Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем Россия и Кыргызстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Бюджетная система Кыргызской Республики
1.1 Бюджетная система: состав и принципы построения
1.2 Сущность и особенности государственного бюджета
ГЛАВА 2. Классификация доходов и расходов бюджета КР
2.1 Доходы государственного бюджета
2.2 Расходы государственного бюджета
ГЛАВА 3. Проблемы сбалансированности и несбалансированности госбюджета
3.1 Дефицит бюджета
3.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной
политки
3.3 Государственный долг
3.4 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического
развития общества
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание дипломная.doc

— 430.00 Кб (Скачать)

в) юридически была завершена демонетизация  золота: утрата золотом денежных функций, отмена его официальной цены. Однако золото осталось резервом государства и используется для приобретения ключевых денежных единиц других стран.

Как любая система, денежная система  состоит из ряда элементов:

название денежной единицы как  единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара;

масштаб цен;

виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;

порядок эмиссии и характер обеспечения  денежных знаков, выпущенных в обращение;

методы регулирования денежного  обращения.

Основные элементы денежной системы, можно видеть на рис. 2.

 

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РЫНОЧНОГО  ТИПА (ОБЩИЕ ОСНОВЫ)

 

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

 

Наименование денежной единицы

 

Порядок обеспечения денежных знаков

 

Эмиссионный механизм

 

Структура денежной массы

 

Порядок прогнозного планирования

 

Механизм денежно-кредитного регулирования

 

Порядок установления валютного курса

 

Порядок кассовой дисциплины

         
                   

Рис. 2 - Элементы денежной системы.

Денежная единица - это установленный  в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг.

Как видно из рис.2, первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации системы. Под  принципами денежной системы понимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.

По каким же принципам строится современная денежная система рыночного  типа? Рассмотрим их:

Принцип централизованного управления денежной системой.

Принцип прогнозного планирования денежного оборота.

Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

Принцип кредитного характера денежной эмиссии.

Принцип обеспеченности выпускаемых  в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободноконвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.

Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности  его парламенту страны.

Принцип предоставления правительству  денежных средств только в порядке  кредитования.

Принцип комплексного использования  инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

Принцип надзора и контроля за денежным оборотом.

Принцип функционирования исключительно  национальной валюты на территории страны.

Принципы построения денежной системы  отражаются в других элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них.

ГЛАВА 2. Деньги и денежное обращение в Кыргызской Республике

2.1 Предпосылки введения  национальной валюты в Кыргызстане

Проблему введения национальной валюты необходимо рассматривать как в  долгосрочном, стратегическом, так  и в краткосрочном тактическом  планах.

В стратегическом плане необходимость  введения своих денег в республике была достаточно очевидна, ибо они являются атрибутом национальной государственности и одним из механизмов обеспечения суверенитета республики. Без них невозможно было проводить самостоятельную экономическую политику.

Понятно, что введение национальной валюты должно было повлечь за собой серьезные преобразования в экономической системе и народном хозяйстве, иначе она не может служить эффективным средством обращения и меры стоимости.

Какие же цели преследовало введение национальной валюты в условиях экономического кризиса и свирепствующей гиперинфляции, распада некогда единого экономического пространства на самостоятельные, политически независимые новые государства, экономика которых находилась в состоянии депрессии?

Первая. Уйти от зависимости рублевой зоны в эмиссии денег от российского печатного станка и обеспечить себя наличными средствами.

Вторая. Оградить Кыргызстан от общих  инфляционных процессов и вести  такую независимую финансово-кредитную  и ценовую политику, политику в области труда и заработной платы, которые бы постоянно стимулировали производство.

Третья. Содействовать тому, чтобы  республика стала жить «по заработанным средствам» и своим возможностям, реализовала бы свой путь к выживанию, а в дальнейшем - и к процветанию.

3 мая 1993 г., в Жогорку Кенеш  было внесено предложение о  введении национальной валюты. При  отсутствии реального обеспечения  сома обнадеживающим моментом  было то, что Международный Валютный  Фонд гарантировал материальное  обеспечение кыргызских денег. После обсуждения в Парламенте предложение было принято. 10 мая 1993 г. национальная валюта Кыргызстана получила права гражданства.

Необходимо отметить, что национальная валюта создавалась в соответствии с поэтапной стратегией:

В 1993 году появились первые кыргызские банкноты - деньги переходного периода (1, 10,50 тыйынов, 1,5,20 сомов). Начиная с 1995 года, был применен метод мягкого выведения банкнот первого выпуска из обращения (поступающие от коммерческих банков излишки касс, содержащие банкноты первого выпуска обменивались на банкноты второго выпуска). В настоящее время банкноты первого выпуска уже почти полностью изъяты из обращения.

В 1994 году вышли в обращение банкноты периода стабилизации, которые отвечали принципу разумного сочетания невысокой  цены и защитных характеристик.

В 1997 году появились первые банкноты следующей серии, обладающей высоким  уровнем защиты - 5 и 10 сом.

В 2000 году появились банкноты достоинством 1 сом с улучшенными характеристиками, были выпущены в обращение банкноты 200, 500, 1000 сом. Введение банкнот высоких номиналов позволило своевременно обеспечить спрос экономики республики на национальную валюту и значительно снизить расходы на производство банкнот и обработку их учреждениями банковской системы.

Очередным этапом развития национальной валюты стал выпуск в обращение с 1 января 2008 года металлических монет: коллекционной монеты номиналом 1 тыйын и циркуляционных монет номиналом 10, 50 тыйын, 1, 3,5 и 10 сом. Наличие мелких разменных монет позволяет легко и удобно проводить расчеты при совершении торговых операций.

Слово «сом» в кыргызском языке  имеет несколько значений. По определению  Константина Юдахина, «сом» обозначает рубль; болванка; необработанный кусок  металла; в переносном значении - цельный, сплошной, монолитный.

В процессе работы над художественным оформлением, выбором наименования национальной валюты использовались данные науки, мнения ученых, экспертов, художников и других специалистов. В своем  предложении эксперты опирались  на данные исторической науки. Историк А. Мокеев заявил, что еще у енисейских кыргызов в качестве эквивалента обмена использовалась шкура серой белки: «тыйынчычкан» по древнекыргызски - «серая белка». Постепенно наряду с изначальным смыслом слово «тыйын» все больше утверждалось как наименование монеты определенного достоинства. Так, в X в. тыйын равнялся 2,5 серебрянных дирхема, а сто тыйынов составляли один сом.

Таким образом, «сом» и «тыйын»  как наименования денежной единицы  и разменной монеты имеют у  кыргызов давние, исторические традиции. По-видимому, следуя этим традициям, кыргызы и в новое время называли и кокандские, и российские деньги привычными терминами «сом» и «тыйын», хотя раньше ходили деньги и других наименований - дирхем, тилла, таньга и др. И все же, принятые в качестве названий кыргызской национальной валюты сом и тыйын обоснованы как с точки зрения развития исторической семантики этих терминов, так и в плане возрождения историко-культурных традиций самого кыргызского народа.

Введение национальной валюты способствовало проведению республикой самостоятельной экономической, в том числе финансово-кредитной политики. Были проведены реформы налоговой системы, ориентированной на поощрение предпринимательства, установилась двухуровневая банковская система, изменились взаимоотношения республиканского и местных бюджетов, введен жесткий контроль за расходованием бюджетных средств государственных предприятий, развивается фондовый рынок.

2.2 История современного  денежного обращения в Кыргызской  Республике

Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения. В условиях строгой централизации и плановой системы управления народным хозяйством понятие денежного обращения связывали только с обращением наличных денег. При плановой системе ценообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявлялись экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения. Это проявлялось в росте цен на товары народного потребления, в нарастающем дефиците товаров, а, следовательно, в снижении уровня жизни населения.

В 1993 году Правительством Кыргызской Республики была проведена жесткая  финансовая политика, основанная на либерализации  цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса сома за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту увеличился, а валютные резервы были исчерпаны за короткий срок.

Главная задача финансовой стабилизации в 1995 году состояла в сдерживании  инфляционных процессов.

С введением монетаристской политики, направленной на ограничение денежной и кредитной массы в товарно-хозяйственном обороте, уровень инфляции стал снижаться: 1994 г. - 187,2%, 1995 г. - 131,9%, 1996 г. - 134,9%, 1997 г. - 114,8%. Так, рост потребительских цен замедлился в 2,73 раза, с 7,26 в месяц в 1994 году до 2,65 % в 1995 году, оптовых цен - с 8,34 до 2,15 %.

Ключевую роль в снижении уровня инфляции в 1995 году сыграли следующие  факторы: устойчивость валютного курса  сома, замедление роста цен на энергоресурсы, уменьшение инфляционных ожиданий.

Действие антиинфляционных факторов происходит на фоне расширения денежной массы со II полугодия 1995 года. Так в течение всего года спрос на деньги опережал предложение. Дефицит денег в обращении снизил инфляционный эффект расширения денежной массы, как показано в таблице 2.

Таблица 2 - Взаимосвязь инфляции и темпа прироста денежной массы в Кыргызской Республике в период 2007-2011 гг. (%)

 
 

2007

2008

2009

2010

2011

 

Среднемесячная инфляция

25,4

5,55

2,4

2,9

1,16

 

Темп прироста денежной массы (М2)

15,02

9,79

4,96

1,99

1,95

 
             

Комплекс проводимых реформационных акций фактически привел к трансформации всей денежной системы в средства с кратким сроком обращения.

2.3 Особенности организации  налично-денежного обращения в  Кыргызской Республике

Налично-денежное обращение представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты, других кредитных инструментов: векселей, чеков, кредитных карточек).

Наличные деньги используются: для  оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов, не связанных с движением товаров и услуг (расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, стипендий, пенсий, по выплате страховых возмещений по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним, по платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на представительские расходы, на закупку сельхозпродукции и т.д.).

Налично-денежный оборот страны - это  часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных  в наличной форме за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступление денежных доходов населения и их расходованием.

Согласно Закону «О Национальном банке  Кыргызской Pecпyблики» организацию  налично-денежного обращения на территории Кыргызской Республики осуществляет центральный банк страны - Национальный банк КР. Для этого НБКР:

разрабатывает и утверждает порядок  ведения кассовых операций банков и  финансово-кредитных учреждений, деятельность которых лицензируется и регулируется Банком Кыргызстана;

прогнозирует потребности республики в банкнотах и монетах;

обеспечивает создание резервных  фондов банкнот и монет, размещает  заказ на изготовление денежных знаков (банкнот и монет);

устанавливает общие требования для  хранения, перевозки и инкассации наличных денег для банков;

устанавливает порядок определения платежности денежных знаков в 
осуществлении платежей;

определяет признаки защиты и порядок  замены выпускаемых в обращение  денежных знаков, а также порядок  уничтожения поврежденных и изъятых  из обращения банкнот и монет;

применяет другие способы и  механизмы регулирования, принятые в международной практике.

Информация о работе Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем Россия и Кыргызстана