Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственного долга, исследование источников его погашения, а также мероприятий по управлению ими.
В результате поставленной в курсовой работе цели выделим основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ организации системы государственного долга;
- провести исследование государственного долга Российской Федерации
- указать перспективы развития государственного долга в современных условиях
Введение 5
1 Теоретические основы государственного долга 6
1.1 Экономическая сущность государственного долга 6
1.2 Характеристика источников роста государственного долга 11
2 Анализ современного состояния государственного долга РФ 16
2.1 Оценка состояния внешнего долга РФ 16
2.2 Состояние внутреннего долга РФ 20
3 Совершенствование управления государственным долгом 25
3.1 Методы управления государственным долгом и пути их
оптимизации 25
3.2 Перспективы погашения государственного долга РФ
в условиях антикризисной экономики 29
Заключение 35
Список использованных источников
В рамках третьего варианта в 2010 году предусматривается повышение цены на российскую нефть до 68 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 1,4%. Инвестиции в основной капитал ожидаются выше уровня 2009 года на 4,5%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 3,0%.
Банк России не исключает возможности более высокого роста цен на нефть на мировом рынке. Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 году возрастет до 80 долларов США за баррель. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей прогнозируются выше, чем в третьем варианте. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основной капитал – 8,0%. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4%.
В первом варианте прогноза, предусматривающем ухудшение конъюнктуры рынка энергоносителей, в 2010 году экспорт товаров и услуг может сократиться до 305,9 млрд. долларов США, а положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами – до 53,0 млрд. долларов США.
Сценарные условия второго и третьего вариантов предусматривают рост объемов экспорта товаров и услуг до 348,5-384,0 млрд. долларов США, положительное сальдо торговли товарами и услугами в 2010 году составит в этом случае 77,2-98,3 млрд. долларов США. В сценарии с наиболее благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой сырьевых рынков (четвертый вариант) экспорт товаров и услуг оценивается в 425,5 млрд. долларов США, а активное сальдо торговли товарами и услугами – в 128,5 млрд. долларов США.
Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов в 2010 году ожидается в диапазоне 31,4-44,3 млрд. долларов США.
Отрицательное сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в 2010 году снизится по всем вариантам прогноза. Согласно четвертому варианту оно составит 14,5 млрд. долларов США, что в 2,2 раза меньше показателя 2009 года. Наращивание внешних обязательств экономики в больших объемах, чем в 2009 году, предполагается во всех, кроме первого, вариантах прогноза. На фоне относительно меньших темпов прироста иностранных активов это обусловит снижение чистого вывоза частного капитала за рубеж до уровня от 25 до 10 млрд. долларов США в зависимости от варианта прогноза [41].
Положительное сальдо счета текущих операций в первом варианте прогноза будет недостаточным для компенсации отрицательного сальдо финансового счета, что вызовет превышение спроса на иностранную валюту над предложением на внутреннем рынке и необходимость корректирующего воздействия Банка России на курсовую динамику. Объем сокращения валютных резервов составит в этом случае 8,0 млрд. долларов США. При более благоприятном развитии ситуации на мировых рынках во втором четвертом вариантах будет наблюдаться рост валютных резервов на 15,5-69,7 млрд. долларов США.
Прогноз платежного баланса до 2012 года охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть сорта «Юралс»: в пределах 45-87 долларов США за баррель в 2011 году и 45-95 долларов США за баррель в 2012 году.
В 2011-2012 годах во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо. В 2012 году в условиях низких цен на нефть в первом варианте оно составит 1,8 млрд. долларов США. Согласно второму варианту прогноза профицит счета текущих операций составит 16,9 млрд. долларов США. В третьем и четвертом вариантах прогноза при умеренном росте дефицита баланса доходов и текущих трансфертов в 2012 году ожидается положительное сальдо счета текущих операций в размере 48,0-83,2 млрд. долларов США.
Отрицательное сальдо финансового счета в 2011 году в первых трех вариантах прогноза значительно сократится по сравнению с 2010 годом, а в четвертом варианте станет положительным. В 2012 году на фоне активизации привлечения капитала банковским сектором сальдо финансового счета будет положительным.
В условиях первого варианта прогноза в 2011 году предполагается небольшое увеличение валютных резервов – на 3,7 млрд.долларов США. Согласно второму и третьему вариантам профицит текущего счета существенно превысит дефицит финансового счета, что приведет к росту резервов на 21,6-51,2 млрд. долларов США. В четвертом варианте положительные сальдо счета текущих операций и финансового счета обеспечат рост резервов на 88,9 млрд. долларов США. В 2012 году кумулятивный эффект положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета обусловит устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом и соответствующее увеличение резервных активов на 10,2-106,7 млрд. долларов США. В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается в диапазоне 2,4-5,5%.
Заключение
Государственный
долг является характеристикой
Превышение расходов государственного бюджета над его доходами составляет бюджетный дефицит. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет положительное сальдо бюджета, или профицит. Абсолютный размер дефицита и долга связан с масштабом экономики той или иной страны, поэтому для описания бюджетно-налоговой ситуации используются относительные величины – отношение бюджетного дефицита и государственного долга к объему ВВП. Эти показатели существенно различаются в разных странах и в разные периоды времени.
Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночного типа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.
Все меньшую значимость имеет деление государственного долга на внутренний и внешний. Взаимосвязь и взаимозависимость внешнего и внутреннего долга предопределяется общностью назначения привлекаемых государством заимствований.
Основная цель политики, проводимой в настоящий момент правительством РФ в области управления внешней задолженностью, состоит в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.
В отношении внутреннего долга стратегия федерального правительства состоит в реструктуризации задолженности в сторону повышения доли среднесрочных обязательств, снижения доходности государственных ценных бумаг при сохранении их привлекательности.
Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.
Технические же методы – краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей. Родионова В.М. выделяет следующие основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов.
В плане оптимизации внешнего долга именно реструктуризация, по мнению большинства экономистов, является оптимальным инструментом.
Вообще
существует несколько вариантов решения
проблемы внешнего долга России. Однако
главная задача, особенно учитывая более
отдаленную перспективу, заключается
в мобилизации собственных усилий по подъему
российской экономики. Речь идет о реализации
политики, направленной на увеличение
государственных доходов и сокращение
его расходов в целом, расширение и диверсификацию
экспортного потенциала, рационализацию
импорта, повышение эффективности использования
внешних кредитов.
Список
использованных источников
1. Бюджектный кодекс РФ
2. Федеральный Закон РФ «О банках и банковской деятельности»
3. «Банковское дело». Справочник.2009.- 789 с.
4. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: АО «Финстатинформ», 2009.-489с.
5.
Асхауэр Г. Введение в банковское дело:
Учеб. пособие / – М.: 2007.-247с.
6. Базылева Р.Г., Гурко А.С. «Макроэкономика»// учебное пособие, М., 2009 г.-416 с.
7. Банковская система России. Настольная книга банкира. Книга 1-М.: ТОО Инжиниринго-консалтинговая компания «ДеКа», 2007-356с.
8. Банковское дело. Том 1. Создание и организация деятельности коммерческого банка.2009.-896с.
9. Банковское дело. Том 7. Сберегательное дело.2008.-987с.
10. Белоусов В.Г. «Деньги, денежное обращение. Инфляция»// учебное пособие, С-Пб, 2008 г.-345с.
11. Букато В.И., Львов Ю.И. «Банки, банковские операции в России» - М.: «Финансы и статистика», 2008.-258с.
12. Булатов А.С. Экономика: Учебник - М.: Издательство БЕК, 2009г.-632.
13. Бухвальд Б. Техника банковского дела: Справ. кн. и руководство к изучению банк. и биржевых операций/Пер. с нем. - М.: ДИС, 2009.-341с.
14. Варьяш И.Ю. Банковская социология / – СПб.: Изд. «Альфа», 2008.-285с.
15. Введение в банковское дело: учебное пособие. Авторский коллектив-М, 2009.-154с.
16. Деменцев В.В. "Внешний долг России в системе международной задолженности". М.: "Финансы". - 2008г. - №12.- С.23
17. Десницин Е.С. «Новая денежно-кредитная политика//Финансы», №4 2008 г.
18. Долан Э., Кэмбелл К., Кэмбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 4-12, 14, 15, 16, 20
19. Жукова Е.Ф. Банки и банковские операции: Учебник для вузов /– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.-274с.
20. Жукова Е.Ф. Общая теория денег и кредита: Учебник / – М.: Банки и биржи, «ЮНИТИ», 2008.-279с.
21. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика).- М.: «ВЛАДОС»,2009г.-384с.
22. Карташов A. B. Государственный кредит и его формы // Право и государство. 2008.- № 9.- С.59
23. Карташов A. B. Государственный кредит как элемент финансовой системы // Сборник материалов 5-й Международной межвузовской конференции аспирантов и студентов "Традиции и новации в системе современного российского права" (1-3 апреля 2008 г). МГЮА.М.: 2009. – С.31
24. Карташов A. B. Некоторые правовые аспекты стабилизационного фонда // Сборник докладов международной научно-практической конференции "Финансовое право в XXI веке". МГЮА.М.: 2008.-С.30
25. Карташов A. B. Обзор международной научно-практической конференции "Финансовое право в условиях рынка в XXI веке" (совместно с О.Н. Горбуновой, Н.М. Артемовым, Е.М. Ашмариной) // Государство и право. 2008.- №4.-С.16
Информация о работе Совершенствование управления государственным долгом