Управление расходами бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение управления расходами федерального бюджета.
Исходя из поставленной цели, можно составить перечень задач:
Определить содержание, принципы и задачи управления расходами бюджета.
Проанализировать управление расходами федерального бюджета в Российской Федерации.
Изучить направления совершенствования управления расходами бюджета.

Содержание

Введение (объект – федеральный бюджет)
Глава 1. Теоретические основы управления расходами бюджета
Глава 2. Анализ управления расходами федерального бюджета в РФ
Характеристика организационно-правовых основ управления расходами бюджета
Оценка качества управления расходами бюджета
Качество планирования
Качество исполнения
Эффективность контроля
Глава 3. Направления совершенствования управления расходами бюджета
Заключение

Работа содержит 1 файл

управление расходами бюджетов.docx

— 94.70 Кб (Скачать)

Кроме двух указанных подходов, применяемых в зарубежных странах, в качестве направления совершенствования  управления расходами федерального бюджета может выступать бюджетный менеджмент. На  сегодняшний  день  нет  однозначной  трактовки данного понятия. Появление эффективных методов управления в финансовом менеджменте  привело  к  попыткам  использовать  их  в  процессе  управления государственными финансами. Прямое  перенесение методов и приёмов корпоративного  управления  в бюджетную  сферу невозможно, однако  возможна их адаптация. Как  система  управления  бюджетный  менеджмент  предполагает  наличие объекта  и  субъекта.  В  качестве  субъекта  управления  в  рамках  бюджетного менеджмента  могут  выступать  сотрудники  органов  власти  и  управления,  в частности министерства финансов страны, министерства финансов субъекта федерации,  администрации  муниципального образования. Непосредственно субъектов бюджетного менеджмента в Российской Федерации можно разделить на 3 группы:

  1. органы законодательной власти и исполнительной власти, в большей степени определяющие бюджетную стратегию, социально-экономическую политику и её приоритеты, законодательно оформляющие данные процессы (например, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ);
  2. органы оперативного управления бюджетом (Министерство финансов РФ);
  3. неспециализированные органы, определённым образом участвующие в управлении бюджетом, но не имеющие прямой на то обязанности (Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ).

Одним из объектов управления в бюджетном менеджменте являются  расходы того или иного бюджета. С учётом особой значимости бюджетных расходов именно они определяют бюджетную политику, то есть являются первичными по отношению к доходам. В больше степени качество бюджетного менеджмента зависит именно от расходной политики государства, поскольку расходы связаны с теми общественными благами, которые государство обязуется предоставить. Таким образом, «бюджетный менеджмент можно характеризовать как совокупность принципов и методов формирования и реализации управленческих решений, связанных, в том числе, с использованием бюджетных средств».20 Основной  целью  финансового менеджмента считается  повышение благосостояния собственников организации. Рассматривая с подобных  позиций   цели  бюджетного менеджмента, можно считать главной его целью улучшение качества жизни населения страны. В процессе  реализации  основной  цели  бюджетный менеджмент  направлен на решение ряда основных задач, среди которых можно выделить:

  • обеспечение формирования  достаточного  объёма  бюджетных  ресурсов, необходимого  для  реализации  задач,  сформулированных  в рамках финансовой политики государства;
  • обеспечение наиболее эффективного использования бюджетных ресурсов;
  • обеспечение  минимизации  финансовых  рисков,  возникающих  при  исполнении бюджета;
  • обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы страны.

В статье Е.А. Ермаковой «Бюджетный менеджмент и его функциональные элементы» приведён алгоритм принятия управленческих решений в процессе бюджетного менеджмента, который можно изобразить схематично (см. Схему 1«Алгоритм принятия управленческих решений в процессе бюджетного менеджмента»). Данный алгоритм состоит из трёх блоков: стратегический, оперативный и оценочный. Первый блок этапов – стратегический – предполагает определённую подготовительную работу и согласуется с таким функциональным элементом, как планирование. Второй блок этапов бюджетного менеджмента представляет собой оперативную часть, в рамках которой осуществляется непосредственная реализация конкретных процедур, таких как мониторинг и контроль за расходами бюджета. Третий блок этапов – оценка эффективности бюджетного менеджмента. Этапы третьего блока охватывают анализ исполнения бюджета по расходам, оценку эффективности принятых и реализованных решений. В целом необходимость использования менеджеристского подхода к управлению бюджетом, а также расходами бюджета, обусловлена возрастающей ролью государства в экономике и социальной сфере в силу смещения акцентов с объёма его вмешательства на эффективность и результативность. Соответственно разработка теоретико-методологических и научно-практических основ формирования и развития бюджетного менеджмента может послужить базой для эффективной государственной политики РФ, в частности в процессе управления расходами федерального бюджета.

Схема 1 «Алгоритм принятия управленческих решений в процессе бюджетного менеджмента»21

Стратегический бюджетный менеджмент

Оперативный бюджетный менеджмент

Оценка эффективности  бюджетного менеджмента 

 

Целевой этап (определение  целей бюджетного менеджмента)

Внешний контроль

Определение системы показателей  эффективности бюджетного менеджмента

Информационный этап (подготовка и анализ информации)

Формирование целевых  показателей

Выявление и анализ альтернатив

Анализ исполнения бюджетного плана

Мониторинг и контроль в ходе исполнения плана

Обеспечение исполнения бюджетного плана

Оценка качества бюджетного плана

Выбор варианта бюджета и  его законодательное оформление

Предложения по корректировке  бюджетного менеджмента

Таким образом, направлениями  совершенствования управления расходами  федерального бюджета можно считать  применение механизмов:

  • бюджетирования, ориентированного на результат (в том числе представление федерального бюджета в программном формате);
  • комплексного среднесрочного планирования расходов в рамках жёстких бюджетных ограничений;
  • бюджетного менеджмента.

Представленные направления  совершенствования управления расходами  федерального бюджета дают возможность  анализировать пути повышения эффективности бюджетных расходов в соответствии с теоретическими предложениями на этот счёт и имеющейся зарубежной и отечественной практикой совершенствования управления расходами бюджета.

 

Заключение

Складывающиеся тенденции  динамики основных бюджетных показателей  развития экономики Российской Федерации свидетельствуют о том, что повышение эффективности управления расходами бюджета является актуальной задачей для субъектов управления. Необходимость совершенствования процесса управления расходами бюджета обусловлена  необходимостью повышения отдачи от расходов бюджета.

Для решения задач, поставленных во введении к данной работе, были проанализированы нормативно-правовые акты, научные  статьи, содержание которых было призвано помочь в достижении цели данной работы. Целью курсовой работы было поставлено изучение управления расходами федерального бюджета, в связи с чем в работе:

  • рассмотрены теоретические основы управления расходами бюджета (приведены определения объекта, субъекта, принципов, функциональных элементов и задач управления расходами бюджета);
  • проведён анализ управления расходами федерального бюджета на основе характеристики его организационно-правовых основ и оценки качества рассматриваемого управления;
  • представлены направления совершенствования управления расходами бюджета;
  • приведён зарубежный опыт управления расходами бюджета.

На основе изученной информации об управлении расходами бюджета  были решены следующие задачи:

  • Определение содержания, принципов и задач управления расходами бюджета.
  • Анализ управления расходами федерального бюджета в Российской Федерации.
  • Изучения направлений совершенствования управления расходами бюджета.

В заключении изучения данной темы необходимо отметить, что в  Российской Федерации процесс управления расходами федерального бюджета  находится на стадии развития, причём развития динамичного. На данный момент в целях совершенствования управления расходами федерального бюджета  применяются инструменты бюджетирования, ориентированного на результат, в том  числе представление федерального бюджета в программном формате. Нельзя не заметить, как за период менее  чем в 10 лет управление расходами  федерального бюджета претерпело кардинальные изменения, направленные на достижение результатов, в конечном итоге повышающих благосостояние населения Российской Федерации и уровень социально-экономического развития государства в целом.

 

Список  использованной литературы

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах»

Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О Счётной палате Российской Федерации»

Отчёт о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2011 году

Заключение Счётной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», Раздел 5 «Расходы проекта федерального бюджета». – СС.110-169.

Доклад Бегчина Н.А.,заместителя  начальника отдела программно-целевых  методов бюджетного планирования Департамента бюджетной политики и методологии, Проблемы формирования федерального бюджета  в программном формате// Научно-практический семинар «Управление государственными и муниципальными финансами: проблемы теории и практики» от 19.04.2012.

Баирова Э.В. Роль реестра расходных обязательств в повышении эффективного управления расходами регионального бюджета/ Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. - № 1. – С.8.

Бегчин Н.А. Современный  взгляд на управление расходами бюджетов субъектов федерации// Вестник Финансовой академии. – 2010. – №5. – С. 61-65.

Белоусова С.В. Современные  пути совершенствования управления бюджетными расходами// Управление экономическими системами. – 2006. – №4. – С.1-11.

Ермакова Е.А. Бюджетный  менеджмент и его функциональные элементы// Финансы и кредит. – 2010. - № 20 (404). – С.2-7.

Кушхов О.И. Экономические  и финансовые аспекты управления расходами бюджета региона// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2002. - №.4 – С.162-170.

Лудинова Ю.В. Внедрение  новой системы бюджетного планирования в РФ: основные направления и проблемы// Экономика и управление. – 2011. - №12 (74). – С.72-78.

Малиновская О.В. Бюджетирование, ориентированное на результат: мировой  и российский контекст// Финансы и кредит. – 2011. - №33(465). – С.2.-11.

Мишина С.В. Совершенствование  управления бюджетными ресурсами// Финансы  и кредит. – 2011. – №6 (438). – С.15-20.

Тимирханова Л.М. Содержание бюджетного менеджмента// Вестник Удмуртского университета. – 2007. – №2. – С.255-258.

Чулков А.С. Зарубежный опыт построения системы бюджетирования, ориентированного на результат// Финансы и кредит. – 2010. - №46(430). – С. 35-42.

Грязнова А.Г. Финансово-кредитный  энциклопедический словарь. – М.: Финансы и статистика. – 2002.

Грязнова А.Г., Маркина  Е.В. Финансы: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2010.

 

 

Приложение 1.

Наименование  раздела

Количество ГРБС, осуществляющих расходы федерального бюджета по разделу классификации

Наиболее крупные  ГРБС

Доля расходов по разделу, приходящихся на наиболее крупных ГРБС в 2011 году, %

«Общегосударственные  вопросы» 

69

Министерство  финансов  Российской  Федерации,  Министерство  иностранных  дел Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Судебный департамент  при  Верховном Суде  Российской Федерации, Федеральная  налоговая  служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное  казначейство, Российская академия наук

76

«Национальная оборона»

12

Министерство обороны  Российской Федерации

92

«Национальная  безопасность  и правоохранительная деятельность»

24

Министерство  внутренних  дел  Российской Федерации,  Министерство  Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны, чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний

79

«Национальная  экономика» 

47

Министерство  финансов  Российской  Федерации,  Министерство  промышленности  и торговли  Российской  Федерации,  Министерство  сельского  хозяйства  Российской Федерации,  Министерство  транспорта  Российской  Федерации,  Министерство регионального  развития  Российской  Федерации,  Федеральное  дорожное  агентство, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

73

«Жилищно-коммунальное  хозяйство»

25

Министерство  финансов  Российской  Федерации,  Министерство  обороны Российской  Федерации,  Министерство  внутренних  дел  Российской  Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации

89

«Охрана  окружающей  среды»

5

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей  среды,  Федеральная  служба  по  надзору  в  сфере природопользования

95

«Образование» 

52

Министерство  образования  и  науки  Российской  Федерации,  Министерство здравоохранения  и  социального  развития  Российской  Федерации,  Министерство обороны  Российской  Федерации,  Министерство  внутренних  дел  Российской Федерации, Министерство  сельского  хозяйства  Российской  Федерации

78

«Культура,  кинематография» 

21

Министерство  культуры  Российской Федерации

85

«Здравоохранение»

32

Министерство финансов Российской  Федерации,  Министерство  здравоохранения  и  социального  развития Российской  Федерации,  Министерство  обороны  Российской  Федерации,  Федеральное  медико-биологическое  агентство,  Федеральная  служба  по  надзору  в  сфере  защиты  прав потребителей и благополучия человека

85

«Социальная политика»

78

Министерство  финансов  Российской  Федерации, Министерство  обороны  Российской Федерации,  Министерство  внутренних  дел  Российской  Федерации,  Министерство регионального  развития  Российской  Федерации

96

«Физическая культура и спорт»

5

Министерство  спорта,  туризма  и  молодежной  политики  Российской  Федерации

97

«Средства массовой информации»

6

Федеральное агентство по печатям  и  массовым  коммуникациям

97

«Обслуживание  государственного  и муниципального  долга» 

1

Министерство  финансов  Российской  Федерации

100

«Межбюджетные  трансферты бюджетам субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных  образований  общего  характера» 

6

Министерство финансов  Российской Федерации

97

Информация о работе Управление расходами бюджета