Управление расходами бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение управления расходами федерального бюджета.
Исходя из поставленной цели, можно составить перечень задач:
Определить содержание, принципы и задачи управления расходами бюджета.
Проанализировать управление расходами федерального бюджета в Российской Федерации.
Изучить направления совершенствования управления расходами бюджета.

Содержание

Введение (объект – федеральный бюджет)
Глава 1. Теоретические основы управления расходами бюджета
Глава 2. Анализ управления расходами федерального бюджета в РФ
Характеристика организационно-правовых основ управления расходами бюджета
Оценка качества управления расходами бюджета
Качество планирования
Качество исполнения
Эффективность контроля
Глава 3. Направления совершенствования управления расходами бюджета
Заключение

Работа содержит 1 файл

управление расходами бюджетов.docx

— 94.70 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение (объект – федеральный бюджет)

Глава 1. Теоретические основы управления расходами бюджета

Глава 2. Анализ управления расходами федерального бюджета в РФ

  1. Характеристика организационно-правовых основ управления расходами бюджета
  2. Оценка качества управления расходами бюджета
  • Качество планирования
  • Качество исполнения
  • Эффективность контроля

Глава 3. Направления совершенствования управления расходами бюджета

Заключение

 

Введение

Начиная с 2000г., одной из самых  актуальных тем в сфере государственных  и муниципальных финансов является реформирование бюджетного процесса, которое предполагает рациональное и эффективное использование бюджетных средств. Повышение эффективности управления расходами бюджета неразрывно связано с финансовой устойчивостью публично-правового образования. Эффективное и рациональное управление расходами бюджетов необходимо в любом современном обществе, так как оно оказывает существенное влияние на решение приоритетных задач, стоящих перед государством. Необходимость перехода к новой практике управления расходами бюджетов обосновывалась почти во всех Бюджетных Посланиях Президента РФ. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» среди основных целей и задач бюджетной политики указана необходимость повысить отдачу от использования государственных расходов, которая, соответственно, определяет актуальность данной работы.

Объектом курсовой работы является управление расходами федерального бюджета в Российской Федерации.

Целью курсовой работы является изучение управления расходами федерального бюджета.

Исходя из поставленной цели, можно составить перечень задач:

  • Определить содержание, принципы и задачи управления расходами бюджета.
  • Проанализировать управление расходами федерального бюджета в Российской Федерации.
  • Изучить направления совершенствования управления расходами бюджета.

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления расходами бюджета

Для того чтобы объективно определить сущность управления расходами бюджета, необходимо сформировать теоретическую базу, включающую объект, субъекты, принципы, задачи и функциональные элементы управления расходами бюджета.

В целях обеспечения и  поддержания стабильности финансового  положения Российской Федерации  органы государственной власти и  органы местного самоуправления применяют  различные инструменты финансового  механизма для воздействия на финансовые отношения, в том числе  на расходы бюджета, то есть управляют  расходами того или иного бюджета. В отечественной и зарубежной литературе отсутствует понятие «управление расходами бюджета». Однако в статье «Экономические и финансовые аспекты управления расходами бюджета региона»1 приведено определение понятия «управление расходами регионального бюджета». На его основе можно сформулировать определение понятия «управления расходами бюджета», то есть под управлением расходами бюджета можно понимать комплексный процесс объективного и обоснованного воздействия на параметры бюджета с целью обеспечения роста финансового потенциала государства (его региона и т.п.) – основы социально-экономического развития государства, иной территории. К этому следует добавить то, что комплексность  процесса  управления  служит  обязательным  условием,  выполнение  которого определяет  в  целом  его  эффективность, целенаправленное формирование  взаимосвязи  между  отдельными  и  всеми  этапами  бюджетного процесса, начиная от выявления тенденций и  прогнозирования  базовых  социальных экономических,  финансовых  показателей территории  через разработку и утверждение бюджета и до его исполнения. Необходимо упомянуть также о том, что в учебнике «Финансы» под редакцией А.Г. Грязновой и Е.В. Маркиной сформулировано определение понятия «управление финансовыми отношениями». Соответственно, рассматривая расходы бюджета в качестве финансовых отношений, можно сказать, что под управлением расходами бюджета понимается процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приёмов и методов на расходы бюджета для реализации функций органов государственной власти и органов местного самоуправления, целей и задач их деятельности. В ходе управления расходами бюджета они выступают как объект управления, органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, непосредственно осуществляющие управления – как субъекты управления. В свою очередь расходы бюджета, как объект управления, стоит рассмотреть несколько подробнее. Расходы бюджета:

    • служат одним из видов финансовых отношений;
    • представляют собой денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач (например, управление экономикой, регулирование социальной сферы, обеспечение обороноспособности в государстве и т.п.);
    • являются денежными отношениями, возникающими у субъектов публичной власти с юридическими и физическими лицами, между субъектами власти в связи с распределением и использованием бюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней по функциональному, отраслевому и целевому назначению; проявляются эти отношения через конкретные виды расходов. 2

Содержание управления расходами бюджета, как процесса управления финансовыми отношениями, раскрывается через функциональные элементы: финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.3 Финансовое прогнозирование расходов того или иного бюджета позволяет определить объём расходов бюджетов и направления их использования. Составление финансовых прогнозов способствует формированию финансовой концепции развития государства, региона или иной территории, даёт возможность субъектам управления расходами бюджета разработать различные варианты финансового развития экономики государства, региона с помощью построения экономических моделей, вариантного анализа и других подобных инструментов. Широкое  применение  самых разнообразных  способов  моделирования систем и их отдельных частей, которые позволяют провести апробирование большого числа вариантов проектов  управленческих  решений до их окончательного принятия  с целью  выявления  из  них  наиболее  эффективных, является одним из способов максимально возможного  исключения субъективизма в управлении, являющегося фундаментальной проблемой управления в целом.4 Финансовое планирование расходов бюджетов осуществляется субъектами управления на основе показателей финансовых прогнозов, при этом субъекты управления производят оценку и анализ финансового состояния государства, региона.  Планирование и прогнозирование расходов бюджета осуществляется, в том числе, с целью предварительного контроля над расходами бюджета. Текущие изменения условий управления расходами бюджета являются обоснованием наличия такого функционального элемента управления, как оперативное управление. При оперативном управлении расходами бюджета разрабатывается комплекс мер, которые должны способствовать достижению максимального эффекта при минимальном уровне затрат в условиях постоянного развития и динамики экономики государства, региона. Кроме вышеупомянутых элементов управления существует финансовый контроль. В ходе управления расходами бюджета финансовый контроль занимает важную позицию, так как в процессе осуществления финансового контроля субъектами управления производится сбор и анализ информации о реальном финансовом состоянии страны, региона, проводится сопоставление плановых и текущих показателей, связанных с расходами бюджета. На основе данных, полученных после проведения финансового контроля, субъекты управления расходами бюджета способны  принимать грамотные управленческие решения.

В зависимости от функционального элемента управления расходами бюджета происходит решение многообразных и сложных задач управления расходами бюджета, которые можно объединить в следующий перечень:

  • при осуществлении финансового прогнозирования задачами являются:
    • определение объёма бюджетных средств, которые будут израсходованы в прогнозируемом периоде;
    • обоснование направлений расходования бюджетных средств на прогнозируемый период на основе анализа динамики и тенденций различных финансовых показателей с учётом воздействия внутренних и внешних факторов;
    • определение и оценка финансовых последствий принимаемых субъектами управления расходами бюджета решений;
  • при осуществлении финансового планирования задачами являются:
    • определение объёма и направлений расходования средств бюджета, в том числе установление приоритетов в расходовании бюджетных средств;
    • обеспечение сбалансированного и эффективного расходования бюджетных средств;
    • создание условий для повышения устойчивости бюджетной системы, в том числе создание экономически обоснованных резервов бюджетных средств;
  • при осуществлении оперативного управления задачами являются:
    • обеспечение стабильного развития экономики государства и функционирования субъектов хозяйствования;
    • предупреждение и своевременная ликвидация диспропорций и отклонений, возникающих в текущем периоде при маневрировании бюджетными средствами;
    • соблюдение системности в принятии управленческих решений;
  • при осуществлении финансового контроля задачами являются:
    • обеспечение финансовой безопасности и устойчивости бюджетной системы государства;
    • соблюдение финансовых интересов всех экономических субъектов, усиление ответственности субъектов управления за результаты своей деятельности;
    • предупреждение и пресечение правонарушений в ходе управления расходами бюджета;
    • обеспечение прозрачности и открытости процесса управления расходами бюджета;
    • усиление результативности и повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Решение задач управления расходами бюджета реализуется  в рамках стратегических и тактических целей, стоящих перед субъектами управления. К данным целям относят:

    1. реализацию финансовой социально-экономической политики государства;
    2. развитие экономического потенциала государства или отдельного региона, в том числе обеспечение стабильности функционирования экономики и повышение её инвестиционной привлекательности;
    3. обеспечение удовлетворённости субъектов хозяйствования качеством государственных услуг посредством своевременного их предоставления.

Экономической  и финансовой  основой процесса  управления  расходами  бюджета выступают:

    • достижение  экономических  и  финансовых  показателей при несущественных расхождениях  исполненных  объемов  расходования финансовых средств и плановых;
    • соблюдение  финансовой  дисциплины субъектами управления бюджетом.

Субъекты управления расходами  бюджета выполняют возложенные  на них функции, цели и задачи, соблюдая определённые принципы управления5, представленные в Таблице 1 «Принципы управления расходами бюджета».

Таблица 1 «Принципы  управления расходами бюджета»

Наименование  принципа

Содержание принципа

Принцип прозрачности

Процесс управления должен быть в максимальной степени публичным  и открытым

Принцип заинтересованности участников управления

Субъекты управления должны иметь стимулы и интересы к  осуществлению их деятельности

Принцип скоординированности

Действия субъектов управления должны быть согласованы во времени и пространстве

Принцип соответствия целей

Стратегические и тактические  цели должны не противоречить друг другу, корреспондировать


Кроме указанных в Таблице 1 принципов важным является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, закреплённый в ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который «означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств».6 Список принципов управления расходами бюджета можно также дополнить принципами плановости, целевой направленности, достоверности, объективности, полноты данных, упомянутых в статье Тимирхановой Л.М. «Содержание бюджетного менеджмента».7

Информация о работе Управление расходами бюджета