Управление бюджетной системой Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение элементов непосредственно управления бюджетной системой Российской Федерации, показать, что они собой представляют, понять как они работают. Управление бюджетом осуществляется на всех уровнях бюджетной системы, поэтому рассмотрению подлежат все уровни. Оно устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….....5
Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации и бюджетное регулирование …………………………………………………………..…….……..7
1.1 Основные черты бюджетного устройства ………………………….....……….7
1.2 Принципы бюджетной системы …………………………………..……………9
Глава 2. Бюджетный процесс и его стадии …………………………….………...12
2.1. Бюджетное планирование ……….………………………………….....……..12
2.2. Бюджетный процесс ……………….……………………..…………..……….12
2.3. Исполнение бюджета………………………………………...…….….………17
Глава 3. Проблемы исполнения бюджета в России на современном этапе…….24

3.1 Проблемы исполнения бюджета по доходам…………………………………24

3.2 Проблемы исполнения бюджета по расходам……….…………………….…25

3.3 Анализ современной бюджетной политики ………………………………….27

Заключение …………………..………………………..……………..……..………32
Список литературы …………………………………………………..……..……...34

Работа содержит 1 файл

Управление бюджетной системой Российской Федерации.docx

— 93.26 Кб (Скачать)

     Исполнение  бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа  о поквартальном распределении  доходов и расходов бюджета и  поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение  бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

     Исполнение  бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

     Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Первый этап санкционирования это составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета). Следующие этапы утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

     

     За  исполнение доходной части бюджета  отвечают Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

     Если  в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов  в бюджет, вводится режим сокращения расходов до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом, принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов.

     Уполномоченный  исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые  отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению  представительным органом.

     Санкционирование  расходов  бюджетов  производится  в целях недопущения платежей, не утвержденных законом о бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и финансированием дефицита  бюджета.   Бюджетное обязательство — это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью. Лимит бюджетных обязательств характеризует их общий объем. Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета формируются на период не свыше 3 месяцев. Для главных распорядителей средств они утверждаются Федеральным казначейством. Подтверждение денежных обязательств получателей бюджетных средств в объеме, не превышающем объем принятых денежных обязательств, осуществляется органом, исполняющим бюджет. Подтверждение расходов  средств   федерального   бюджета  осуществляется   Федеральным казначейством после проверки платежных и иных расходных документов.

     

        Финансирование расходов заключается в расходовании бюджетных средств путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства. Финансирование расходов включает осуществляемые последовательно и разными лицами выдачу   разрешения    (распоряжения)    на   осуществление   платежа и самоосуществление платежа. Учет исполнения федерального бюджета организуется и осуществляется Федеральным казначейством на основе единого Плана счетов и единой методологии.

     Отчет об исполнении федерального бюджета  за отчетный финансовый год представляется в Государственную Думу не позднее 1 июня текущего года в форме проекта федерального закона в соответствии со структурой и классификациями, использованными при его составлении. Представленный отчет проверяется Счетной палатой Российской Федерации, которая представляет заключение в Государственную Думу. По итогам рассмотрения отчета и других, одновременно представляемых документов, Государственная Дума утверждает отчет об исполнении бюджета либо принимает решение об отклонении отчета.

     Важным  элементом бюджетного процесса и управления в целом является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

     

     Значение  финансового контроля в России существенно  возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в  доходную часть бюджета, но и регулятором  хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств.

     Основное  назначение финансового контроля состоит  в том, чтобы обеспечить эффективность  процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в  руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед  бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

     правильность  составления бюджетов и их исполнения;

     соблюдение  действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения  бухгалтерского учета, составления  отчетности;

     эффективное и целевое использования средств  государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и  других кредитных учреждениях;

     выявление резервов роста бюджетных доходов  и экономии средств;

     успешную  реализацию межбюджетных отношений; эффективное  и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

     пресечение  правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений  и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий  незаконных действий; улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

     Объектом  финансового контроля является бюджетная  система и бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками  налогов и сборов, исполнителями  государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых  льгот. И в этом отношении они  также подлежат контролю со стороны  государства.

     

     Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, которое направляется Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

     Так как основным направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики можно оценить по результативности деятельности органов исполнительной власти. Состояние государственных финансов оказывает сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей тоже может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

     В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие: уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности; уровень выполнения бюджетных обязательств; величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга; объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета; уровень монетизации бюджетного дефицита; величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамику ВВП; уровень безработицы; степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

     В итоге современная бюджетная политика больше направлена на повышение социальной стабильности, чем на повышение доходности бюджета. Так же заметно увеличение финансирования высоких технологий, большое внимание уделено строительству дорог, развитию медицины (увеличение расходов по этим статьям более чем вдвое). Все это повышает народное доверие правительству, и не позволит нашему государству оказаться аутсайдером в мировой экономике ближайшие 10 лет.

     

     Глава 3. Проблемы исполнения бюджета в  России на современном этапе

     3.1 Проблемы исполнения бюджета по доходам

     Проблемы, связанные с формированием доходов  и направлениями расходов бюджетов с давнего времени занимает весьма важное место в работах видных российских специалистов финансового  права России. Еще в 1810 году Михаил Михайлович Сперанский, в записке  под названием «План финансов», писал, что «главное расстройство в финансах есть несоразмерность расходов с приходами»5.

     Исполнение  бюджетов зависит от наполнения доходной их части, в какой мере задействованы  имеющиеся ресурсы и резервы. Иногда налоговое законодательство ставит в неравные условия хозяйствующие  субъекты, так что в одной и  той же сфере деятельности за счет применения разных налоговых режимов, ставок или льгот одни налогоплательщики  могут получить преимущества над  другими. В других случаях желание  получить всеми способами как  можно больше налогов в бюджет отбивает охоту их платить, или доводит  налогоплательщика до состояния  неплатежеспособности. И в тех, и  других случаях это оборачивается  потерями поступлений в бюджет. Например, значительную долю в доходной части  региональных бюджетов занимают акцизы от реализации алкогольной продукции. К сожалению, действующая система  взимания акцизов угнетающе действует  на производство подакцизных товаров, из-за чего региональные бюджеты теряют значительные доходы. О наведении  порядка в этой отрасли много  было сказано на различных уровнях. Однако изменений к лучшему пока нет, и этот вид бизнеса остается наиболее криминализованным.

     

     Основная  причина сложности формирования доходной части региональных и местных  бюджетов кроется в существующем в настоящее время порядке  распределения доходов между  бюджетами и, как следствие такого порядка, в отсутствии реальной самостоятельности  нижестоящих бюджетов. Например, средства из федерального бюджета не всегда поступают в полном и достаточном объеме. Повышению самодостаточности местных бюджетов может способствовать полная или частичная замена налога на добавленную стоимость на местный налог с продаж. Все помнят, каким стимулом для местных органов власти был налог с продаж до его отмены. Кроме того, целесообразно расширить полномочия органов местного самоуправления в вопросах администрирования местных налогов. В этих целях необходимо ввести единую форму декларации по транспортному, земельным налогам и налогу на имущество, взимаемых с физических лиц, и предоставить право местным администрациям контролировать их уплату. При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, налогоплательщикам предоставлено право на получение стандартных налоговых вычетов в зависимости от получаемого дохода до определенного уровня.6 На практике это приводит к тому, что регионы с более высоким уровнем заработной платы имеют более высокое изъятие подоходного налога, что приводит к занижению налоговой базы для субъектов Российской Федерации с высоким уровнем средней заработной платы и завышению для субъектов Российской Федерации с низкой зарплатой. Поэтому в соответствующую методику целесообразно включить корректирующий коэффициент в зависимости от уровня среднемесячной заработной платы.

Информация о работе Управление бюджетной системой Российской Федерации