Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:20, курсовая работа
Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития.
1. Введение…………………………………………………………………….4
2. Основная часть:
2.1 Теоретический раздел «Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона»
2.1.1 Экономическая роль и законодательные основы регионального бюджета………………………………………………………………………………….6
2.1.2 Доходы бюджетов субъектов РФ
Налоговые и неналоговые доходы…………………………………..8
Региональные налоги, их характеристика………………………....13
Собственные и регулирующие доходы…………………………….17
2.1.3 Расходы бюджетов субъектов РФ……………………………………..29
2.1.4 Распределение расходов между звеньями бюджетной системы…….37
2.2 Исследовательский раздел
2.2.1 Глоссарий……………………………………………………………..40
2.2.2 Тест…………………………………………………………………….44
2.2.3 Схемо- конспект по исследуемой теме……………………………...50
2.2.4 Динамика и структура расходов регионального бюджета
за 3 года………………………………………………………………...…...51
3.Заключение……………………………………………………………........65
4.Список используемых источников………
Минобрнауки
России
Федеральное государственное образовательное
учреждение
среднего профессионального образования
«Кунгурский
автотранспортный колледж»
Курсовая работа
По дисциплине
«Бюджетная система РФ»
На тему: «Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона»
Князев Илья Александрович
Специальность
080106.51 Финансы
Группа Ф-08
Проверила:
Маркова А.М.
Оценка
Дата
Подпись
руководителя
Кунгур
2010
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Основная часть:
2.1 Теоретический раздел «Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона»
2.1.1
Экономическая роль и законодательные
основы регионального бюджета……………………………………………………………
2.1.2 Доходы бюджетов субъектов РФ
2.1.3 Расходы бюджетов субъектов РФ……………………………………..29
2.1.4 Распределение
расходов между звеньями
2.2 Исследовательский раздел
2.2.1 Глоссарий………………………………………………………
2.2.2 Тест……………………………………………………………………
2.2.3 Схемо- конспект по исследуемой теме……………………………...50
2.2.4 Динамика и структура расходов регионального бюджета
за 3 года………………………………………………………………..
3.Заключение………………………………………………
4.Список используемых источников………………………………..……..67
5.Приложение.
Введение
Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.).
Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
Объект
работы - субъект Российской Федерации
(область, край, республика, автономная
область или округ) с входящими
в его состав муниципальными образованиями.
Предметом работы являются финансовые
ресурсы региона.
Теоретический раздел «Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона»
2.1.1 Экономическая роль и законодательные основы регионального бюджета.
В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается.
Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход. [9, 337 с.]
Региональные финансы, являясь
инструментом государственной
Региональные финансы играют
важную роль в выравнивании
уровней социально-
Региональные финансы являются
важнейшим условием социально-
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”.
К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему.
При установлении регионального налога законодательный орган субъекта Федерации может предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
К региональным налогам и сборам относятся:
— налог на имущество организаций;
— налог на недвижимость;
— дорожный налог;
— транспортный налог;
— налог с продаж;
— налог на игорный бизнес;
— региональные лицензионные сборы.
Бюджетным кодексом
Российской Федерации урегулированы
вопросы относительно распределения
доходов от налогообложения добытых
полезных ископаемых. 60% от суммы налога,
начисленной налогоплательщикам по
добытым полезным ископаемым (за исключением
добытых полезных ископаемых в виде
углеводородного сырья и
При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:
— 80% от суммы налога — в доход федерального бюджета;
— 20% от суммы налога — в доход регионального бюджета.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом:
— 74,5% от суммы налога — в доход федерального бюджета;
— 20% от суммы налога — в доход бюджета автономного округа;
— 5,5% от суммы налога — в доход бюджета края или области.
При добыче любых
полезных ископаемых на континентальном
шельфе Российской Федерации или
в исключительной экономической
зоне Российской Федерации, а также
при добыче полезных ископаемых из
недр за пределами территории Российской
Федерации, если эта добыча осуществляется
на территориях, находящихся под
юрисдикцией Российской Федерации
(а также арендуемых у иностранных
государств или используемых на основании
международного договора) на участке
недр, предоставленном
При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:
— средства, получаемые
от продажи регионального
— средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;
— средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;
— плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
Информация о работе Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона