Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа
Целью работы является разработка методологических и методических основ формирования механизма совершенствования системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях.
Объектом исследования выступает находящаяся в состоянии реформенных преобразований система пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития сферы пенсионного обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ
5
1.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
8
1.1.
Социальная сфера города
8
1.2.
Пенсии в системе общественного воспроизводства.
Экономические основы
17
2.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
22
2.1.
Социальные аспекты государственного пенсионного обеспечения и страхования
22
2.2.
Финансирование социальных обязательств государства через систему Пенсионного Фонда РФ: вопросы теории
42
2.3.
Роль ГУ УПФР по г. Пятигорску в повышении уровня жизни пенсионеров
54
3.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
61
3.1.
Социальная ориентация пенсионной реформы и ее предварительные результаты
61
3.2
Направления оптимизации финансового механизма Пенсионного фонда РФ в целях совершенствования системы управления пенсионным обеспечением в современных условиях
73
4.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДА ПЯТИГОРСК
86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
103
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции.
Для
обеспечения финансовой устойчивости
системы обязательного
Социальная значимость пенсионного обеспечения г. Пятигорска определяется тем, что оно затрагивает жизненные интересы 25% населения города.
По статистическим данным наличное население города на начало 2008 года составило 183400 человек, на одного пенсионера города приходится 0,6 работающих, в то время, как в недалеком прошлом этот показатель равнялся 2 и более. При устойчивой тенденции роста естественной убыли численность населения обеспечивается только миграцией.
Нестабильная
социально-экономическая
Как было ранее отмечено, поступление доходов по страховым взносам в ГУ УПФР по г. Пятигорску состоят из страховых взносов работодателей, страховых взносов предпринимателей, недоимок и ЕСН. В 2008 году страховые взносы работодателей составили 762.2 млн. р., что превысило контрольные показатели на 7.3%, а в 2009 году 1003.2 млн.р., что превысило контрольные показатели на 3.2%. В 2008 году страховые взносы предпринимателей составили 11 млн. р., что превысило контрольные показатели на 5.8%, а в 2009 году 12 млн.п.. что превысило контрольные показатели на 4.3%. В 2008 году недоимка составила 3.2 млн. р., а в 2009 году - 0.2 млн.р. В 2008 году единый социальный налог составил 3 млн.р., а в 2009 году - 3.7 млн.р.
Поступления
по видам страховых взносов
Из данной таблицы видно, что основными направлениями по расходованию финансовых ресурсов ГУ-УПФР по г. Пятигорску за 2008-2009 г. являются: выплата пенсий (трудовые пенсии, из них: пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца; государственные пенсии), расходы на доставку пенсий, выплата пособия на погребение, организация деятельности ГУ УПФ, прочие расходы.
Из данных приведенных в таблице видно, что в 2009 году количество пенсионеров увеличилось, по сравнению с 2008 годом, что повлекло за собой увеличение расходов.
Проведенные расчеты показали, что общая сумма расходования финансовых ресурсов ГУ ПФР по г. Пятигорску в 2009году по сравнению с 2008 годом выросла на 11,7% (129688097,8/116122249,7), по структуре изменений в динамике нет; большая доля по направлениям расходования средств приходится на выплаты пенсий по старости, меньшая 2,5% - на государственные пенсии.
Проведенные расчеты показали, что общая сумма расходования финансовых ресурсов ГУ ПФР по г. Пятигорску в 2009году по сравнению с 2008 годом выросла на 11,7% (129688097,8/116122249,7), по структуре изменений в динамике нет; большая доля по направлениям расходования средств приходится на выплаты пенсий по старости, меньшая 2,5% - на государственные пенсии.
Таблица 3.1.
Расходование финансовых ресурсов ГУ-УПФР по г. Пятигорску за 2008-2009 г.3
Направления расходования средств | 2008 год | 2009 год | ||||
Количество
получателей,
всего |
Сумма, тыс. руб. | Структура расходов, % | Количество получателей,
всего |
Сумма, тыс. руб. | Структура расходов, % | |
Выплата пенсий, всего | 45806 | 114608546 | 100% | 46012 | 128005423 | 100% |
В т.ч.
а) трудовые пенсии, из них |
44148 | 111848809 | 99,6% | 44165 | 124814435 | 97,5% |
- пенсии по старосте | 36821 | 98697708 | 26,1 | 36933 | 110299920 | 26,2% |
- пенсии по инвалидности | 4588 | 8910872 | 7,8% | 4628 | 9870570 | 7,7% |
- пенсии по случаю потери кормильца | 2739 | 4240229 | 3,7% | 2604 | 46643944 | 3,6% |
б) государственные пенсии | 1658 | 2759736 | 2,4% | 1847 | 3190988,59 | 2,5% |
2. Расходы на доставку пенсий | 1111702 | 1242674 | ||||
3. Выплата пособий на погребение | 402 | 402000 | 420 | 420000 | ||
4. Организация деятельности ГУ УПФ | - | - | - | - | - | - |
5.Прочие расходы | - | - | - | - | - | - |
ИТОГО | 116122249 | 129688097 |
Реализация пенсионного законодательства на местном уровне сталкивается со следующими проблемами:
При изучении работы ГУ - УПФ РФ по г. Пятигорску выяснено, что пенсионная реформа внесла свои коррективы в деятельность местных Управлений Пенсионного Фонда и ГУ - УПФ РФ по г. Пятигорску не является исключением. Следует признать целесообразность проведения пенсионной реформы, её главные результаты – создание системы персонифицированного учёта застрахованных и введение нового порядка исчисления и повышения размеров трудовых пенсий.
Таким
образом, результатом десятилетнего
развития Пенсионного фонда является
создание достаточно прочной системы
пенсионного обеспечения
Показатели общей численности пенсионеров и среднего размера пенсий в динамике за последние три года постоянно растут. Показатели за последний гол позволяют сделать вывод, что пенсионная реформа, проводимая в России, дает свои результаты: средние размеры пенсий постоянно растут.
3.2.
Направления оптимизации финансового
механизма Пенсионного фонда РФ в целях
совершенствования системы управления
пенсионным обеспечением в современных
условиях
Полный
переход к накопительной
• первая проблема — уплата государственных долговых обязательств не только существующим пенсионерам, но и тем, кто уже заработал право на пенсию в рамках распределительной системы;
• вторая проблема — позволит ли финансовая инфраструктура, регулятивный механизм и политическая воля страны решить эту задачу;
• третья — способность открыто и адекватно реагировать на риски, связанные с колебаниями финансового рынка. Эти же проблемы имеют место и при переходе к многоуровневой системе, однако они менее выражены и более управляемы при постепенной и частичной приватизации.
Первую проблему — необходимость выплачивать старые долговые обязательства по пенсиям и откладывать средства в счет будущих пенсий — можно решить четырьмя способами:
1. путем
частичного невыполнения обещаний работающим,
особенно
более молодым, в соответствии с неизбежными
изменениями в распределительной системе;
4, путем
фискальных мероприятий вне пенсионной
системы —
повышения других налогов, таких как ЕСН,
или сокращения других
государственных расходов.
Вторая проблема связана с наличием в стране институциональных возможностей и политической воли для регулирования деятельности накопительных пенсионных систем, что обеспечило бы реальную экономию безопасности для плательщиков, а также действительно способствовало бы созданию конкурентных рынков. Для того чтобы привести в действие основные регулирующие положения, нужны сильные государственные учреждения.
Для ликвидации устоявшихся структур необходима политическая воля. Пенсионная реформа не должна использоваться для поддержки неэффективных предприятий или для сосредоточения контроля над капиталом в руках горстки избранных.
Третья проблема связана с рыночными колебаниями и риском. По своей природе рыночный доход нестабилен, и некоторые предприятия банкротятся. В данном случае можно провести аналогию с демографическими и политическими рисками в распределительной системе. Государство способно и должно смягчать эти риски в обязательной накопительной пенсионной системе посредством создания регулятивной основы и структур по надзору, которые могут быть достаточно строгими, оговаривать правила диверсификации. Конечно, чем больше масштаб накопительной системы, тем больше ограничений деятельности пенсионных фондов вынуждено будет ввести государство.4
Переход
к накопительной системе
В предстоящем десятилетии практически все промышленно развитые страны, включая Россию, столкнутся с проблемой серьезного старения населения. Ожидается, что проблемы увеличения расходов, связанных со старением населения (пенсии, медицинское обслуживание, медицинский уход на долгосрочной основе) вызовут напряжение в бюджетах стран, которые в большинстве случаев уже имеют значительный государственный долг. Многие страны уже столкнулись с необходимостью учета проблем, вызванных демографической ситуацией при разработке своей долгосрочной бюджетной политики и политики в части пенсионного обеспечения.
Прогноз численности населения, подготовленный Центром демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН показывает, что численность население страны к 2025 г. может снизиться на 8 млн. чел. (в 2008 г. численность населения РФ составляла 143465 тыс. чел.). При этом угрожающим фактором является то, что снижение будет происходить в основном в группах трудоспособного населения, т.е. от 20 до 60 лет. Это обстоятельство в ближайшем будущем может резко сократить число лиц трудоспособного возраста, уплачивающих пенсионные взносы.5
Коэффициент же суммарной рождаемости в России за последние пятьдесят лет сократился с 2,9 до 1,2 ребенка на одну женщину.
В 2002 г. к России вступил в действие федеральный закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в который затем были внесены изменения и дополнения 29 мая, 31 декабря 2002 г. 23 декабря 2003г., в соответствии с которым была введена смешанная пенсионная система, сочетающая в себе распределительную и накопительную части, вместо старой распределительной.
Кратко охарактеризуем основные структурные характеристики новой пенсионной системы. Основу государственной пенсионной системы составляет трудовая пенсия, выплачиваемая по постижении пенсионного возраста, установленного законом, и при наличии трудового стажа работы не менее пяти лег, Распределительная часть трудовой пенсии состоит из: