Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:45, курсовая работа
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.
Введение
ГЛАВА 1. Бюджетная система Кыргызской Республики
1.1 Бюджетная система: состав и принципы построения
1.2 Сущность и особенности государственного бюджета
ГЛАВА 2. Классификация доходов и расходов бюджета КР
2.1 Доходы государственного бюджета
2.2 Расходы государственного бюджета
ГЛАВА 3. Проблемы сбалансированности и несбалансированности госбюджета
3.1 Дефицит бюджета
3.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной
политки
3.3 Государственный долг
3.4 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического
развития общества
Заключение
Список использованной литературы
Решение проблем бюджетных расходов в условиях переходного периода связано,
прежде всего, с последовательным сокращением прямого участия государства в
сфере производства. Передача
соответствующих функций
существенно сократить текущие расходы бюджета, а также создаст предпосылки для
увеличения будущих доходов в результате повышения эффективности работы
приватизированных хозяйственных объектов.
Важным инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого
ограничения бюджетных расходов и повышения эффективности использования
государственных средств. Для этого необходимо перейти к системе бюджетного
планирования, в рамках которой каждой группе (программе) государственных
расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах
от ВВП. Задачей Министерства Финансов и его бюджетных органов в такой системе
становится поиск наиболее эффективных вариантов использования выделенных
ассигнований.
В целях постоянного контроля за размерами бюджетного дефицита, источниками его
финансирования и видами финансируемых за счет бюджетного дефицита расходов
целесообразно бюджет разделить на регулярный и чрезвычайный.
Регулярный охватывал бы, в основном, текущие расходы, финансируемые за счет
стабильных текущих доходов, а чрезвычайный включал бы инвестиционные расходы,
финансирование которых
Важным условием решения проблемы эффективного управления бюджетным дефицитом
должно стать разделение кредитной и бюджетной системы страны и соответствующее
изменение функций Министерства Финансов и Национального Банка, направленное на
исключение возможностей автоматического кредитования государственных расходов.
В случае же нехватки
бюджетных средств могут
кредиты для финансирования сезонного колебания доходов.
Список использованной литературы
1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. Москва: ИНФРА-М, 2000,
199 с.
2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова,
"Дело и Сервис", 2000, 416 с.
3. «Экономическая теория»
4. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт-Петербург:
СПбГУЭФ, 2001, 544 с.
5. Доклад Президента А.А. Акаева «Социально-экономическая политика и
формирование государственного бюджета 2007 г.»
6. Бектенова Д.Ч. «Финансы, денежное обращение и кредит», Бишкек, 2008
7. Петров В.А. Бюджет-2004: приоритеты и финансовые механизмы экономического
роста // Финансы, 2007, №11.
8. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 2007, №5.
Содержание
Введение
Глава 1. Кредитная система и ее значение в развитии экономики Кыргызской Республики
1.1
История кредитной системы
1.2 Становление
Глава
2. Составные части кредитной
2.1 Кредит и его принципы
2.2 Совершенствование кредитной системы
Заключение
Список литературы
Введение
После распада Советского Союза экономика Кыргызской Республики оказалась в кризисном положении. Множество предприятий различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, в основном крупные, не производят продукцию, либо производят ее частично. На это влияет множество причин и в первую очередь, отсутствие временно свободных денежных средств на счетах предприятий, необходимых на перестройку их деятельности, в соответствии с изменившимися потребностями. Также, существенное значение имеет степень свободы прохождения платежей между предприятиями.
Актуальность данной работы заключается в рассмотрении проблем и перспектив развития кредитной системы Кыргызстана, ее роли в экономике в свете происходящих экономических преобразований, перехода от командно-административной экономики к рыночной. Особая значимость такой проблематики обусловлена повышением роли Национального банка Кыргызской Республики в осуществлении денежно-кредитного регулирования экономики, возникновением и развитием новых звеньев кредитной системы - коммерческих банков и небанковских учреждений. Все это объясняет необходимость написания данной работы, содержащую анализ деятельности и перспектив развития кредитных учреждений Кыргызстана, в комплексе с изложением теоретической основы развития кредитной системы и современных форм функционирования кредитно-денежных систем стран с развитой рыночной экономикой.
В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую независимость. В ходе второго этапа банковской реформы реорганизовалась не только структура банков, но и произошли глубокие изменения в характере кредитных отношений, утвердились новые методы кредитной работы. В результате в Кыргызской республике, законодательно сформировалась двухуровневая банковская система:
I уровень - Национальный Банк Кыргызстана;
II -.уровень- коммерческие банки
и другие финансово-кредитные
учреждения, осуществляющие отдельные
банковские операции. Хотелось бы
обратить внимание на то, что
банковская система является
ключевой частью финансовой
Цель данной работы состоит в
том, чтобы осветить вопросы связанные
с формированием кредитной
Глава 1. Кредитная система и ее значение в развитии экономики Кыргызской Республики
1.1 История кредитной системы Кыргызской Республики
В бывшем СССР Кыргызстан был одной из самых бедных республик и одновременно одной из самых экономически зависимых от бывшей метрополии. Доля внешней торговли составляла 5,98 % ВВП. Эта относительно большая доля межреспубликанской торговли в ВВП была следствием решений центральных плановых органов, которые административно навязывали республике (впрочем, как и всем остальным регионам СССР) определенную производственную специализацию, например, по овцеводству и производству шерсти, производству электроэнергии на гидроэлектростанциях, производству определенных компонентов для электронной промышленности. Крайним примером такой специализации, связанной с политическими обязательствами СССР, был огромный импорт кубинского сахара, который рафинировался и расфасовывался в Кыргызстане, а потом его большая часть продавалась остальным республикам.
Основой кредитной системы исторически являются банки. Первые предшественники современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела -- обмена денег различных городов и стран. Главными операциями банков были прием денежных вкладов и безналичные расчеты. Позднее по такому принципу возникли банки в Амстердаме (1609 г.) и Гамбурге (1618 г.). Последние специализировались на обслуживании торговли, и такая важная функция как выпуск кредитных денег у них не была развита.
При обретении Кыргызстаном суверенитета на базе Госбанка был создан Национальный банк Кыргызской Республики на основе концепции, принятой в странах с развитой рыночной экономикой.
Уровень капитальных вложений в Кыргызской Республике резко сократился за несколько лет, последовавших после обретения независимости и экономического кризиса, охватившего страны СНГ. Государственные капитальные вложения снизились в 1996 г. на 65% против 199! г. (в сопоставимых ценах). Одной из причин падения инвестиционной активности явилось отсутствие своевременной и адекватной рыночным изменениям переоценки основных фондов и индексации оборотных средств предприятий в связи с либерализацией цен. Именно это привело к значительному обесценению инвестиционных ресурсов и прежде всего амортизационных накоплений. В целях недопущения дальнейшего обесценения инвестиционных ресурсов решением Правительства республики проведена переоценка основных средств на 1 января 1996 г. К ослаблению инвестиционной активности привело также ограничение спроса на кредитные ресурсы из-за повышения учетной ставки банковского кредита, уровень которой был в 1995 г. в 10 раз выше уровня рентабельности промышленности. Сложилась достаточно тревожная ситуация, при которой прогрессирующая деградация основных фондов в промышленности, износ которых достиг 50%, не компенсируется новыми капитальными вложениями, что ведет к усилению технологической отсталости практически всех секторов экономики.
Для скорейшей стабилизации экономики и укрепления экономического потенциала Кыргызской Республики в переходный период требуется существенная внешняя помощь и иностранные инвестиции. Стимулирование отечественных и иностранных инвестиций призвано повысить объем капитальных вложений в экономику республики, так как низкая инвестиционная активность ухудшает перспективу ее конкурентоспособности и отрицательно отражается на сроках проведения экономических реформ. Поэтому одной из важнейших задач Правительства республики является организация эффективной работы по привлечению, координации и управлению внешней помощью. Приток иностранных инвестиций будет способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:
· освоению невостребованного научно-
· продвижению кыргызских товаров и технологий на внешний рынок;
· содействию в расширении и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
· содействию притока капитала в
трудоизбыточные регионы и
· созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства;
· освоению опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
· содействию развития производственной и социальной инфрастуктуры.
С учетом происходящих изменений в структуре внешнего заимствования кредитная помощь на стабилизацию платежного баланса будет сокращаться, а приоритетным все больше будет становиться проектное инфраструктурное финансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций в быстро окупающиеся проекты экспортоориентированного и импортозамещающего производства.
В последнее время осуществляется подготовка и реализация крупных инфраструктурных проектов с привлечением внешней помощи: реконструкция автодороги "Бишкек - Ош", модернизация и реконструкция международного аэропорта "Манас", строительство высоковольтных линий "Кеминь - Нарын" и "Фрунзенская - Кеминь", химфармзавода в г. Бишкек, реконструкция ТЭЦ-1, тепловых и электрических сетей, а также ряда гостиничных комплексов в г. Бишкек.
В 1996 г. пущена в эксплуатацию наземная
спутниковая станция связи
Европейским банком реконструкции
и развития. Она существенно повышает
как внутренние, так и международные
возможности системы связи
Одним из ярких примеров позитивного привлечения прямых иностранных инвестиций с участием ЕБРР стало окончание строительства золоторудного комбината проекта "Кумтор", где с 1997 г. начинается стабильное и масштабное производство золота.
Одной из наиболее кардинальных мер в реформировании денежно-кредитной сферы республики явился переход с 1991 г. к двухуровневой банковской системе, состоящей из Государственного (Национального) банка (верхний уровень) и системы коммерческих банков (нижний уровень).
Отправной точкой создания двухуровневой банковской системы можно назвать июнь 1991 г., когда были приняты законы "О Государственном банке Республики Кыргызстан (о резервной системе республики)" и "О банках и банковской деятельности в Республике Кыргызстан". В марте 1992 г. Государственный банк был преобразован в Национальный, а в декабре того же года был введен в действие Закон "О Национальном банке Республики Кыргызстан", а также Закон в новой, значительно переработанной редакции "О банках и банковской деятельности в Республике Кыргызстан". На базе государственных банков стали образовываться акционерные банки, учредителями которых выступали как юридические, так и физические лица. Появились банки с иностранными учредителями. Был учрежден и единственный пока частный банк. На конец 1996 г. насчитывался 21 коммерческий банк, которые имели на территории республики 120 филиалов.
В дальнейшем развитии денежно-кредитной сферы были достигнуты безусловные успехи (в основном - как результат деятельности Национального банка), и в то же время проявились серьезные недостатки в функционировании коммерческих банков.
1.2 Становление
В связи с постоянно нарастающим инфляционным давлением из-за пределов республики и несогласованностью мер экономической политики стран СНГ, в мае 1993 г. было принято решение о выходе Кыргызской Республики из рублевой зоны и введении национальной валюты - сома. Данная мера позволила проводить самостоятельную финансовую и денежно-кредитную политику и осуществлять контроль над экономической ситуацией в республике.
Главнейшими достижениями проводимой денежно-кредитной политики являются существенное замедление темпов внутренней инфляции и стабилизация обменного курса национальной валюты (вплоть до IV квартала 1996 г., когда сом подвергся существенному обесценению, которое в целом по итогам 1996 г. составило около 50%). В марте 1995 г. Кыргызстан присоединился к VIII статье Устава МВФ, что ознаменовало собой переход национальной валюты к конвертируемости.
Становление системы коммерческих банков проходило нелегко, что обусловливалось наложением ряда факторов: сложной макроэкономической ситуацией, отсутствием либо несовершенством законодательной базы, отсутствие опыта работы банков в новых условиях. В 1994-- 1995 гг. банковская система находилась в состоянии кризиса, вызванного наличием значительной суммы невозвратных долгов по кредитам, в результате чего у крупных бывших государственных банков фактически был отрицательный капитал. И хотя некоторые новые коммерческие банки сразу стали работать достаточно успешно, их малый удельный вес не мог оказать существенного влияния на ситуацию в целом.
Информация о работе Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем Россия и Кыргызстана