Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать состав и структуру доходов и расходов государственного бюджета.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи курсовой работы:
исследовать сущность государственных доходов и расходов;
проанализировать доходную и расходную части государственного бюджета Республики Казахстан за ряд лет;
рассмотреть понятие бюджетного дефицита и проанализировать данные по бюджетному дефициту Казахстана;
изучить основные перспективные направления формирования и использования государственного бюджета Республики Казахстан.
Таблица 1 - Структура доходов бюджета за 2003-2008 гг. (в млн. тенге)
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008
(план на 1 сентября) | |
Налоговые поступления | 947 251 | 1 186 137 | 1 654 679 | 2 036 479 | 2 356 040 | 2 823 556 |
Неналоговые поступления | 44 813 | 81 500 | 66 036 | 54 764 | 181 067 | 64 143 |
Поступления от продажи основного капитала | 12 502 | 19 096 | 32 010 | 72 583 | 92 686 | 93 608 |
Поступления трансфертов | 0 | 0 | 0 | 2 | 258 045 | 466 525 |
Примечание: Составлено автором на основании данных Справки по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК |
Согласно
таблице поступление
В приложении 1 приведён структурный анализ доходов государственного бюджета по годам, из которого можно сделать вывод, что доля налоговых поступлений уменьшается из года в год, так если налоговые поступления в 2003 году составляли 95% доходов госбюджета, в 2004 – 93%, в 2005, 2006 – 94%, то в 2007 – 82%, а в 2008 - 81%. Если доля поступлений от продажи основного капитала меняется несущественно, то поступления трансфертов растут начиная с 2006 года.
Проведём
анализ динамики налоговых поступлений
в бюджет за 2003-2008 гг.
Рисунок
2 - Динамика налоговых поступлений
в государственный бюджет в период
2003-2008 гг.
Рисунок 2 наглядно демонстрирует рост налоговых поступлений в госбюджет, так с 2003 года они выросли более чем в 3 раза. Если проанализировать прирост за последние 3 года, то данные будут выглядеть следующим образом: в 2006 г. по сравнению с 2005 г. прирост налоговых поступлений составил 23%, в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом прирост налоговых поступлений составил 16%, согласно плану на 1 сентября 2008 г. прирост налоговых поступлений по сравнению с 2007 годом составит 20%.
В
своём Докладе по итогам исполнения
бюджета за первое полугодие 2008 года
и задачах на второе полугодие Министр
финансов Республики Казахстан Жамишев
Б.Б. отметил, что поступления в государственный
бюджет без учета внешних займов составили
1 600,7 млрд. тенге (98,1% к плану на отчетный
период), в т.ч. доходы составили 1 599,0 млрд.тенге,
или 98,2%. При запланированном дефиците
169,0 млрд. тенге, фактически этот показатель
сложился на уровне 112,2 млрд. тенге. По
сравнению с аналогичным периодом 2007 года
темп роста доходов государственного
бюджета составил 121,7%, недопоступило 29,5
млрд.тенге (план – 1 628,5 млрд.тенге)6
(рисунок 3).
Рисунок
3 - Исполнение доходов государственного
бюджета за 1 квартал 2008 года по сравнению
с аналогичным периодом 2007 года
Доходная часть бюджета в основном обеспечена за счет поступлений корпоративного подоходного налога, таможенных платежей и налогов, а также гарантированного трансферта из Национального фонда.
Корпоративного подоходного налога в бюджет поступило 407,3 млрд.тенге с перевыполнением на 6,7 млрд.тенге от установленного плана (доля поступлений от общего объема налоговых поступлений составляет 34,1%), в сравнении с аналогичным периодом 2007 года поступление увеличилось на 92,0 млрд. тенге.
Примечательна динамика поступления КПН. Как известно согласно законодательству в 1 квартале, т.е. до сдачи декларации, налогоплательщики уплачивают КПН исходя из среднемесячного поступления за прошлый год, а со второго квартала – исходя из предполагаемой прибыли на текущий год. Поэтому сохранение положительной динамики поступлений КПН во втором квартале свидетельствует о том, что бизнес, в целом, позитивно настроен в оценке своей прибыльности до конца года.
На объем поступлений таможенных платежей и налогов в значительной мере влияет объем импорта, а также начиная с мая месяца 2008 года поступления платежей от экспорта нефти, рост которых составил 116,2 % и сложился в сумме 17,2 млрд. долл. США (по оперативным данным), что на 2,4 млрд. долл. США больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (за январь-июнь 2007 года – 14,8 млрд. долл. США). Темп роста поступлений таможенных платежей и налогов по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составил 117,1%, на него повлияло увеличение доли товаров, оформляемых по низким ставкам вследствие снижения средневзвешенных ставок таможенного тарифа, что отразилось на суммах перечислений в бюджет. Фактически в бюджет поступило 325,7 млрд. тенге, что на 47,7 млрд. тенге больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. По экспортной таможенной пошлине за полугодие в бюджет поступило 35,6 млрд. тенге.
Несмотря
на положительный прирост
Далее, уже по итогам 7 месяцев 2008 года таможенных платежей и налогов в бюджет поступило 445,8 млрд. тенге, или 100% от плана на отчетный период, значительное поступление сложилось в июле по экспортной таможенной пошлине - 60 млрд. тенге.
Поступления НДС на товары внутреннего производства составили 65,9 млрд. тенге (по сравнению с аналогичным периодом 2007 года уменьшились на 20,8 млрд. тенге), что объясняется ростом сумм возврата по нулевой ставке. Так за январь-июнь 2008 года возмещено 110,5 млрд. тенге, что на 38,2 млрд. тенге больше аналогичного периода прошлого года. Слайд 2.
По состоянию на 1 июля 2008 года сумма, подлежащая возврату по НДС по нулевой ставке, составила 233,5 млрд. тенге, или выросла на 75,8 млрд. тенге с начала года (157,7 млрд.тенге).
Доходы местных бюджетов за первое полугодие 2008 года составили 877,9 млрд. тенге, или 99,8 % к плану. При этом план перевыполнен по индивидуальному подоходному налогу на 7,7 млрд. тенге (106,2%). В общем объеме доходов местных бюджетов доля ИПН составила 15,1%. План по доходам местного бюджета не исполнен по г. Астана (93,2 %), Южно-Казахстанской (97,6%), Западно-Казахстанской (99,5%) и Атырауской областей (98,9%).
Согласно данных Министерства финансов, за 9 месяцев 2008 года поступления в республиканский бюджет составили 2 013,8 млрд.тенге (без учета поступления займов) и исполнены на 100,7% к плану на отчетный период. В том числе доходы исполнены соответственно на 2 003,4 млрд.тенге, 100,4%.
Финансирование в меру выполнения планов (прогнозов) развития предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при выполнении производственных показателей и осуществлении мероприятий в соответствии с прогнозами экономического и социального развития.
Соблюдение режима экономии в использовании ресурсов - важный принцип организации государственных расходов, направленный на мобилизацию внутренних резервов и усиление контроля за расходованием государственных средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное и бережливое их использование.
Необходимым
принципом организации
Для
того, чтобы лучше понять динамику изменения
расходной части госбюджета Республики
Казахстан, проанализируем основные показатели
за несколько прошедших лет.
Рисунок
4 - Динамика роста расходов государственного
бюджета в период 2003-2008 гг.
Рисунок 4 наглядно демонстрирует рост расходов государственного бюджета. По сравнению с 2003 годом в 2008 году государственные расходы увеличились более чем в 3 раза. Значительный рост расходов наблюдается в последние года. Так в 2007 году расходы госбюджета по сравнению с 2006 годом увеличились на 49 %, а в 2008 году по сравнению с 2007 расходы выросли на 22%.
Проанализируем
расходы государственного бюджета
за период с 2003 по 2008 года по видам (таблица
2).
Таблица 2 - Расходы государственного бюджета за период 2003 по 2008 гг., млн. тенге
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008
(план на 1 сентября) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
Расходы | 1 068 439 | 1 323 821 | 1 720 114 | 2 092 534 | 3 113 573 | 3 816 350 | |||||||
Государственные услуги общего характера | 65 542 | 83 859 | 104 287 | 124 903 | 168 489 | 184 308 | |||||||
Оборона | 47 483 | 58 011 | 78 663 | 99 992 | 166 646 | 167 481 | |||||||
Общественный порядок и безопасность | 91 593 | 118 564 | 152 904 | 179 872 | 240 993 | 270 191 | |||||||
Образование | 152 734 | 195 583 | 261 210 | 327 773 | 455 780 | 577 153 | |||||||
Здравоохранение | 89 781 | 131 184 | 185 456 | 223 373 | 299 391 | 396 855 | |||||||
Социальное обеспечение и социальная помощь | 239 229 | 272 333 | 345 356 | 422 423 | 502 381 | 627 328 | |||||||
Жилищно-коммунальное хозяйство | 34 693 | 69 058 | 130 226 | 149 430 | 221 462 | 266 573 | |||||||
Культура, спорт, туризм и информационное пространство | 33 788 | 43 948 | 59 005 | 82 479 | 125 712 | 159 976 | |||||||
Топливно-энергетический комплекс и недропользование | 8 486 | 25 319 | 30 612 | 37 186 | 86 275 | 78 546 | |||||||
Cельское,водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды | 62 471 | 83 256 | 90 848 | 103 143 | 129 503 | 163 520 | |||||||
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность | 3 896 | 2 353 | 5 215 | 12 434 | 10 465 | 11 111 | |||||||
Транспорт и связь | 84 513 | 106 926 | 130 132 | 175 095 | 308 262 | 335 754 | |||||||
Прочие | 106 297 | 89 147 | 102 195 | 115 116 | 364 163 | 519 706 | |||||||
Обслуживание долга | 35 437 | 34 970 | 30 344 | 28 698 | 34 011 | 57 849 | |||||||
Трансферты | 12 497 | 9 310 | 13 658 | 10 619 | 38 | ||||||||
Примечание: Составлено автором на основании данных Справки по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК |
В приложении 2 отражено структурное представление расходов государственного бюджета за 2008 год, из которого видно, что основными статьями расхода государственного бюджета являются социальное обеспечение и социальная помощь – 16%, образование –15%, здравоохранение – 10%, общественный порядок и безопасность – 8%.
В 2008 году расходы на промышленность, архитектуру, градостроительную и строительную деятельность выросли более чем в 2,5 раза. Однако в структуре республиканского бюджета доля расходов на промышленность, архитектуру, градостроительную и строительную деятельность незначительна: в 2007 году - 0,1%, в 2008 году - 0,3 процента.
При этом, по данной функциональной группе осуществлялись расходы на прикладные научные исследования технологического характера, прикладные научные исследования в области строительства, а также выделены целевые трансферты на развитие бюджету Карагандинской области на строительство инфраструктуры индустриального парка в городе Караганде и акимату Южно-Казахстанской области на развитие инфраструктуры специальной экономической зоны «Оңтүстік».
В целом по сравнению с 2007 годом расходы республиканского бюджета увеличены на:
В
своём Докладе по итогам исполнения
бюджета за первое полугодие 2008 года
и задачах на второе полугодие
Министр финансов Республики Казахстан
Жамишев Б.Б. отметил, что расходы
государственного бюджета без учета
погашения займов составили 1 712,9 млрд.
тенге (95,2% к плану по платежам на отчетный
период), в том числе расходы республиканского
бюджета составили 1 404,3 млрд. тенге (97,1
%), местных бюджетов 855,5 млрд. тенге (94,7
%). Темпы роста всех уровней бюджета по
сравнению с аналогичным периодом прошлого
года соответственно составили 122,7%, 121,5%,
131,6 % (рисунок 5)7.
Информация о работе Состав и структура государственных расходов и доходов