положительной динамики макроэкономических показателей обеспечили быстрое повышение суверенного кредитного рейтинга страны [23].
Во-вторых, долговременная стратегия и эффективное использование. Необходимо усилить долговременную ориентацию долговой политики, покончить с ее подчиненностью решению текущих бюджетных проблем. Долговая стратегия должна характеризоваться комплексным подходом, учитывающим особенности общей экономической стратегии развития России, ее валютной, денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной политики. Активная долговая стратегия должна состоять, по крайней мере, из трех составных частей: стратегии обслуживания имеющегося долга, стратегии привлечения новых финансовых ресурсов и стратегии использования заемных средств. При этом для реализации целей активной долговой стратегии необходимо повысить гибкость и оперативность в принятии решений по вопросам управления государственным долгом.
В-третьих, связь с внешней политикой. Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой системе управления кредитно-долговыми отношениями, которая включает встречи «большой восьмерки» и связанные с ними подготовительные заседания, работу международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка) и международных клубов кредиторов. В прошлом Россия, в силу своей экономической слабости и сильной долговой зависимости, нередко была вынуждена соглашаться практически с любыми решениями этих организаций. Было бы ошибкой не использовать в дальнейшем при реализации активной долговой политики такие факторы, как политическое или военное сотрудничество, политическая поддержка тех или иных акций кредиторов. Возможные уступки по реализации долга должны быть компенсированы реальными экономическими приобретениями в других областях.
В-четвертых, обеспечение прозрачности сделок по урегулированию задолженности. Имеющаяся система отчетности о государственном долге отличается высокой степенью закрытости, прежде всего для участников финансовых рынков - потенциальных инвесторов с точки зрения объема доступной для них информации о наиболее важных аспектах политики и операций по управлению долгом. Между тем, прозрачность режима принятия решений, четкость правил и процедур осуществления операций по управлению государственным долгом способствует укреплению доверия кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам государства. Это, в свою очередь, повышает эффективность проводимых операций по управлению государственными долговыми обязательствами и в долгосрочной перспективе может привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга. В течение 2003-2004 годов значительно повышена степень раскрытия информации об операциях Минфина России на внутреннем рынке государственных ценных бумаг, государственном внутреннем долге, выраженном в государственных ценных бумагах, и нормативной базе, регулирующей осуществление внутренних заимствований, путем размещения всех данных на официальном сайте Минфина России в сети Интернет. В данной связи в Бюджетный кодекс Российской Федерации целесообразно внести поправки, обязывающие Минфин России регулярно публиковать основную информацию о состоянии государственного долга Российской Федерации. Должны быть разработаны законодательные поправки в Бюджетный кодекс, ограничивающие применение непрозрачных схем по зачету налогов и других недоимок платежеспособным корпоративным структурам за погашение внешнего долга или наращивание зарубежных активов (выкуп долга, экспортные поставки в счет погашения долга или в счет
дитования). Размеры такого кредитования не учитываются официально утверждаемыми в законе о федеральном бюджете параметрами государственного кредитования стран дальнего и ближнего зарубежья. Все это ослабляет складывающийся в последнее время механизм управления кредитной политикой, снижает роль Программы предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам.