Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:30, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение элементов непосредственно управления бюджетной системой Российской Федерации, показать, что они собой представляют, понять как они работают. Управление бюджетом осуществляется на всех уровнях бюджетной системы, поэтому рассмотрению подлежат все уровни. Оно устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………..……….....5
Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации и бюджетное регулирование …………………………………………………………..…….……..7
1.1 Основные черты бюджетного устройства ………………………….....……….7
1.2 Принципы бюджетной системы …………………………………..……………9
Глава 2. Бюджетный процесс и его стадии …………………………….………...12
2.1. Бюджетное планирование ……….………………………………….....……..12
2.2. Бюджетный процесс ……………….……………………..…………..……….12
2.3. Исполнение бюджета………………………………………...…….….………17
Глава 3. Проблемы исполнения бюджета в России на современном этапе…….24
3.1 Проблемы исполнения бюджета по доходам…………………………………24
3.2 Проблемы исполнения бюджета по расходам……….…………………….…25
3.3 Анализ современной бюджетной политики ………………………………….27
Заключение …………………..………………………..……………..……..………32
Список литературы …………………………………………………..……..……...34
Очень важно проводить совершенствование законодательной базы, осуществление структурных преобразований в системе межбюджетных отношений и повышать их эффективность в среднесрочной перспективе. Развитие малого и среднего бизнеса на территории каждого субъекта Российской Федерации способно послужить укреплению доходной части бюджета: а) за счет арендной платы и сборов за регистрацию предприятий малого и среднего бизнеса; б) за счёт поступлений налогов непосредственно в соответствующий бюджет от предприятий малого и среднего бизнеса.
3.2 Проблемы исполнения бюджета по расходам
Исполнение
расходной части любого бюджета - это не
что иное, как осуществление в реальности
распределения и использования фондов
денежных средств, для решения задач и
функций государства. Зачастую гораздо
проще организовать сбор средств, нежели
правильно их распределить и использовать
и своевременно отчитаться в содеянном,
не маневрируя при этом финансовыми показателями
и результатами. Вопрос исполнения бюджетных
расходных обязательств это основная
проблема существования регионов и муниципальных
образований, поскольку регулярная, если
не постоянная, нехватка денежных средств,
превышение объёма расходов над объёмом
доходов кардинально ухудшает качество
выполнения своих задач и функций каждым
дотационным национально-государственным
или административно-
Зачастую проблемы исполнения бюджетов связаны с некачественным прогнозированием и планированием, недостаточной компетентностью фискальных органов, недобросовестностью налогоплательщиков. Ещё следует искать причину в том, что длительное время из сферы государственного регулирования совершенно неоправданно практически выпадали проблемы мотивации хозяйственной деятельности предприятий, их собственности и управляющих, поскольку многие предприятия работают практически в убыток, фонды накопления создавать не представляется возможным, а материальная заинтересованность отсутствует. Также к числу причин, усложняющих исполнение бюджетов можно отнести слабую ориентацию налогово-бюджетной политики на стимулирование хозяйственной деятельности. Это проявилось в чрезмерном налоговом бремени и в отсутствии целенаправленной единой системы льгот, стимулирующих деловую активность. Происходит кругооборот долгов между бюджетами и предприятиями вследствие сугубо фискальной налоговой политики, результатом которой является стремление уклонения от налогов. Бюджетное финансирование и безвозмездная помощь из вышестоящих бюджетов до сих пор настроены, главным образом, на «латание дыр», а не на структурную перестройку экономики, выражение которой заключается в развитии малого и среднего бизнеса. Так же одна из причин затрудняющих исполнение бюджетов это уравнительное распределение бюджетных ресурсов, которое порождает иждивенчество и приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. Сказывается отсутствие нормальной амортизационной политики, приводящей к тому, что предприятия, не имея базы для собственного накопления, вынуждены «проедать» свои оборотные средства, или наращивать долги поставщикам. Уходят производственные инвестиции на финансовый и валютный рынки.
3.3 Анализ современной бюджетной политики
Благодаря благоприятным ценам на нефть результаты исполнения бюджета 2010 года, оказались лучше, чем ожидалось. Согласно оценке министерства финансов за первые девять месяцев 2010 года дефицит федерального бюджета составил всего 2,2% ВВП (на кассовой основе) по сравнению с дефицитом в 4,7% ВВП за аналогичный период 2009 года и заложенным в бюджет дефицитом в 5,4% ВВП на 2010 год. Более низкого дефицита удалось добиться главным образом благодаря росту доходов в связи с высокими пенами на нефть: в январе-сентябре 2010 года доходы федерального бюджета составили 18.3% ВВП по сравнению с 17,3%, заложенными в бюджет 2010 года. Расходы за первые девять месяцев текущего года составили 20,5% ВВП, что ниже заложенных в бюджет 22,7%. Однако в последнем квартале года ожидается опережающий рост расходов, в результате чего дефицит бюджета увеличится по сравнению с текущим уровнем, но, скорее всего, останется ниже показателя, заложенного в Законе о бюджете. В настоящее время Правительство Российской Федерации планирует провести постепенное сокращение бюджетных расходов с целью ликвидации дефицита федерального бюджета к 2015 году. В проекте закона о федеральном бюджете на 2011-2013 год отражены твердые намерения сократить дефицит федерального бюджета с 5,4% ВВП в 2010 году до 2,9% ВВП в 2013 году.
Среднесрочные параметры бюджета (% ВВП)
Таблица 1
Среднесрочные параметры бюджета (% ВВП) | 2009 | 2010 | 2011* | 2012* | 2013* |
Доходы, всего | 34.4 | 33.4 | 35.0 | 34.0 | 32.8 |
в том числе федеральный бюджет | 18.8 | 17.3 | 17.4 | 16.5 | 16.1 |
Расходы, всего | 40.6 | 39.1 | З8.7 | 37.0 | 35.2 |
в том числе федеральный бюджет | 24.7 | 22.7 | 20.9 | 19.6 | 19.0 |
Ненефтегазовый баланс федерального бюджета | -13.6 | -13.7 | -11.6 | -10.5 | -9.8 |
Баланс федерального бюджета | -5.9 | -5.4 | -3.6 | -3.1 | -2.9 |
Дефицит/профицит, всего | -6.2 | -5.7 | -3.7 | -3.0 | -2.4 |
*Проект бюджета
Что касается расходной части бюджета, то, несмотря на существенный пересмотр приоритетности расходов, России предстоят дополнительные расходы на преодоление инфраструктурных проблем, поддержку диверсификации экономики и реализацию военной реформы. Согласно проекту федерального бюджета на 2011-2013 годы совокупное сокращение расходов составит 3,7% ВВП. При этом федеральное правительство имеет грандиозные планы по высвобождению бюджетных ресурсов в размере почти 6% ВВП в течение трех следующих лет за счет изменения приоритетности и оптимизации существующей структуры расходов. Хотя заявленный пересмотр приоритетности расходов и является весьма масштабным, этого, вероятно, будет недостаточно для компенсации дополнительных расходов, которые, по всей видимости, возникнут в среднесрочной перспективе. Хорошо известны демографические тенденции в России, в частности, сокращение и старение населения, повышение спроса на пенсионное обеспечение и медицинские услуги, а также меняющаяся структура спроса на образование. Все это в 2016-2020 годах приведет к повышению социальных расходов на 3 1/2 процентных пункта ВВП, как показывают расчеты в рамках исследования об устойчивости долгосрочной бюджетной политики.
Предварительные оценки дополнительных потребностей в финансировании в 2011-2013 годов (% ВВП)
Таблица 2
2011 | 2012 | 2013 | Всего | |
Чистые расходы | -1.8% | -1.3% | -0.6% | -3.7% |
1. Возможные дополнительные расходы | 1.2% | 0.3% | 0.6% | 2.1% |
|
0.1% | 0.1% | 0.1% | 0.3% |
|
0.1% | 0.0% | 0.4% | 0.5% |
|
0.0% | 0.3% | 0.4% | 0.7% |
|
0.5% | -0.1% | -0.2% | 0.2% |
Модернизация/инновационное развитие |
0.5% | 0.0% | -0.1% | 0.5% |
2. Сокращение расходов в результате изменения приоритетности | -3.0% | -1.6% | -1.3% | -5.8% |
Чистые доходы | 0.0% | -0.8% | -0.4% | -1.2% |
Нефтегазовые доходы | -0.3% | -0.7% | -0.5% | -1.4% |
Ненефтегазовые доходы | 0.3% | -0.2% | 0.1% | 0.2% |
Чистое сокращение расходов | 1.8% | 0.5% | 0.2% | 2.5% |
*Олимпийские Игры 2014 года в Сочи, саммит АТЭС, Всемирная летняя универсиада в Казани.
Что касается доходной части бюджета, нефтегазовые доходы, как ожидается, в среднесрочном периоде снизятся в совокупности на 1,4% ВВП вследствие отсутствия роста объемов добычи, которые не будут компенсированы повышением цен. Снижение нефтегазовых доходов несет в себе две проблемы. Во-первых, налогооблагаемая база ненефтяных доходов остается узкой и маловероятно, что она сможет компенсировать сокращение нефтяных доходов без дополнительного повышения акцизов или расширения ненефтяной базы. Во-вторых, что более важно, в проект федерального бюджета заложен благоприятный прогноз цен на нефть: цена на нефть марки «Юралс» оценивается на уровне 75 долларов за баррель в 2011 году, 78 долларов в 2012 году и 79 долларов в 2013 году. Хотя в целом этот прогноз соответствует рыночным ожиданиям7, включение таких цен в бюджет делает Россию уязвимой перед внезапным падением цен на нефть. Например, если цена на нефть снизится до 60 долларов за баррель (что близко к долгосрочному среднему значению за весь период наблюдений), то нефтяные доходы могут сократиться на 2.0% ВВП, что приведет к росту дефицита бюджета в 2011 году до отметки, значительно превышающей 5% ВВП. При этом встанет вопрос о том, как финансировать такой большой дефицит.
Дефицит федерального бюджета планируется финансировать в основном за счет заимствований на внутреннем рынке, а также небольших объемов внешних заимствований. В 2011 году часть дефицита будет покрыта за счет средств Резервного фонда, а в 2012-2013 годах дефицит будет преимущественно финансироваться из внутренних источников. Источники внутреннего финансирования включают средства от приватизации имущества, находящего в федеральной собственности, в объеме примерно 0,5% ВВП в год, а также выпуск облигаций государственного внутреннего займа.
Предварительные оценки дополнительных потребностей в финансировании в 2011-2013 годах (% к ВВП)
Таблица 3
2008 | 2009 |
|
Проект закона о федеральном бюджете на 2011-2013 гг. | |||||
Факт. | Факт. | Первоначальный закон | Пересмотренный закон | Факт. (янв. июнь) | 2011 | 2012 | 2013 | |
Общий дефицит | -4.1% | 5.9% | 6.8% | 5.4% | 2.0% | 3.6% | 3.1% | 2.9% |
1. Использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния | -4.8% | 5.2% | 5.2% | 3.2% | 1.9% | 0.5% | 0.0% | 0.0% |
2. Чистый объем финансирования из внешних источников | -0.3% | -0.3% | 1.0% | 0.2% | 0.6% | 0.1% | 0.1% | 0.1% |
3. Чистый объем финансирования из внутренних источников | 1.0% | 1.1% | 0.6% | 2.1% | -0.6% | 3.0% | 2.9% | 2.7% |
Преимущественное использование внутренних источников финансирования для покрытия дефицита бюджета несет проблемы. Во-первых, хотя на внутреннем рынке достаточно ликвидности для финансирования общего бюджетного дефицита в размере до 3% ВВП, даже если бюджет 2011-2012 годов будет исполнен в соответствии с планом, существует реальный риск, что он приведет к повышению процентных ставок и вытеснению облигаций, выпускаемых государственными предприятиями и крупными компаниями. Во-вторых, существует риск, что темпы корректировки расходной части бюджета замедлятся, а дефицит бюджета увеличится с приближением парламентских и президентских выборов в 2011-2012 годах.
Бюджетный кодекс Российской Федерации ограничивает возможности правительства по прямому кредитованию коммерческих организаций. Поэтому фактическим источником долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов в области инфраструктуры и других стратегических секторах стал Внешэкономбанк. Ожидается, что в среднесрочной перспективе роль Внешэкономбанка в поддержке правительственных приоритетов в области инновационного развития, модернизации и диверсификации (включая решение проблемы моногородов) еще более возрастет. Внешэкономбанк также играет активную роль в подготовке Олимпийских Игр 2014 года в Сочи. В последние годы в уставный капитал Внешэкономбанка были осуществлены вложения средства из федерального бюджета.
В целом, бюджетные риски возросли, что указывает на необходимость пересмотра бюджетной стратегии в условиях высокой неопределенности и риска снижения цены на нефть. Ускоренная корректировка бюджета могла бы способствовать более быстрому приведению ненефтяного дефицита к уровню долгосрочной устойчивости, который составляет около 4,3% ВВП. Как и в других странах, бюджетные расходы могут увеличиться в период парламентских и президентских выборов 2011-2012 годов, что также может осложнить дальнейшую корректировку бюджета. Заложенные в бюджет относительно высокие цены на нефть лишают бюджет той «подушки безопасности», которую он имел раньше на случай внезапного падения цен на нефть. Если цена на нефть, к примеру, снизиться на 20 долларов за баррель с текущего уровня и останется на таком уровне в течение года, то дефицит бюджета в 2011 году вырастет на 2% ВВП.
России
необходима финансовая система развития,
нацеленная на финансовое обеспечение
и стимулирование модернизации, инноваций,
устойчивого экономического роста,
повышения
Информация о работе Управление бюджетной системой Российской Федерации