Совершенствование управления государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение государственного долга, исследование источников его погашения, а также мероприятий по управлению ими.

В результате поставленной в курсовой работе цели выделим основные задачи исследования:

- изучение теоретических основ организации системы государственного долга;

- провести исследование государственного долга Российской Федерации

- указать перспективы развития государственного долга в современных условиях

Содержание

Введение 5

1 Теоретические основы государственного долга 6

1.1 Экономическая сущность государственного долга 6

1.2 Характеристика источников роста государственного долга 11

2 Анализ современного состояния государственного долга РФ 16

2.1 Оценка состояния внешнего долга РФ 16

2.2 Состояние внутреннего долга РФ 20

3 Совершенствование управления государственным долгом 25

3.1 Методы управления государственным долгом и пути их

оптимизации 25

3.2 Перспективы погашения государственного долга РФ

в условиях антикризисной экономики 29

Заключение 35

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

     3 Совершенствование  управления государственным  долгом   

     3.1 Методы управления государственным  долгом и пути их

     оптимизации 

     В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы [29, с.103]:

     - безусловность - обеспечение точного  и своевременного выполнения  обязательств государства перед  инвесторами и кредиторами без  выставления дополнительных условий;

     - единство учета - учет в процессе  управления государственным долгом  всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

     - единство долговой политики - обеспечение  единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

     - согласованность - обеспечение максимально  возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

     - снижение рисков  выполнение всех  необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

     - оптимальность - создание такой  структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств  по ним было сопряжено с  минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

     - гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

     Управление  государственным долгом, как и  всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смысле.

     Управление  государственным в широком смысле предполагает:

     - формирование политики в отношении  государственного долга;

     - определение основных показателей  и предельных значений государственной задолженности;

     - определение основных направлений  воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

     - определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

     Политика  в отношении государственного долга  и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а  оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

     Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

     - рефинансирование - погашение части  государственного долга за вновь  привлеченных средств;

     - конверсия - изменение доходности  займа;

     - консолидация - превращение части  имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

     - новация - соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстояте6льств в рамках одного и того же кредитного договора;

     - унификация - решение государства  об объединении нескольких ранее  выпущенных займов;

     - отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

     - дефолт - отказ государства от  уплаты государственного долга.

     Основные  задачи по управлению долгом:

     - сокращение объемов внешних долговых  обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

     - оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

     - оптимизация графика платежей  по внешнему долгу, устранение  пиков платежей;

     - рефинансирование внешнего долга  за счет внутренних заимствований  без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

     - повышение эффективности использования  заемных средств. 

     Существует  необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести [10, с.152]:

     - разработку и принятие Федерального  закона о внесении в Бюджетный  кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

     - разработку и принятие федерального  закона о государственном долге Российской Федерации;

     - разработку и утверждение нормативных  документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;

     - создание единой базы данных  по государственному долгу Российской  Федерации; 

     - разработку и утверждение единого  порядка ведения Государственной  долговой книги Российской Федерации,  субъекта Российской Федерации  и муниципальной долговой книги;

     - разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

     Существуют два основных пути решения: усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

     Первый  путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

     Второй  путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

     Россия  может продержаться максимум год  без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов,  без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить. Другие факторы платежеспособности тоже не работают. Следовательно - нужно вести переговоры до победного конца.

      
 

     3.2 Перспективы погашения государственного долга РФ

     в условиях антикризисной экономики  

     В 2010 году наша страна планирует занять за рубежом около 17 млрд. долларов. Собственных денег нам может не хватить на социальные платежи, развитие инфраструктуры, модернизацию экономики.

     Резервный фонд будет полностью исчерпан в 2010 году, в ФНБ к 2012 году все же планируется сохранить 940 млрд. руб. (из 2 трлн.863 млрд., которые хранятся в нем сейчас). Поэтому помимо 17-миллиардного займа в 2010 году рассматриваются возможности взять кредиты в 2011 и 2012 годах, по 20,7 и 20 млрд. долларов соответственно. Путем привлечения внешних займов и используя государственные резервы, дефицит бюджета планируется уменьшать год от года: с 7,5% в 2010 году до 3% в 2012 году. У кого именно и на какой срок мы будем брать взаймы деньги, четкой определенности нет. Скорее всего, кредиторами выступят Всемирный банк или Международный валютный фонд. Возможно, что и обе эти организации.

     Бюджет России дефицитный. До недавнего времени главными источниками покрытия дефицита считались Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), то есть те средства, которые были накоплены страной, когда цены на энергоносители позволяли нам делать финансовые запасы.

     В том, что вернуть заемные средства страна сможет без проблем, в Минфине не сомневаются. Расплатиться по кредитным обязательствам мы сможем, используя имеющиеся у нас резервы и дивиденды от растущей (в перспективе) экономики. Кроме того, уровень кредитного доверия к России в международном сообществе очень высок, так как внешний долг органов государственного управления сейчас составляет всего 2–3% от ВВП, и даже после заимствований он не превысит 3–4%. Критическим показателем является сумма в 50% ВВП.

     В ближайшие года три экономика РФ, так же как экономики других развитых и переходных стран, будет переживать трудные времена. Но что касается суммы кредита, то она не очень велика, и даже если государство займет по 20 млрд. долларов в 2011 и 2012 годах, я в этом ничего страшного не вижу. Механизм кредитования часто используется во всем цивилизованном мире. В любом случае в такой долговой яме, в которой оказалась страна в 1990-е годы, теперь мы не окажемся.

     МВФ уже готов предоставить России льготный кредит по программе специальных прав заимствования (СДР) в размере 6,87 млрд. долларов. Всемирный банк готов выделить России кредит в размере от 2 до 4 млрд. долларов, кроме того, по еврооблигациям мы можем получить сумму, равную примерно 17 млрд. долларов. Сейчас все упирается в условия кредита. Россия стремится получить его на как можно более выгодных для себя условиях, при максимально низкой процентной ставке и на максимальный срок, потому-то мы и выбираем, у кого и на каких условиях взять заем [41]. 

     В 2010 году ожидается некоторое улучшение  внешних условий развития российской экономики после их резкого ухудшения в 2009 году. Международные организации прогнозируют постепенное возобновление роста мировой экономики. По прогнозу МВФ (октябрь 2009 года) производство товаров и услуг в мире в 2010 году возрастет на 3,1% (в 2009 году – сократится на 1,1%). Однако не исключается возможность более медленного роста мирового ВВП. В 2011 и 2012 годах ожидается повышение темпов роста мировой экономики. Оживление мировой экономики будет способствовать восстановлению отечественного производства и росту экспорта. Инфляция в странах – торговых партнерах России в 2010 году прогнозируется относительно низкой, что не будет создавать дополнительных рисков ускорения роста цен в стране.

     На  мировых финансовых рынках сохранятся низкие процентные ставки. Тем не менее МВФ и Всемирный банк прогнозируют некоторое повышение в 2010 году уровня краткосрочных процентных ставок в США и зоне евро. Предполагаемые соотношения между процентными ставками в России и зарубежных странах сохраняют возможность притока капитала в российскую экономику.

     В то же время риск оттока капитала остается высоким.

     Цена  на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние российской экономики. В связи с этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010-2012 годах, два из которых соответствуют прогнозам Правительства Российской Федерации.

     В рамках первого варианта, который Банк России рассмотрел дополнительно к прогнозам Правительства Российской Федерации, предполагается снижение в 2010 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал – на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%.

     В качестве второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 году цена на российскую нефть может составить 58 долларов США за баррель.

     Согласно  этому варианту прогнозируется оживление  в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 и 1,0% соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.

Информация о работе Совершенствование управления государственным долгом