Шпаргалка по "Бюджету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Даны ответы на вопросы к экзамену по бюджетной системе Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

BS.docx

— 41.06 Кб (Скачать)

   - предупреждение о ненадлежащем  исполнении бюджетного процесса;

   - блокировка расходов;

   - изъятие бюджетных средств;

   - приостановление операций по  счетам в кредитных учреждениях;

   - наложение штрафа;

   - начисление пени;

   - иные меры. 

   Применять эти меры имеют право руководители органов Федерального казначейства и их заместители. Основаниями для  применения вышеназванных мер могут  быть: 

   - неисполнение закона о бюджете;

   - нецелевое использование бюджетных  средств;

   - невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств;

   - неперечисление или несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами;

   - неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств их получателям;

   - несоответствие уведомлений о  бюджетных ассигнованиях и лимитов  бюджетных обязательств;

   - предоставление бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций с нарушением  установленного порядка и др. 

   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ 

   14. Сущность и формы государственного долга 

   Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. 

   Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных  денежных средств у физических и  юридических лиц. 

   Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:  

   - кредитные соглашения и договоры  РФ с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями  в пользу указанных кредитов;

   - государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

   - договоры о предоставлении государственных  гарантий РФ, договоры поручительства  по обеспечению обязательств третьими лицами;

   - переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;

   - соглашения и договоры РФ о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств РФ прошлых  лет. 

   Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.  

   Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств. 

   По  срокам государственные долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства  не могут превышать срок в 30 лет.  

   По  уровню управления государственный  долг делится на государственный  долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный  долг. Россия не несет ответственности  по долговым обязательствам субъектов  РФ. 

   Размеры и структура государственного внутреннего  долга приведены в Программе  государственных внутренних заимствований  РФ, субъектов РФ и муниципальных  образований. Программа входит в  число документов, предоставляемых  одновременно с проектом бюджета  на очередной финансовый год. 

   Предельные  объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий  финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может  быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о  бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для  субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий  финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и  заемных средств, привлеченных в  текущем году. Для муниципальных  образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без  учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных  средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга  субъекта РФ или муниципального долга  не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут  быть применены следующие санкции: 

   - ревизия бюджета субъекта РФ;

   - передача исполнения бюджета  субъекта РФ под контроль Министерства  финансов РФ или местного бюджета  под контроль органа, исполняющего  бюджет субъекта РФ;

   - иные меры. 

   В Российской Федерации действует  единая система учета и регистрации  государственного долга. Субъекты РФ и  муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную  долговую книгу РФ. 

   Внутренние  долговые обязательства можно разбить  на две группы: 

   - рыночные, существующие в форме  эмиссионных ценных бумаг (ГКО,  ОФЗ, ОГСЗ и др.);

   - нерыночные, выпущенные в счет  финансирования образовавшейся  задолженности бюджета (векселя  Министерства финансов РФ, задолженность  перед ЦБ РФ и др.).  

   Быстрый рост государственного внутреннего  долга привел к тому, что расходы  по обслуживанию долга стали превышать  доходы от размещения государственных  ценных бумаг. Поэтому были приняты  меры, которые позволили снизить  эти затраты, а именно:  

   - на российский рынок ценных  бумаг были допущены нерезиденты  (для покупки государственных  ценных бумаг им было разрешено  открывать счета типа "С");

   - начался выпуск нерыночных займов  и золотых сертификатов;

   - начался выпуск еврооблигаций,  который позволил перевести внутренний  долг во внешний.  

   Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования  за рубежом в худшем случае обходятся  в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло свои коррективы в эти планы. 

   15. Внебюджетные фонды 

   Внебюджетные  средства - это финансовые ресурсы  государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет. 

   Внебюджетные  средства находятся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня и концентрируются  в специальных фондах, предназначенных  для финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных  финансовых ресурсов. 

   Необходимость создания внебюджетных фондов состоит  в следующем: в рамках бюджета  практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств  по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование  их для финансирования отдельных  общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности. 

   Специальные фонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху феодализма, когда  с расширением деятельности государства  возникли новые виды расходов, которые  отражались на особых счетах и покрывались  из источников, созданных для конкретных целей. Но такие специальные фонды  имели временный характер, количество их постоянно менялось. С формированием  капитализма происходит унификация специальных фондов. Сегодня в  отдельных развитых странах насчитывается  от 30 до 80 специальных фондов, которые  формируются, в основном, двумя способами: 

   - выделяются из государственных  или местных бюджетов;

   - создаются по особому решению  законодательного органа. 

   Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные  налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых создаются фонды. 

   По  принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными, муниципальными (в соответствии с уровнями государственного управления). В зависимости от целей  использования они делятся на экономические и социальные. 

   В российской практике с началом реформ в бюджетной системе право  создавать внебюджетные фонды было предоставлено органам государственной власти всех уровней управления. Только на федеральном уровне было сформировано более 20 целевых внебюджетных фондов, в которых сосредотачивалось до 20% ВВП, при этом на долю централизованных фондов приходилось 60% всех внебюджетных ресурсов. Каждый внебюджетный фонд имел самостоятельную структуру управления, что ограничивало возможность контроля со стороны правительства за движением денежных средств.  

   С 1994 года централизованные (федеральные) внебюджетные фонды, доходы которых  формировались за счет обязательных платежей предприятий, были консолидированы  в федеральном бюджете. Таким  образом, на федеральном уровне, как  самостоятельные, существуют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального  страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного  медицинского страхования. Данные фонды  имеют территориальные отделения.  

   Региональные  и местные органы государственной  власти обладают полной самостоятельностью в решении вопросов формирования внебюджетных фондов за счет местных  источников. В частности, это могут  быть: 

   - фонды развития территорий;

   - фонды природоохранных мероприятий;

   - фонды социальной поддержки населения;

   - валютные фонды и др. 

   В Ростовской области сегодня работает 61 внебюджетный фонд: 

   - областные внебюджетные фонды;

   - территориальные отделения федеральных  фондов. 

   Средства, сосредоточенные в этих фондах, сопоставимы  по размерам с консолидированным  бюджетом области. 

   Общими  направлениями использования средств  внебюджетных фондов являются следующие:  

   - расходы, обусловленные назначением  фондов;

   - расходы на учредительскую деятельность;

   - инвестиции. 

   По  основным направлениям своей деятельности фонды освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджету"