Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственного долга, исследование источников его погашения, а также мероприятий по управлению ими.
В результате поставленной в курсовой работе цели выделим основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ организации системы государственного долга;
- провести исследование государственного долга Российской Федерации
- указать перспективы развития государственного долга в современных условиях
Введение 5
1 Теоретические основы государственного долга 6
1.1 Экономическая сущность государственного долга 6
1.2 Характеристика источников роста государственного долга 11
2 Анализ современного состояния государственного долга РФ 16
2.1 Оценка состояния внешнего долга РФ 16
2.2 Состояние внутреннего долга РФ 20
3 Совершенствование управления государственным долгом 25
3.1 Методы управления государственным долгом и пути их
оптимизации 25
3.2 Перспективы погашения государственного долга РФ
в условиях антикризисной экономики 29
Заключение 35
Список использованных источников
3
Совершенствование
управления государственным
долгом
3.1
Методы управления
оптимизации
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы [29, с.103]:
-
безусловность - обеспечение точного
и своевременного выполнения
обязательств государства
-
единство учета - учет в процессе
управления государственным
- единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
- согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
- снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
-
оптимальность - создание такой
структуры государственных
- гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
Управление государственным долгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смысле.
Управление
государственным в широком
-
формирование политики в
-
определение основных
-
определение основных
- определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.
Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
-
рефинансирование - погашение части
государственного долга за
- конверсия - изменение доходности займа;
- консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
- новация - соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстояте6льств в рамках одного и того же кредитного договора;
-
унификация - решение государства
об объединении нескольких
- отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
- дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.
Основные задачи по управлению долгом:
-
сокращение объемов внешних
- оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
- оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
-
рефинансирование внешнего
-
повышение эффективности
Существует необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести [10, с.152]:
-
разработку и принятие
-
разработку и принятие
-
разработку и утверждение
-
создание единой базы данных
по государственному долгу
-
разработку и утверждение
- разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.
Существуют два основных пути решения: усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.
Первый
путь - это осуществление
Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.
Россия может продержаться максимум год без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить. Другие факторы платежеспособности тоже не работают. Следовательно - нужно вести переговоры до победного конца.
3.2 Перспективы погашения государственного долга РФ
в
условиях антикризисной
экономики
В 2010 году наша страна планирует занять за рубежом около 17 млрд. долларов. Собственных денег нам может не хватить на социальные платежи, развитие инфраструктуры, модернизацию экономики.
Резервный фонд будет полностью исчерпан в 2010 году, в ФНБ к 2012 году все же планируется сохранить 940 млрд. руб. (из 2 трлн.863 млрд., которые хранятся в нем сейчас). Поэтому помимо 17-миллиардного займа в 2010 году рассматриваются возможности взять кредиты в 2011 и 2012 годах, по 20,7 и 20 млрд. долларов соответственно. Путем привлечения внешних займов и используя государственные резервы, дефицит бюджета планируется уменьшать год от года: с 7,5% в 2010 году до 3% в 2012 году. У кого именно и на какой срок мы будем брать взаймы деньги, четкой определенности нет. Скорее всего, кредиторами выступят Всемирный банк или Международный валютный фонд. Возможно, что и обе эти организации.
Бюджет России дефицитный. До недавнего времени главными источниками покрытия дефицита считались Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), то есть те средства, которые были накоплены страной, когда цены на энергоносители позволяли нам делать финансовые запасы.
В том, что вернуть заемные средства страна сможет без проблем, в Минфине не сомневаются. Расплатиться по кредитным обязательствам мы сможем, используя имеющиеся у нас резервы и дивиденды от растущей (в перспективе) экономики. Кроме того, уровень кредитного доверия к России в международном сообществе очень высок, так как внешний долг органов государственного управления сейчас составляет всего 2–3% от ВВП, и даже после заимствований он не превысит 3–4%. Критическим показателем является сумма в 50% ВВП.
В ближайшие года три экономика РФ, так же как экономики других развитых и переходных стран, будет переживать трудные времена. Но что касается суммы кредита, то она не очень велика, и даже если государство займет по 20 млрд. долларов в 2011 и 2012 годах, я в этом ничего страшного не вижу. Механизм кредитования часто используется во всем цивилизованном мире. В любом случае в такой долговой яме, в которой оказалась страна в 1990-е годы, теперь мы не окажемся.
МВФ уже готов предоставить России льготный кредит по программе специальных прав заимствования (СДР) в размере 6,87 млрд. долларов. Всемирный банк готов выделить России кредит в размере от 2 до 4 млрд. долларов, кроме того, по еврооблигациям мы можем получить сумму, равную примерно 17 млрд. долларов. Сейчас все упирается в условия кредита. Россия стремится получить его на как можно более выгодных для себя условиях, при максимально низкой процентной ставке и на максимальный срок, потому-то мы и выбираем, у кого и на каких условиях взять заем [41].
В 2010 году ожидается некоторое улучшение внешних условий развития российской экономики после их резкого ухудшения в 2009 году. Международные организации прогнозируют постепенное возобновление роста мировой экономики. По прогнозу МВФ (октябрь 2009 года) производство товаров и услуг в мире в 2010 году возрастет на 3,1% (в 2009 году – сократится на 1,1%). Однако не исключается возможность более медленного роста мирового ВВП. В 2011 и 2012 годах ожидается повышение темпов роста мировой экономики. Оживление мировой экономики будет способствовать восстановлению отечественного производства и росту экспорта. Инфляция в странах – торговых партнерах России в 2010 году прогнозируется относительно низкой, что не будет создавать дополнительных рисков ускорения роста цен в стране.
На мировых финансовых рынках сохранятся низкие процентные ставки. Тем не менее МВФ и Всемирный банк прогнозируют некоторое повышение в 2010 году уровня краткосрочных процентных ставок в США и зоне евро. Предполагаемые соотношения между процентными ставками в России и зарубежных странах сохраняют возможность притока капитала в российскую экономику.
В то же время риск оттока капитала остается высоким.
Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние российской экономики. В связи с этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010-2012 годах, два из которых соответствуют прогнозам Правительства Российской Федерации.
В рамках первого варианта, который Банк России рассмотрел дополнительно к прогнозам Правительства Российской Федерации, предполагается снижение в 2010 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал – на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%.
В качестве второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 году цена на российскую нефть может составить 58 долларов США за баррель.
Согласно этому варианту прогнозируется оживление в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 и 1,0% соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.
Информация о работе Совершенствование управления государственным долгом