Состав и структура государственных расходов и доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать состав и структуру доходов и расходов государственного бюджета.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи курсовой работы:
исследовать сущность государственных доходов и расходов;
проанализировать доходную и расходную части государственного бюджета Республики Казахстан за ряд лет;
рассмотреть понятие бюджетного дефицита и проанализировать данные по бюджетному дефициту Казахстана;
изучить основные перспективные направления формирования и использования государственного бюджета Республики Казахстан.

Работа содержит 1 файл

Состав и структура государственных расходов и доходов.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, многообразие понятия «государственный бюджет» сводится к его трактованию  в следующих составляющих:

     - как относительно самостоятельная  экономическая категория;

     - как централизованный фонд денежных  средств государства;

     - как инструмент воздействия на  экономику (через бюджетный механизм);

     - как основной финансовый план  государства;

     - как юридический закон, положения  которого обязательны для выполнения  всеми участниками отношений  и членами общества.

     Роль  государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

     Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

     Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.

     Доходы - сложная экономическая категория, которая действует в тесном взаимодействии с финансами. Доход - это результат  определенной деятельности, связанной с затратами средств (независимо от времени их осуществления). Доходы являются результатом производства, коммерческой, посреднической, иной целенаправленной деятельности и возникают на стадии распределения вновь созданного продукта и услуг. Диалектика доходов состоит в том, что они могут иметь промежуточный характер, то есть после своего формирования вступают в новый этап распределения, или могут служить в качестве конечных доходов, переходя в новую стадию воспроизводства - обмен (под конечными доходами понимаются доходы, непосредственно используемые на накопление и потребление). Промежуточный характер доходов проявляется в том, что доходы одного субъекта хозяйствования формируются за счет расходов другого: например, расходы предпринимательского сектора при уплате подоходного налога являются доходами государства, или расходы государства на социальные цели являются доходами отдельных групп населения.

     В результате распределения валового общественного продукта образуются первичные доходы государства, отдельных предприятий, хозяйственных организаций и населения. Первичные доходы подвергаются сложным процессам распределения и перераспределения, в которых важную роль играют финансы. В результате этих процессов образуются фонды денежных средств, и прежде всего государственный бюджет.

     Посредством финансов изымается часть доходов  населения для удовлетворения общегосударственных  потребностей; подвергается распределению  доход (прибыль) предприятий - одна часть  его поступает в бюджет, другая остается на предприятиях и используется на внутрихозяйственные потребности.

     Первичные доходы населения перераспределяются также путем оплаты услуг, оказываемых  учреждениями непроизводственной сферы  деятельности. Эти поступления составляют доходы предприятий непроизводственной сферы (например, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Таким образом, доходы выступают в качестве самостоятельной экономической категории, выражающей отношения людей по поводу распределения стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования.

     Материально-вещественной стороной понятия доходов является определение денежные средства, сосредоточиваемые  у государства, хозяйствующих субъектов  и населения.

     Экономическая природа государственных доходов и их организация обусловлены системой хозяйствования, политической и экономической ролью государства. Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

     Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием  государства. Как экономическая  категория государственные расходы  выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

     Диалектика  расходов аналогична рассмотренной в понятии «доходы». Кроме того, она состоит и в том, что понятие «расходы» имеет двойной смысл:

     1. Использование денежных средств  по их целевому назначению, то  есть непосредственную трату  денежных средств в процессе  обмена. В этом случае в состав  расходов включаются расходы предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, населения, осуществляемые за счет конечных доходов, а валовой общественный продукт распадается на три фонда: фонд возмещения, фонд накопления, фонд потребления.

     2. От фактического расходования  средств в процессе обмена  следует отличать расходы распределительного  характера, которые формируются  посредством финансов: при использовании  общегосударственных фондов и  распределении фондов предприятий  по их целевому назначению; денежные расходы служат основой формирования конечных доходов всех субъектов хозяйствования.

     Эти два аспекта отражают противоречивость и сложность понятия «расходы»  при его трансформации в понятие  «затраты»: если «расходы» предполагают окончательную трату, потребление (в противоположность «доходу»), то «затраты» означают издержки «в зачет», наперед, в ожидании будущих дохода или прибыли.

     В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сфер.

     Положение государственных расходов среди  других категорий определяется значением  государственной собственности  и ролью государства в современных  условиях. Государство является собственником средств производства, выступает организатором производственного процесса, участвует в создании и распределении валового общественного продукта и в соответствии со своими функциями и задачами через систему государственных расходов удовлетворяет значительную часть общественных потребностей. Хотя доля государственного сектора в экономике республики за период реформирования резко снизилась, но даже с выполнением программы разгосударствления и приватизации эта доля останется в пределах 30-40% (с учетом природных ресурсов), что соответствует развитым рыночным отношениям. Поэтому категория «государственные расходы» отражает устойчивые экономические отношения и сохраняет свое значение в перспективе.

     Роль  государственных расходов определяется тем, что преобладающая их часть направляется для производства или обеспечения общественными товарами, благами и услугами населения страны. Расходы на социально-культурные цели, оборону, охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственных инфраструктурных предприятий и организаций призваны удовлетворить общие потребности населения в дополнение к обеспечению рыночными товарами и услугами со стороны как государственного, так и рыночного секторов экономики.

     Организация государственных расходов достигается посредством их прогнозирования, а также установления строгого порядка их финансирования и использования средств. Поэтому одним из принципов организации государственных расходов является плановость. Государство участвует в распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, экономическими районами в целях сбалансированного развития национального хозяйства и повышения социального уровня жизни народа. Основным методом планирования государственных расходов является балансовый метод.

     Целевой характер финансирования государственных  расходов предполагает использование  государственных средств на строго определенные мероприятия. Этим обеспечивается достижение пропорций в развитии отдельных отраслей национального хозяйства и регионов, выделение средств в первую очередь на развитие наиболее перспективных и прогрессивных отраслей, определяющих научно-технический прогресс и решение важнейших социальных проблем.

     Безвозвратный характер финансирования государственных  расходов не требует непосредственного  возмещения предоставленных ресурсов (в отличие от кредитного метода). Предоставление финансовых ресурсов согласно данному принципу в последнее  время совмещается с кредитными методами финансирования из государственного бюджета (например через Государственный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства) - это повышает эффективность используемых ресурсов.

     Финансирование  в меру выполнения планов (прогнозов) развития предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при выполнении производственных показателей и осуществлении мероприятий в соответствии с прогнозами экономического и социального развития.

     Соблюдение  режима экономии в использовании  ресурсов - важный принцип организации государственных расходов, направленный на мобилизацию внутренних резервов и усиление контроля за расходованием государственных средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное и бережливое их использование.

     Необходимым принципом организации государственных  расходов является оптимальное сочетание  бюджетных, кредитных и собственных  источников их покрытия. Этот принцип  выражает процесс софинансирования государственных расходов.

1.2 Классификация государственных доходов и расходов

 

     Классификация государственных доходов позволяет  глубже понять их экономическую природу, состав и целевую направленность, принципы формирования, то есть всю  систему государственных доходов.

     В зависимости от организационно-правового оформления форм собственности государственные доходы состоят из:

     1) доходов государственных предприятий  и организаций;

     2) налоговых поступлений частнопредпринимательского  сектора;

     3) налоговых платежей населения;

     4) налоговых поступлений кооперативных и коллективных организаций и предприятий;

     5) налоговых поступлений общественных  организаций.

     В зависимости от сфер создания государственные  доходы классифицируются:

     1) на доходы, формируемые в сфере  материального производства;

     2) доходы, образующиеся в непроизводственной сфере.

     По  финансовому содержанию государственные  доходы делятся на:

     1) налоговые;

     2) неналоговые (средства от разгосударствления  и приватизации, доходы от денежно-вещевых  лотерей и т.д.).

     В случае мобилизации налоговых доходов  возможна смена форм собственности.

     По  методам мобилизации доходы классифицируются на централизованные и децентрализованные.

     Отдельные составляющие стоимости валового общественного  продукта и национального дохода формируют систему государственных  доходов и финансовых ресурсов как правительства, так и хозяйственных единиц, принадлежащих государству. Основное место среди них занимают чистый доход общества в виде чистого дохода государственных предприятий, налога на добавленную стоимость, акцизов, доходов от внешнеэкономической деятельности, отчислений на социальные нужды (в пенсионные фонды). Сюда относится также сальдо взаимоотношений хозяйственных организаций по регулированию разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию. Данные виды доходов образуются на предприятиях разных форм собственности, по-разному участвуя в распределительном процессе. Если поступления от налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин целиком передаются в распоряжение государства, то чистый доход государственных предприятий, отчисления на социальное нужды - только частично.

     Чистый  доход общества выражает стоимость  прибавочного продукта в денежной форме, то есть при реализации прибавочный  продукт получает форму чистого  дохода.

     Государственные расходы можно классифицировать следующим образом:

  • расходы на финансирование экономики;
  • расходы на социально-культурные мероприятия;
  • расходы на социальную защиту населения;
  • расходы на оборону;
  • расходы на управление.

Информация о работе Состав и структура государственных расходов и доходов