Совершенствование управления государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение государственного долга, исследование источников его погашения, а также мероприятий по управлению ими.

В результате поставленной в курсовой работе цели выделим основные задачи исследования:

- изучение теоретических основ организации системы государственного долга;

- провести исследование государственного долга Российской Федерации

- указать перспективы развития государственного долга в современных условиях

Содержание

Введение 5

1 Теоретические основы государственного долга 6

1.1 Экономическая сущность государственного долга 6

1.2 Характеристика источников роста государственного долга 11

2 Анализ современного состояния государственного долга РФ 16

2.1 Оценка состояния внешнего долга РФ 16

2.2 Состояние внутреннего долга РФ 20

3 Совершенствование управления государственным долгом 25

3.1 Методы управления государственным долгом и пути их

оптимизации 25

3.2 Перспективы погашения государственного долга РФ

в условиях антикризисной экономики 29

Заключение 35

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

     Внутренние  долговые обязательства можно условно  разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и не рыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов [26, с.57].

     Нарастание  внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

     Рост  государственного долга влечет за собой  реальные негативные экономические последствия.

     Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

     Во-вторых, повышение ставок налогов как  средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

     В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

     В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный  авторитет страны.

     В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

     Трансформация внешнего государственного долга во внутренний государственный долг. Внешний государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке.

     Таким образом, под управлением государственным  долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных  с установлением ежегодных предельных значений государственного долга, выпуском и погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов. 

     1.2 Характеристика источников  роста государственного  долга 

     В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами - граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными, и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается [6, с.320].

     Активность  государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.

     Государственный кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией, как государственный долг [34, с.203].

     Государственный долг подразделяется на две части — капитальный и текущий.

     Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) — непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу.

     Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).

     Понятие внутреннего государственного долга России, представляющего собой долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед юридическими и физическими лицами, закреплен в Бюджетном кодексе РФ, в нем государственному долгу посвящена отдельная глава. Бюджетный кодекс РФ закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ.

     Государственный долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг субъекта РФ определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный долг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ.

     В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

     - кредитных соглашений и договоров,  заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

     - государственных займов, осуществленных  путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

     - договоров и соглашений о получении  Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

     - договоров о предоставлении Российской  Федерацией государственных гарантий;

     - соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации,  о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

     Долговые  обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

     В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:

     - основная номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

     - объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

     - объем основного долга по бюджетным  ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

     - объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным Российской  Федерацией.

     В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

     - объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным Российской  Федерацией;

     - объем основного долга по полученным  Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

     В соответствии с Законом РФ "О  государственном внутреннем долге  Российской Федерации" под государственным  внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Таким образом, следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

     Обеспечением  государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.

     Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

     Как отмечалось, в зависимости от места  размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

     Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

     Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

     В настоящее время Российская Федерация  является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ современного состояния государственного  долга РФ 

     2.1 Оценка состояния внешнего  долга РФ 

     Обобщены данные о торговых и финансовых операциях во внешнем секторе экономики за январь-сентябрь 2009 г.

     Положительное сальдо счета текущих операций уменьшилось в 2,9 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и составило 31,9 млрд. долл. 
Условия внешней торговли ухудшились в результате опережающего падения цен на товары российского экспорта (на 40,7%) по сравнению с импортом (на 1,1%). Это стало причиной двукратного сокращения профицита торгового баланса - со 155 до 76,6 млрд. долл. США и внешнеторгового оборота - с 592,1 до 339,8 млрд. долл. США [41].

     Экспорт товаров составил 208,2 млрд. долл. США. Это в 1,8 раза меньше аналогичного показателя в январе-сентябре 2008 г. Вывоз нефти, нефтепродуктов и природного газа сократился почти вдвое (с 249,4 до 129,6 млрд. долл. США). Поставки черных и цветных металлов за рубеж снизились с 44,4 до 23,9 млрд. долл. США. Экспорт химической продукции уменьшился до 13,1 млрд. долл. США, в основном, за счет сокращения поставок удобрений. В то же время увеличился вывоз продовольственных товаров и сырья для их производства (7,3 млрд. долл. США), особенно зерновых культур. 
Импорт товаров составил 131,6 млрд. долл. США, что на 39,8% меньше, чем в сопоставимом периоде 2008 г. Ведущие страны-поставщики - Китай (13,2%), Германия (12,6%), США (5,5%) и Украина (5,3%).

     По счету операций с капиталом зафиксировано отрицательное сальдо в размере 11,8 млрд. долл. США (в сопоставимом периоде 2008 г. его профицит составлял 0,3 млрд. долл.). В первую очередь, это связано с частичным прощением долга перед бывшим СССР в сумме 12,4 млрд. долл. США. Стоимость имущества и финансовых активов, ввезенных иммигрантами, прежде всего из стран СНГ, составила 1 млрд. долл. США, а стоимость вывезенных за рубеж активов - 0,5 млрд. долл. США.

Информация о работе Совершенствование управления государственным долгом