Состав и структура государственных расходов и доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать состав и структуру доходов и расходов государственного бюджета.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи курсовой работы:
исследовать сущность государственных доходов и расходов;
проанализировать доходную и расходную части государственного бюджета Республики Казахстан за ряд лет;
рассмотреть понятие бюджетного дефицита и проанализировать данные по бюджетному дефициту Казахстана;
изучить основные перспективные направления формирования и использования государственного бюджета Республики Казахстан.

Работа содержит 1 файл

Состав и структура государственных расходов и доходов.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

1.3 Состав и структура доходов  и расходов государственного  бюджета

 

     Подробный состав и структура доходов и  расходов государственного бюджета  определяются бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это систематизированная  группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.

     Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и  социального развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.

     До 1996 г. бюджетная классификация содержала следующие структурные подразделения: раздел, параграф, статью, главу.

     Однако  применяемая долгое время классификация  перестала отвечать современным  требованиям прогнозирования, учета  и контроля бюджетных средств, а  также осуществления бюджетного процесса.

     Поэтому с 1996г. она заменена на новую, соответствующую  международным стандартам. Поступления  в бюджет классифицируются по четырем  подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают: налоговые  поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты; погашение кредитов, выданных из бюджета; общее финансирование; движение остатков бюджетных средств.

     Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс - вид налога, специфика- конкретного плательщика или объекта налога.

     Состав  и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления  бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.

     Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера5.

     Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной классификации  и включает семь частей:

     I. Доходы.

     II. Полученные официальные трансферты (гранты).

     III. Погашение кредитов, выданных из  бюджета.

     IV. Расходы.

     V. Кредитование.

     VI. Дефицит (профицит) бюджета.

     VII. Финансирование (дефицита (использование  профицита) бюджета).

     В свою очередь доходы подразделяются на:

     - налоговые поступления;

     - неналоговые поступления;

     - доходы от операций с капиталом.

     Эти три основные категории бюджетных  поступлений дополняются частью (и одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть средств, полученных как от нижестоящих органов государственного управления (текущие и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).

     Категория погашение кредитов, выданных из бюджета  представляет собой поступления  денежных средств со стороны государственных  хозяйствующих субъектов по бюджетным  кредитам (предоставленным на возвратной основе - кредитования в предыдущие периоды (годы).

     Во  второй части расходы отражаются расходы по основным функциональным группам: государственные услуги общего характера; оборона; общественный порядок  и безопасность; образование; здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура; спорт и информационное пространство; отрасли экономики; прочие расходы; обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.

     Расходы по обслуживанию государственного долга  проводятся по функциональной группе - «обслуживание долга» с выделением государственных учреждений администраторов бюджетных программ - аппарата акимов и Министерства финансов по подпрограммам -выплата вознаграждений (интересов) по займам и выплаты комиссионных за размещение займов.

     Средства, предназначенные для кредитования других экономических единиц, подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде погашений, показываются в  соответствующей части - кредитовании, являющейся функциональной группой.

     В ряде государств применяется практика разделения расходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование, инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счет прироста денежных накоплений и поступлений от населения, аккумулируемых в бюджете. В бюджете развития объединяются затраты, связанные с потребностями расширенного воспроизводства, централизованным финансированием новых социально-экономических мероприятий; анализ составных частей бюджета развития предоставляет возможность более взвешенно и осмотрительно подойти к новым дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно осуществляться принцип: финансировать потребности строго в пределах фактически получаемых источников, собственных и заемных. Предусмотренные расходы бюджета развития не должны носить обязательного характера и их следует рассматривать, как верхний предел, то есть если в ходе исполнения бюджета не удастся получить больше доходов, то придется сократить расходы бюджета развития.

     Шестая  часть - дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование; положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета.

     Седьмая часть (и одновременно функциональная группа) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета отражает расходы по погашению внутреннего и внешнего государственного долга. Она имеет двойное назначение:

     1) в случае дефицита - привлечение  средств из внутренних источников (от Национального банка, коммерческих  банков, реализации ценных бумаг, по зачету, остатки бюджетных средств на начало года, обращаемые на покрытие расходов) и от внешних займов;

     2) при профиците - использование  сверхплановых поступлений, в  первую очередь на погашение  государственных обязательств или  дополнительное финансирование первоочередных бюджетных программ.

     Для финансирования дефицита используют три  основных способа: монетизация, внешнее  и внутреннее долговое финансирование. Каждый из способов несет в себе определенные положительные и негативные моменты.

     Исполнение  расходов и кредитование бюджета  по ведомственной классификации  означают группировку по администраторам  бюджетных программ, например Администрация  Президента Республики Казахстан, хозяйственное  управление Парламента, Канцелярия Премьер-министра, акимы областей и городов Алматы и Астаны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и службы Республики Казахстан.

     Бюджетная классификация позволяет всесторонне  четко и адресно систематизировать  поступления и расходы для  достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

     Таким образом, функционирование бюджета, связанное  с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством  особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

 

      Глава 2. Анализ доходов и расходов государственного бюджета за последние три года

2.1 Анализ доходов государственного  бюджета

     Формирование  государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества.

     Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть государственных доходов образуется за счет доходов предпринимательского сектора, кооперативных организаций и населения, мобилизуемых налоговой системой государства для удовлетворения общенародных потребностей.

     К доходам от государственной собственности  относятся:

     1) доход государственных предприятий  и организаций в виде валового дохода (прибыли), налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных доходов;

     2) доходы от государственного имущества  (от государственного жилого фонда,  земли, лесов, водных угодий, других  природных ресурсов, средства от  разгосударствления и приватизации государственной собственности);

     3) доходы от платных услуг, оказываемых  государственными учреждениями  и организациями (регистрационные  сборы, сборы за поверку, клеймение и экспертизу мер и измерительных приборов, плата за анализ и клеймение изделий из драгоценных металлов) и плата за нехозяйственные услуги (государственная пошлина, сбор дорожной полиции, заявочный сбор на товарные знаки);

     4) специальные средства бюджетных учреждений, включающие арендную плату за помещения, доходы подсобных предприятий и др.

     Государственные доходы имеют своим источником национальный доход, а финансовые ресурсы мобилизуются при распределении и перераспределении  всей суммы валового общественного продукта. Покрытие государственных расходов обеспечивается совокупностью всех финансовых ресурсов государства.

     Проанализируем  доходы государственного бюджета Республики Казахстан за несколько последних  лет.

     2003 г. – 1004,6 млрд. тенге

     2004 г. – 1286,7 млрд. тенге

     2005 г. – 1752,7 млрд. тенге

     2006 г. – 2163,8 млрд. тенге

     2007 г. – 2887,8 млрд. тенге

     2008 г. – 2981,3 млрд. тенге

     На  основании вышеприведённых данных построена диаграмма, отображенная на рисунке 1. 

      Рисунок 1 - Динамика доходов государственного бюджета за 2003 – 2008 гг.

 

      Из диаграммы видно, что доходная часть государственного бюджета  РК растёт из года в год, так доходы бюджета за 2008 год превышают доходы за 2003 год более чем в 2 раза, прирост  по данному периоду 2003-2008 гг. составляет 197%. В 2007 г. прирост доходов государственного бюджета по сравнению с 2006 годом составил 33, 4%.

     Доходная  часть государственного бюджета  состоит из налоговых поступлений, неналоговых поступлений, поступлений  от продажи основного и поступлений  трансфертов. Структура доходов бюджета за 2003-2008 гг. отражена в таблице 1.  

Информация о работе Состав и структура государственных расходов и доходов