Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственного долга, исследование источников его погашения, а также мероприятий по управлению ими.
В результате поставленной в курсовой работе цели выделим основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ организации системы государственного долга;
- провести исследование государственного долга Российской Федерации
- указать перспективы развития государственного долга в современных условиях
Введение 5
1 Теоретические основы государственного долга 6
1.1 Экономическая сущность государственного долга 6
1.2 Характеристика источников роста государственного долга 11
2 Анализ современного состояния государственного долга РФ 16
2.1 Оценка состояния внешнего долга РФ 16
2.2 Состояние внутреннего долга РФ 20
3 Совершенствование управления государственным долгом 25
3.1 Методы управления государственным долгом и пути их
оптимизации 25
3.2 Перспективы погашения государственного долга РФ
в условиях антикризисной экономики 29
Заключение 35
Список использованных источников
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и не рыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов [26, с.57].
Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.
Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).
В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.
В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
Трансформация внешнего государственного долга во внутренний государственный долг. Внешний государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке.
Таким
образом, под управлением
1.2
Характеристика источников
В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами - граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными, и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается [6, с.320].
Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.
Государственный кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией, как государственный долг [34, с.203].
Государственный долг подразделяется на две части — капитальный и текущий.
Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) — непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу.
Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).
Понятие внутреннего государственного долга России, представляющего собой долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед юридическими и физическими лицами, закреплен в Бюджетном кодексе РФ, в нем государственному долгу посвящена отдельная глава. Бюджетный кодекс РФ закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ.
Государственный долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг субъекта РФ определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный долг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ.
В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
-
кредитных соглашений и
- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
-
договоров и соглашений о
-
договоров о предоставлении
-
соглашений и договоров, в том
числе международных,
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
-
основная номинальная сумма
-
объем основного долга по
-
объем основного долга по
-
объем обязательств по
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
-
объем обязательств по
-
объем основного долга по
В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Таким образом, следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.
Государственный
внутренний долг состоит из задолженности
прошлых лет и вновь возникшей задолженности.
Российская Федерация не несет ответственности
по долговым обязательствам национально-территориальных
образований Российской Федерации, если
они не были гарантированы Правительством
РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных
и административно-
Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.
Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.
В
настоящее время Российская Федерация
является крупным заемщиком как внутри
страны, так и на международной арене.
2
Анализ современного состояния
2.1
Оценка состояния внешнего
долга РФ
Обобщены данные о торговых и финансовых операциях во внешнем секторе экономики за январь-сентябрь 2009 г.
Положительное
сальдо счета текущих операций уменьшилось
в 2,9 раза по сравнению с аналогичным периодом
2008 г. и составило 31,9 млрд. долл.
Условия внешней торговли ухудшились
в результате опережающего падения цен
на товары российского экспорта (на 40,7%)
по сравнению с импортом (на 1,1%). Это стало
причиной двукратного сокращения профицита
торгового баланса - со 155 до 76,6 млрд. долл.
США и внешнеторгового оборота - с 592,1 до
339,8 млрд. долл. США [41].
Экспорт
товаров составил 208,2 млрд. долл. США. Это
в 1,8 раза меньше аналогичного показателя
в январе-сентябре 2008 г. Вывоз нефти, нефтепродуктов
и природного газа сократился почти вдвое
(с 249,4 до 129,6 млрд. долл. США). Поставки черных
и цветных металлов за рубеж снизились
с 44,4 до 23,9 млрд. долл. США. Экспорт химической
продукции уменьшился до 13,1 млрд. долл.
США, в основном, за счет сокращения поставок
удобрений. В то же время увеличился вывоз
продовольственных товаров и сырья для
их производства (7,3 млрд. долл. США), особенно
зерновых культур.
Импорт товаров составил 131,6 млрд. долл.
США, что на 39,8% меньше, чем в сопоставимом
периоде 2008 г. Ведущие страны-поставщики
- Китай (13,2%), Германия (12,6%), США (5,5%) и Украина
(5,3%).
По счету операций с капиталом зафиксировано отрицательное сальдо в размере 11,8 млрд. долл. США (в сопоставимом периоде 2008 г. его профицит составлял 0,3 млрд. долл.). В первую очередь, это связано с частичным прощением долга перед бывшим СССР в сумме 12,4 млрд. долл. США. Стоимость имущества и финансовых активов, ввезенных иммигрантами, прежде всего из стран СНГ, составила 1 млрд. долл. США, а стоимость вывезенных за рубеж активов - 0,5 млрд. долл. США.
Информация о работе Совершенствование управления государственным долгом