Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа
Целью работы является разработка методологических и методических основ формирования механизма совершенствования системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях.
Объектом исследования выступает находящаяся в состоянии реформенных преобразований система пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития сферы пенсионного обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ
5
1.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
8
1.1.
Социальная сфера города
8
1.2.
Пенсии в системе общественного воспроизводства.
Экономические основы
17
2.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
22
2.1.
Социальные аспекты государственного пенсионного обеспечения и страхования
22
2.2.
Финансирование социальных обязательств государства через систему Пенсионного Фонда РФ: вопросы теории
42
2.3.
Роль ГУ УПФР по г. Пятигорску в повышении уровня жизни пенсионеров
54
3.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
61
3.1.
Социальная ориентация пенсионной реформы и ее предварительные результаты
61
3.2
Направления оптимизации финансового механизма Пенсионного фонда РФ в целях совершенствования системы управления пенсионным обеспечением в современных условиях
73
4.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДА ПЯТИГОРСК
86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
103
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Оптимальное налогообложение, стимулирующее пенсионные накопления, определяет, но сути, часть накопительной пенсии.
Целью реформирования пенсионной системы РФ должно быть построение эффективной финансово-устойчивой пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни ее пользователям. Кроме того, пенсионная реформа может стимулировать инвестиции и экономический рост.
Критериями эффективности любой пенсионной системы являются: охват большинства занятого населения; обеспечение уровня и качества жизни пенсионеров, сопоставимых с уровнем и качеством жизни до выхода на пенсию; финансовая устойчивость.
Показателем эффективности пенсионной системы может служить коэффициент замещения, определяемый как отношение средней пенсии к средней заработной плате, умноженный на коэффициент финансовой устойчивости системы.
В реальности происходит постепенное сокращение числа лиц трудоспособного возраста, уплачивающих пенсионные взносы. Причин этому много; постоянный рост запятых в теневой экономике, увеличение численности безработных и добровольно незанятых в производстве и т.д.
В
большинстве развитых стран коэффициент
замещения составляет 50-70%, и, как
следствие этого, уровень жизни
пенсионеров и поэтому и
В
РФ после четырех лет
Коэффициент финансовой устойчивости пенсионной системы также является низким, поскольку ситуация и перспективы пенсионного обеспечения крайне сложные. После снижения с 1 января 2008г. размера единого социального налога (ЕСН), направляемого на пенсионное обеспечение, с 28% до 20% от размера заработной платы, серьезные трудности испытывает бюджет Пенсионного фонда России (ПФР). По прогнозам Департамента бюджета Пенсионного фонда дефицит бюджета Пенсионного фонда возрастет с 250 млрд. руб. в 2010 г. до 540 млрд. руб. в 2020 г., т. е. более, чем в два раза.
В
процессе реформирования социальных выплат
отдельным категориям граждан в
2008 г, было принято решение заменить льготы,
предоставляемые в натуральном выражении
на ежемесячные денежные выплаты.
Рис.
3.2. Динамика фонда заработной платы в
% к ВВП6
В процессе реформирования социальных выплат отдельным категориям граждан в 2008 г, было принято решение заменить льготы, предоставляемые в натуральном выражении на ежемесячные денежные выплаты. При этом, по желанию гражданина, льготы по обеспечению лекарственными средствами, санаторному лечению и проезд) на пригородном транспорте были сохранены в виде набора социальных услуг, стоимость которых вычитается из суммы ежемесячного пособия. Реализация такого решения уже привела к дефициту средств на покрытие расходов по обеспечению лекарственными средствами и льготного проезда.
Одним
из критериев эффективности
Проекты Концепции проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» и в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также, на наш взгляд, требуют существенных доработок. Министерством здравоохранения и социального развития РФ даже не сделаны расчеты по оценке финансовых последствий предлагаемого законопроекта.
Первоочередная
задача социальной политики существенно
повысить уровень пенсионного
При построении эффективной пенсионной системы актуальными являются следующие вопросы:
- контроль над эффективностью предлагаемых реформ и над целевым расходованием средств Пенсионного фонда.
Продолжительность жизни в России росла до середины 60 годов прошлого века, достигнув у женщин уровня развитых стран, а у мужчин приблизившись К этому уровню вплотную. Затем продолжительность жизни-начала сокращаться, у мужчин интенсивнее, чем у женщин. В настоящее время Россия - лидер по разнице в продолжительности жизни мужчин и женщин, она составляет 13 лет в пользу женщин. По данным Всемирного Банка показатели возраста выхода на пенсию и ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин следующая:
Проблема
повышения пенсионного возраста
напрямую связана с проблемой смертности.
Таблица 3.2.
Ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин
Страна | Возраст
выхода на пенсию по старости
мужчин / женщин |
Ожидаемая
продолжительность жизни
мужчин / женщин |
Япония | 65/65 | 77/83 |
Швеция | 65/65 | 76/82 |
Франция | 60/60 | 74/82 |
США | 65/65
(планируется 67/67) |
74/80 |
Великобритания | 65/60
(планируется 65/65) |
74/80 |
Дания | 67/67 | 73/78 |
Литва | 62,5/60 | 65/70 |
Азербайджан | 62/57 | 65/74 |
Латвия | 61,5/58,5
(планируется 62/62) |
63/76 |
Россия | 60/55 | 59/73 |
Казахстан | 63/58 | 63/58 |
В России среднестатистический мужчина не доживает одного года до пенсии, то есть ожидаемая продолжительность жизни при рождении мужчин равен 59 годам. В разрезе регионов этот показатель гораздо меньше.
С финансовой устойчивостью пенсионной системы тесно связан вопрос об ожидаемой продолжительности жизни на пенсии, зависящей от законодательно установленного возраста выхода на пенсию, ожидаемой продолжительности жизни при рождении и уровня смертности населения трудоспособного возраста. Для расчетов необходимо также знать коэффициент нагрузки пожилыми, то есть отношение количества пожилых лиц к численности населения в трудоспособном возрасте.
По прогнозным оценкам численность всех пенсионеров увеличится с 38,19 млн. чел. в 2008 г. до 39.97 млн. чел., к 2012 г., получателей трудовых пенсий по старости - с 29,09 до ~ 86 млн. человек за этот же период. Доля досрочных пенсионеров в общей численности пенсионеров по старости несколько сократится (при условии, что их удельный вес в населении соответствующих возрастов останется неизменным). Численность плательщиков ЕСН и пенсионных взносов будет оставаться относительно стабильной в 2008-2009 гг., после чего начнёт сокращаться. В результате численность плательщиков ЕС составит 51,52 млн. человек в 2012 г.
Соотношение между численностью плательщиков пенсионных взносов и численностью пенсионеров объясняется относительно высокой долей досрочных пенсионеров и неполной занятостью трудоспособного населения. Результаты прогноза свидетельствуют о том, что хотя влияние фактора старения населения усиливается уже к концу прогнозного периода (2012 г.), его последствия ещё не будут определяющими и не окажут решающего воздействия на финансовую устойчивость пенсионной системы, В связи с этим, учитывая нарастающие темпы старения, актуальной в среднесрочной перспективе является задача ослабления зависимости пенсионной системы от демографического фактора.
Средний размер затрат на пенсии в странах Западной Европы составляет 15-18% ВВП, через 10 лет эта величина достигнет в среднем 20% ВВП. С учетом уровня коэффициента замещения 32% в 2001 г. в РФ на выполнение обязательств необходимо тратить не меньше того, сколько в среднем тратят развитые страны. Кроме этого, финансовой устойчивости пенсионной системы может способствовать оптимизация налогообложения, поскольку с ее помощью можно регулировать и создавать добровольные пенсионные схемы, то есть определенную часть накопительной пенсии, что снизит нагрузку на государственное пенсионное обеспечение.
Во многих развитых странах, как, например, в Канаде, США, Великобритании государственная система оплачивает около 50% общего объема пенсий. Оставшаяся часть поступает из негосударственных пенсионных фондов и других систем накоплений, в которых участвует почти половина занятого населения развитых стран. Недостаточность базовой государственной пенсии, проблема старения населения и увеличение численности пожилых людей с небольшими накоплениями в сфере частного пенсионного обеспечения в дальнейшем будут увеличивать расходы государства в социальной сфере в экономически развитых странах.
Чилийская
программа фиксированных
Вполне можно предположить, что после внесения изменений в систему пенсионного обеспечения, то же самое может произойти и в России.
В контексте проблемы обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы возникает вопрос о выборе налогообложения систем накоплений.
Налог можно начислять на платежи, на доходы по вкладам в инвестиционные фонды и на выплаты, такие как пенсии и пособия. Возможны два подхода: система подоходного налога и система налогообложения расходов. Система подоходного налогообложения нейтральна по отношению к потреблению и сбережению капитала., поскольку при подоходном налогообложении все платежи и все доходы по вкладам, и все выплаты облагаются налогом как доход. Получается, что средства дважды облагаются налогом - вначале накопления, в момент зачисления в фонд, и в конце - при выплате, и стимула к сбережению пет. Система налогообложения расходов больше способствует росту пенсионных сбережений, поскольку доход по вкладам не облагается налогом до тех пор, пока он не начнет выдаваться как пенсия. В большинстве стран существует система налогообложения расходов, Т.е. установление налогов в тот момент, когда люди выходят на пенсию. В обязательном пенсионном страховании РФ формирование трудовой пенсии осуществляется за счет ЕСН, Трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Формирование базовой части пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в Федеральный бюджет, а формирование страховой и накопительной частей - за счет сумм ЕСН, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ. При этом формирование накопительной части пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного липа.