Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:52, шпаргалка
Даны ответы на вопросы к экзамену по бюджетной системе Российской Федерации.
1. Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ
2.Принципы бюджетных процессов
3. Бюджетная классификация
4. Классификация доходов бюджета
5. Классификация расходов бюджета
6. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ
7. Классификация государственных долгов РФ и субъектов РФ
8. Межбюджетные отношения
9. Формы финансовой поддержки
10. Бюджетный процесс РФ
11. Этапы формирования федерального бюджета
12. 4 чтения Госдумы
13. Контроль за исполнением бюджета
14. Сущность и формы государственного долга
15.
Внебюджетные фонды
1.
Сущность и принципы
построения бюджетной
системы РФ
В
Бюджетном кодексе (Федеральный
закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее
определение бюджета: это форма
образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения
задач и функций органов
Бюджетное
устройство - это структура и принципы
построения бюджетной системы.
Бюджетная
система РФ - совокупность бюджетов
всех уровней и государственных внебюджетных
фондов, основанная на экономических отношениях
и государственном устройстве РФ, регулируемая
нормами права. Она состоит из бюджетов
трех уровней:
-
I уровень - федеральный бюджет
и бюджеты государственных
-
II уровень - бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных
-
III уровень - местные бюджеты.
Помимо
вышеперечисленных видов
2.Принципы
бюджетных процессов:
1.
Принцип единства
бюджетной системы, который обеспечивается
единством бюджетного законодательства,
денежной системы, бюджетной классификации,
форм бюджетных документов и бюджетной
отчетности, бюджетной политики и т.п.
2.
Принцип разграничения
доходов и расходов
между уровнями
бюджетной системы
РФ.
3.
Самостоятельность
бюджетов всех уровней, выражающаяся
в наличии у каждого бюджета своих источников
доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно
расходовать их по своему усмотрению и
определять источники финансирования
дефицита бюджета; в утверждении каждого
бюджета соответствующими представительными
органами; в исполнении каждого бюджета
соответствующими исполнительными органами
власти; в недопустимости компенсации
за счет бюджетов других уровней потребности
в доходах и дополнительных расходах.
4.
Принцип сбалансированности
бюджета означает, что объем расходов
должен быть равен объему доходов плюс
источники финансирования дефицита бюджета
(размер дефицита бюджетов всех уровней
ограничен Бюджетным кодексом). При этом
бюджеты всех уровней должны быть утверждены
без профицита бюджета. Профицит - это
превышение доходов бюджета над расходами.
5.
Принцип эффективного
и экономного использования
бюджетных средств.
6.
Принцип достоверности бюджета означает
надежность показателей бюджетов, их адекватность
существующему экономическому положению.
Нарушение этого принципа ведет к серьезным
финансовым последствиям. Примером может
служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр
бюджета (пропорциональное снижение государственных
расходов по всем статьям бюджета, кроме
защищенных).
7.
Принцип полноты
отражения доходов
и расходов бюджетов означает
необходимость их отражения в бюджетах
в полном объеме и в обязательном порядке.
8.
Принцип гласности, т.е. необходимость
публикации законов о бюджетах и отчетов
об их исполнении в открытой печати.
9.
Принцип адресности
и целевого характера
бюджетных средств означает, что бюджетные
средства выделяются в адрес конкретных
получателей с обозначением цели их использования.
3.
Бюджетная классификация
Основным
методологическим документом, на основе
которого составляются и исполняются
бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная
классификация - это группировка доходов
и расходов бюджетов всех уровней, а также
источников покрытия дефицита этих бюджетов
с присвоением объектам классификации
группировочных кодов. Такая классификация
является единой для бюджетов всех уровней
и утверждается федеральным законом. Она
имеет важное значение, так как используется:
- для составления, утверждения и исполнения бюджета;
- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
-
обеспечения сопоставимости
-
составления консолидированных
бюджетов всех уровней.
Министерство
финансов РФ утвердило "Указания о
порядке применения бюджетной классификации
РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г.
№ 38н. По новой бюджетной классификации
госбюджет состоит из четырех
блоков: "доходы", "расходы",
"финансирование бюджета" и "государственный
долг".
4.
Классификация доходов
бюджета
Доходы
бюджета - это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии с законодательством РФ
в распоряжение органов государственной
власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.
Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи
и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются
на четыре группы: налоговые, неналоговые,
безвозмездные поступления и доходы целевых
бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят
из следующих подгрупп:
- налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
-
налоги на товары и услуги,
лицензионные и
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
-
платежи за пользование
-
налоги на внешнюю торговлю
и внешнеэкономические
-
прочие налоги, пошлины, сборы.
Неналоговые
доходы включают следующие подгруппы:
-
доходы от имущества,
- доходы от продажи земли и нематериальных активов;
-
поступления капитальных
-
административные платежи и
- штрафные санкции, возмещение ущерба;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
-
прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные
перечисления состоят из подгрупп:
- от нерезидентов;
- от бюджетов других уровней;
-
от государственных
-
от государственных
-
от наднациональных
-
средства, передаваемые в целевые
бюджетные фонды.
Доходы
целевых бюджетных фондов включают
в себя следующие целевые бюджетные
фонды: дорожные фонды; экологические
фонды; Федеральный фонд МНС и
Федеральной службы налоговой полиции
РФ; Фонд развития таможенной системы
РФ; Государственный фонд борьбы с
преступностью; Фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства
РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный
фонд содействия военной реформе; Фонд
управления, изучения, сохранения и
воспроизводства водных биологических
ресурсов; Федеральный фонд восстановления
и охраны водных объектов.
В
свою очередь подгруппы делятся
на статьи и подстатьи. Так, подгруппа
"налоги на прибыль (доход), прирост
капитала" делится на две статьи:
налог на прибыль (доход) предприятий
и организаций и подоходный налог
с физических лиц. Статья "подоходный
налог с физических лиц" делится
на три подстатьи: подоходный налог,
удерживаемый предприятиями, учреждениями
и организациями, подоходный налог,
удерживаемый налоговыми органами, и
налог на игорный бизнес.
5.
Классификация расходов
бюджета
Расходы
бюджета - это денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач и функций
государственного и местного самоуправления.
Различают три структуры расходов бюджета:
функциональную, экономическую и ведомственную.
Бюджетную классификацию расходов можно
представить в виде схемы
Функциональная
классификация - группировка расходов
бюджетов всех уровней, отражающая направление
бюджетных средств на выполнение основных
функций государства. Группировка имеет
четырехуровневую структуру: разделы
и подразделы, целевые статьи и виды расходов.
Разделы:
- государственное управление и местное самоуправление;
- судебная власть;
- международная деятельность;
- национальная оборона;
-
правоохранительная
-
фундаментальные исследования
- промышленность, энергетика и строительство;
-
сельское хозяйство,
Разделы
делятся на подразделы. Так, раздел
"Международная деятельность"
состоит из следующих подразделов:
международное сотрудничество; участие
в миротворческой деятельности; реализация
межгосударственных договоров в
рамках СНГ; международные культурные,
научные и информационные связи;
экономическая и гуманитарная помощь
другим государствам.
Ведомственная
классификация - это группировка расходов,
отражающая распределение бюджетных средств
по главным распорядителям средств федерального
бюджета. Главный распорядитель средств
- руководитель органа государственной
власти РФ, имеющий право распределять
средства федерального бюджета по подведомственным
распорядителям и получателям бюджетных
средств.
Экономическая
классификация - группировка расходов
бюджетов всех уровней по экономическому
содержанию, отражающая виды финансовых
операций, с помощью которых государство
выполняет свои функции как внутри страны,
так и во взаимоотношениях с другими странами.
Расходы делятся на категории, группы,
предметные статьи и подстатьи (всего
четыре уровня). Различают три категории
расходов: текущие, капитальные расходы,
предоставление кредитов (бюджетных ссуд)
за вычетом погашения.
Текущие
расходы - это часть расходов бюджетов,
обеспечивающая текущее функционирование
органов государственной