Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка методологических и методических основ формирования механизма совершенствования системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях.
Объектом исследования выступает находящаяся в состоянии реформенных преобразований система пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития сферы пенсионного обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
5

1.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
8
1.1.
Социальная сфера города
8
1.2.
Пенсии в системе общественного воспроизводства.
Экономические основы
17
2.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
22
2.1.
Социальные аспекты государственного пенсионного обеспечения и страхования
22
2.2.
Финансирование социальных обязательств государства через систему Пенсионного Фонда РФ: вопросы теории
42
2.3.
Роль ГУ УПФР по г. Пятигорску в повышении уровня жизни пенсионеров
54
3.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
61
3.1.
Социальная ориентация пенсионной реформы и ее предварительные результаты
61
3.2
Направления оптимизации финансового механизма Пенсионного фонда РФ в целях совершенствования системы управления пенсионным обеспечением в современных условиях
73
4.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДА ПЯТИГОРСК
86


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
103

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 8 файлов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.docx

— 17.22 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 14.38 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 26.02 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.36 Кб (Открыть, Скачать)

4 глава.docx

— 98.52 Кб (Открыть, Скачать)

3 ГЛАВА.docx

— 111.94 Кб (Скачать)

    Оптимальное налогообложение, стимулирующее пенсионные накопления, определяет, но сути, часть накопительной пенсии.

    Целью реформирования пенсионной системы  РФ должно быть построение эффективной финансово-устойчивой пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни ее пользователям. Кроме того, пенсионная реформа может стимулировать инвестиции и экономический рост.

    Критериями  эффективности любой пенсионной системы являются: охват большинства занятого населения; обеспечение уровня и качества жизни пенсионеров, сопоставимых с уровнем и качеством жизни до выхода на пенсию; финансовая устойчивость.

    Показателем эффективности пенсионной системы может служить коэффициент замещения, определяемый как отношение средней пенсии к средней заработной плате, умноженный на коэффициент финансовой устойчивости системы.

    В реальности происходит постепенное сокращение числа лиц трудоспособного возраста, уплачивающих пенсионные взносы. Причин этому много; постоянный рост запятых в теневой экономике, увеличение численности безработных и добровольно незанятых в производстве и т.д.

    В большинстве развитых стран коэффициент  замещения составляет 50-70%, и, как  следствие этого, уровень жизни  пенсионеров и поэтому и продолжительность жизни являются достаточно высокими. В соответствии с принятой конвенцией МОТ, коэффициент замещения не должен опускаться ниже 40%,

    В РФ после четырех лет преобразований абсолютный размер пенсий у значительной части пенсионеров (до 40% и более  от их общей численности) остается ниже прожиточного минимума. Коэффициент  замещения, который еще в 2001г. составлял  более 35%, понижается. Коэффициент замещения  в РФ составлял в 2002г. 32%, в 2003г. 30%, в 2004г. 28%, в 2008г. стал равен 29% (что почти в дна раза ниже, чем это имеет место в развитых странах и было в СССР). Актуарные прогнозные расчеты, проведенные по модели пенсионной системы России, разработанной по заказу Министерства экономического развития и торговли РФ, показывают, что коэффициент замещения в будущем будет понижаться, К концу 2020г. коэффициент замещения может понизиться до 26% и даже до 24%. Определяющее значение для формирования доходов Пенсионного фонда РФ имеет заработная плата, поскольку она является базой исчисления единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд, Динамика доли заработной платы в ВВП следующая (рис. ):

    Коэффициент финансовой устойчивости пенсионной системы  также является низким, поскольку ситуация и перспективы пенсионного обеспечения крайне сложные. После снижения с 1 января 2008г. размера единого социального налога (ЕСН), направляемого на пенсионное обеспечение, с 28% до 20% от размера заработной платы, серьезные трудности испытывает бюджет Пенсионного фонда России (ПФР). По прогнозам Департамента бюджета Пенсионного фонда дефицит бюджета Пенсионного фонда возрастет с 250 млрд. руб. в 2010 г. до 540 млрд. руб. в 2020 г., т. е. более, чем в два раза.

    В процессе реформирования социальных выплат отдельным категориям граждан в  2008 г, было принято решение заменить льготы, предоставляемые в натуральном выражении на ежемесячные денежные выплаты. 

    

    Рис. 3.2. Динамика фонда заработной платы в % к ВВП6 

    В процессе реформирования социальных выплат отдельным категориям граждан в  2008 г, было принято решение заменить льготы, предоставляемые в натуральном выражении на ежемесячные денежные выплаты. При этом, по желанию гражданина, льготы по обеспечению лекарственными средствами, санаторному лечению и проезд) на пригородном транспорте были сохранены в виде набора социальных услуг, стоимость которых вычитается из суммы ежемесячного пособия. Реализация такого решения уже привела к дефициту средств на покрытие расходов по обеспечению лекарственными средствами и льготного проезда.

    Одним из критериев эффективности пенсионной системы является ее финансовая устойчивость. Наша же пенсионная система не то, что  не устойчивая, она разваливается, судя по динамике коэффициента замещения и коэффициента финансовой устойчивости.

    Проекты Концепции проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» и в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также, на наш взгляд, требуют существенных доработок. Министерством здравоохранения и социального развития РФ  даже не сделаны расчеты по оценке финансовых последствий предлагаемого законопроекта.

    Первоочередная  задача социальной политики существенно  повысить уровень пенсионного обеспечения.

    При построении эффективной пенсионной системы актуальными являются следующие вопросы:

  • правильное установление пенсионного возраста,
  • финансовая устойчивость пенсионной системы, и, в частности:

    - контроль над эффективностью предлагаемых реформ и над целевым расходованием средств Пенсионного фонда.

  • постоянный мониторинг пенсионных фондов ПИ Ф,
  • мониторинг и обеспечение коэффициента замещения,
  • достоверность долгосрочных прогнозов и их обоснованность, страхование рисков, возникающих при долгосрочном прогнозировании,
  • охват большинства населения, и в частности, обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров.

    Продолжительность жизни в России росла до середины 60 годов прошлого века, достигнув у женщин уровня развитых стран, а у мужчин приблизившись К этому уровню вплотную. Затем продолжительность жизни-начала сокращаться, у мужчин интенсивнее, чем у женщин. В настоящее время Россия - лидер по разнице в продолжительности жизни мужчин и женщин, она составляет 13 лет в пользу женщин. По данным Всемирного Банка показатели возраста выхода на пенсию и ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин следующая:

    Проблема  повышения пенсионного возраста напрямую связана с проблемой смертности. 

 

    

    Таблица 3.2.

    Ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин

    Страна  Возраст выхода на пенсию по старости

мужчин / женщин

Ожидаемая продолжительность жизни

мужчин / женщин

     
          
    Япония     65/65     77/83
    Швеция     65/65     76/82
    Франция     60/60     74/82
    США     65/65

    (планируется  67/67)

    74/80
    Великобритания     65/60

    (планируется  65/65)

    74/80
    Дания     67/67     73/78
    Литва     62,5/60     65/70
    Азербайджан     62/57     65/74
    Латвия     61,5/58,5

    (планируется  62/62)

    63/76
    Россия     60/55     59/73
    Казахстан     63/58     63/58

 

    В России среднестатистический мужчина  не доживает одного года до пенсии, то есть ожидаемая продолжительность  жизни при рождении мужчин равен 59 годам. В разрезе регионов этот показатель гораздо меньше.

    С финансовой устойчивостью пенсионной системы тесно связан вопрос об ожидаемой  продолжительности жизни на пенсии, зависящей от законодательно установленного возраста выхода на пенсию, ожидаемой продолжительности жизни при рождении и уровня смертности населения трудоспособного возраста. Для расчетов необходимо также знать коэффициент нагрузки пожилыми, то есть отношение количества пожилых лиц к численности населения в трудоспособном возрасте.

    По  прогнозным оценкам численность  всех пенсионеров увеличится с 38,19 млн. чел. в 2008 г. до 39.97 млн. чел., к 2012 г., получателей трудовых пенсий по старости - с 29,09 до ~ 86 млн. человек за этот же период. Доля досрочных пенсионеров в общей численности пенсионеров по старости несколько сократится (при условии, что их удельный вес в населении соответствующих возрастов останется неизменным). Численность плательщиков ЕСН и пенсионных взносов будет оставаться относительно стабильной в 2008-2009 гг., после чего начнёт сокращаться. В результате численность плательщиков ЕС составит 51,52 млн. человек в 2012 г.

    Соотношение между численностью плательщиков пенсионных взносов и численностью пенсионеров объясняется относительно высокой долей досрочных пенсионеров и неполной занятостью трудоспособного населения. Результаты прогноза свидетельствуют о том, что хотя влияние фактора старения населения усиливается уже к концу прогнозного периода (2012 г.), его последствия ещё не будут определяющими и не окажут решающего воздействия на финансовую устойчивость пенсионной системы, В связи с этим, учитывая нарастающие темпы старения, актуальной в среднесрочной перспективе является задача ослабления зависимости пенсионной системы от демографического фактора.

    Средний размер затрат на пенсии в странах  Западной Европы составляет 15-18% ВВП, через 10 лет эта величина достигнет  в среднем 20% ВВП. С учетом уровня коэффициента замещения 32% в 2001 г. в РФ на выполнение обязательств необходимо тратить не меньше того, сколько в среднем тратят развитые страны. Кроме этого, финансовой устойчивости пенсионной системы может способствовать оптимизация налогообложения, поскольку с ее помощью можно регулировать и создавать добровольные пенсионные схемы, то есть определенную часть накопительной пенсии, что снизит нагрузку на государственное пенсионное обеспечение.

    Во  многих развитых странах, как, например, в Канаде, США, Великобритании государственная система оплачивает около 50% общего объема пенсий. Оставшаяся часть поступает из негосударственных пенсионных фондов и других систем накоплений, в которых участвует почти половина занятого населения развитых стран. Недостаточность базовой государственной пенсии, проблема старения населения и увеличение численности пожилых людей с небольшими накоплениями в сфере частного пенсионного обеспечения в дальнейшем будут увеличивать расходы государства в социальной сфере в экономически развитых странах.

    Чилийская программа фиксированных взносов, считающаяся весьма эффективной, тем не менее, не ограничила правительственные обязательства перед семьями, чьи пенсионные накопления ниже минимального дохода. С течением времени правительственные платежи не только не уменьшились, но и выросли в процентах к ВВП.

    Вполне  можно предположить, что после  внесения изменений в систему  пенсионного обеспечения, то же самое  может произойти и в России.

    В контексте проблемы обеспечения  финансовой устойчивости пенсионной системы возникает вопрос о выборе налогообложения систем накоплений.

    Налог можно начислять на платежи, на доходы по вкладам в инвестиционные фонды и на выплаты, такие как пенсии и пособия. Возможны два подхода: система подоходного налога и система налогообложения расходов. Система подоходного налогообложения нейтральна по отношению к потреблению и сбережению капитала., поскольку при подоходном налогообложении все платежи и все доходы по вкладам, и все выплаты облагаются налогом как доход. Получается, что средства дважды облагаются налогом - вначале накопления, в момент зачисления в фонд, и в конце - при выплате, и стимула к сбережению пет. Система налогообложения расходов больше способствует росту пенсионных сбережений, поскольку доход по вкладам не облагается налогом до тех пор, пока он не начнет выдаваться как пенсия. В большинстве стран существует система налогообложения расходов, Т.е. установление налогов в тот момент, когда люди выходят на пенсию. В обязательном пенсионном страховании РФ формирование трудовой пенсии осуществляется за счет ЕСН, Трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Формирование базовой части пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в Федеральный бюджет, а формирование страховой и накопительной частей - за счет сумм ЕСН, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ. При этом формирование накопительной части пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного липа.

2 глава.docx

— 129.65 Кб (Открыть, Скачать)

1 глава.docx

— 199.21 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск