Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….4
2. Основная часть:
2.1 Теоретический раздел «Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона»
2.1.1 Экономическая роль и законодательные основы регионального бюджета………………………………………………………………………………….6
2.1.2 Доходы бюджетов субъектов РФ
Налоговые и неналоговые доходы…………………………………..8
Региональные налоги, их характеристика………………………....13
Собственные и регулирующие доходы…………………………….17
2.1.3 Расходы бюджетов субъектов РФ……………………………………..29
2.1.4 Распределение расходов между звеньями бюджетной системы…….37
2.2 Исследовательский раздел
2.2.1 Глоссарий……………………………………………………………..40
2.2.2 Тест…………………………………………………………………….44
2.2.3 Схемо- конспект по исследуемой теме……………………………...50
2.2.4 Динамика и структура расходов регионального бюджета
за 3 года………………………………………………………………...…...51
3.Заключение……………………………………………………………........65
4.Список используемых источников………

Работа содержит 1 файл

Формы реализации бюджетной политик1 (Восстановлен).docx

— 351.75 Кб (Скачать)

Предельный объем  государственного долга субъекта Федерации  не должен превышать объем доходов  соответствующего бюджета без учета  финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов  Российской Федерации путем включения  соответствующих положений в  федеральный бюджет с одновременным  внесением изменений в Бюджетный  кодекс.

Финансовые средства, необходимые для осуществления  отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы как  отдельный вид расходов бюджета  и учитываются раздельно по каждому  передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта Российской Федерации, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.

Субъекты Федерации  имеют право на привлечение целевых  бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений  доходов, на срок до шести месяцев  на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых  бюджетных ссуд определяются федеральным  бюджетом. В случае, если предоставленные  бюджетные ссуды не погашены до конца  финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств  финансовой помощи, оказываемой бюджету  субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в очередном финансовом году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1.4 Распределение расходов между звеньями бюджетной системы

     Расходы бюджета, являются важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой, функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.п. Различное сочетание названных факторов порождает ту или иную систему расходов конкретного бюджета на определенном этапе общественного развития. По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие  расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды  и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
  • трансферты населению;
  • ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам;
  • субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

     При этом под дотацией понимаются средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Нормативно-долевая дотация (трансферт) — сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) или фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО), создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации.

     В целом бюджетный кризис в нашей  стране обусловлен значительным снижением  доходов бюджета, сохранением неэффективной  структуры расходов, их частым нецелевым  использованием, промедлением с давно  назревшими реформами в сфере  бюджетного финансирования. Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям:

  • за счет увеличения его доходной базы;
  • на базе реструктуризации расходной части бюджета;
  • путем совершенствования бюджетных процедур.

     При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Исследовательский  раздел.

2.2.1 Глоссарий

  1. Балансовый метод – расчетный метод для анализа, прогнозирования и планирования развития динамических систем с установившимися потоками ресурсов и продукции («затраты-выпуск», «производство-потребление», «ввоз-вывоз» и т. д.) и с детерминированными зависимостями между приходной и расходной частями.
 
  1. Бюджетное регулирование – процесс распределения  доходов и перераспределения  средств между бюджетами разного  уровня в целях выравнивания доходной базы бюджетов до минимально необходимого уровня.
 
  1. Валовой региональный продукт – сумма вновь созданных  стоимостей отраслей экономики региона.
 
  1. Воспроизводство – непрерывно возобновляющийся процесс  производства материальных и духовных благ и услуг.
 
 
  1. Дефицит бюджета  – превышение расходов бюджета над  его доходами.
 
  1. Дотация –  бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня на безвозмездной  и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
 
  1. Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие  в бюджет соответствующего уровня.
 
 
  1. Инвестиции  – процесс использования совокупных материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направляемых на увеличение капитала, расширение, модернизацию и  техническое перевооружение производства.
 
  1. Инвестиционный  климат региона – объективные  условия, возможности региона и  условия деятельности инвестора.
 
  1. Инновационная политика – политика в отношении  инноваций, составляющих основу развития и конкурентоспособности экономики  регионов и страны в целом.
 
  1. Межотраслевой баланс региона – модель экономики  региона, показывающая натуральные  и стоимостные взаимосвязи в  региональном хозяйственном комплексе (между отраслями).
 
  1. Научно-инновационная  деятельность в регионе – совокупность всех видов научно-исследовательской  и инновационной деятельности, осуществляемых на конкретной территории.
 
  1. Отрасль – область производственно-экономической  деятельности, в которую входят объекты, обладающие единством выполняемых  функций, видов и назначения выпускаемой продукции, применяемых технологических процессов.
 
  1. Отрасль специализации региона – отрасль, продукция которой полностью  или почти полностью реализуется  за пределами территории.
 
  1. Отраслевая  структура региона – Деление  экономики региона на отрасли  – качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие  в процессе общественного производства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.
  2. Проблемный регион – территория, которая не в состоянии самостоятельно решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал.
 
  1. Профицит  бюджета – превышение доходов  бюджета над его расходами.
 
  1. Район –  целостная территория, выделяемая по каким-либо признакам, особенностям.
 
  1. Территория  – пространство земли (твердой поверхности), внутренних и прибрежных вод (акватория), включая воздушное пространство над ними (аэротория), с определенными  границами,
 
  1. Расходы бюджета – денежные средства, предусмотренные  в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций  органов государственной власти и местного самоуправления.
 
  1. Расширенное воспроизводство – возобновление  производства во все увеличивающихся  размерах из года в год.
 
  1. Регион  – цельная территория, выделенная по какому-либо признаку (географическому  положению, экономическим связям, управлению и т. д.).
 
  1. Региональная  инфраструктура – совокупность сооружений и видов деятельности, функционирование которых обеспечивает создание нормальных условий для развития материального  производства, жизнедеятельности населения, свободного движения товаров и всех видов ресурсов на территории региона.
 
  1. Региональная  экономика – наука о развитии и размещении производительных сил, которая изучает социально-экономические  процессы в регионах, развитие хозяйства  в конкретно-региональном аспекте.
 
  1. Региональное  развитие – прогрессивное изменение  структуры региона.
 
  1. Региональное  хозяйство – экономическая система, обладающая всеми признаками, характерными как для любой экономической  системы, так и специфическими, присущими  только данному региону.
  2. Регулирующие доходы – доходы, которые передаются в бюджет нижестоящего уровня на определенный срок в фиксированной доле (процентах).

2.2.2 Тест по теме  «Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона»

11. Доходы бюджета представляют собой:

экономические отношения между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, юридическими и  физическими лицами, с другой стороны, по поводу перераспределения части  ВНП в пользу государства для  выполнения его функций;

экономические отношения между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, юридическими и  физическими лицами, с другой стороны, по поводу отчуждения части принадлежащих  последним денежных средств в  целях финансового обеспечения  деятельности государства;

денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления. 

Информация о работе Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона