Роль оптовой торговли в экономике страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Переход России к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны.
На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежной продукции на внутренний рынок . Именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места , как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Содержание

Введение
1.История развития и сущность оптовой торговли
1.1 Понятие, виды, показатели оптовой торговли
1.2 Роль, задачи и функции оптовой торговли
2.Организационная структура предприятий оптовой торговли
2.1 Классификация оптовых торговцев
2.2 Виды предприятий оптовой торговли
2.3 Транзитная и складская формы оптовой торговли
2.4 Товарные склады
2.5 Оптовые рынки
2.6 Биржевая торговля
3.Виды и формы оптового товарооборота
4 Планирование оборота оптовой торговли
5.Роль оптовых предприятий в процессе товародвижения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

чистовой вариант контрольной по ОКД.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

В настоящий  момент на рынке оптовой торговли (набирают обороты мелкооптовые предприятия) большая жесткая конкуренция, поэтому при планировании товарооборота надо учесть, чтобы рейтинг предприятия не снижался и его доля увеличивалась. Для планирования товарооборота используются материалы анализа за предшествующие годы, договоры с поставщиками, покупателями. Сведения о работе оптовых баз публикуются в периодической печати, поэтому необходимо изучать и учитывать при планировании положительные результаты конкурентов.

После расчета плана оптового товарооборота  на год его распределяют по кварталам. При этом учитывают потребность  обслуживаемых организаций, сезонность производства товаров, сложившуюся  динамику товарооборота за год. От правильного распределения объема товарооборота по кварталам зависят равномерность его выполнения и качество обслуживания покупателей.

Экономический анализ оптовых продаж за предшествующий период позволяет выявить характер изменений и возможность применения экономико-статистических и экономико-математических методов и моделей при расчете вариантов прогноза оптового товарооборота на плановый период.

После определения прогнозируемых валовых  объемов оптовых продаж необходимо подразделить их на продажу через склады предприятия (складской оборот) и транзитом непосредственно от производителя (транзитный оборот). При этом необходимо обеспечить оптимальное соотношение между складским и транзитным товарооборотом, между товарооборотом с участием и без участия базы в расчетах.

Соотношение складского и транзитного оборотов от множества факторов – конъюнктуры  рынка, финансово-экономических интересов  поставщика и покупателя, уровня цен; тарифов на складские и транзитные услуги; объемов и частоты поставок, вида реализации товаров, минимальной партии отгрузки производителем; от сложности ассортимента товаров, необходимости предварительной подсортировки, комплектования, фасовки; ввода в действие новых складских площадей и повышения эффективности их использования; развития прогрессивных форм продажи товаров и методов оптовой торговли; размещения и специализации розничной торговой сети, состояния ее материально-технической базы и т.п. Но в любом случае целевой функцией в планировании соотношения складского и транзитного оборотов для оптового предприятия является величина прибыльности проводимых операций в целом.

На следующем  этапе планируется структура оптовых продаж. Процесс прогнозных расчетов по общему объему, формам товародвижения и структуре оборота представляет собой единое целое, а методику и порядок планирования выбирает само предприятие. Так, возможны варианты плановых расчетов продаж по видам товаров и покупателям, предваряющие прогнозы валового объема оптового оборота. Данная методика планирования применима, когда в состав продаж входят товары, удовлетворяющие различные потребности, и изменения в спросе на одни товары не влияют на спрос на остальные группы товаров.

Нормирование  товарных запасов следует за планированием  оборота, поскольку прогнозируемый объем складского оптового товарооборота служит основой разработки нормативов запасов.

Размер  товарных запасов и скорость их обращения  зависят от объема складского товарооборота, сложности ассортимента товаров, минимальных  норм отгрузок, частоты отгрузки товаров, времени, необходимого для проверки качества и подготовки товаров к отгрузке, а также состояния материально-технической базы оптового предприятия.

Планирование  товарных запасов на оптовой базе включает разработку нормы товарных запасов в днях по группам товаров, нормирования товарных запасов в целом по базе и распределение норматива товарных запасов по кварталам.

Норму товарных запасов в днях по группам  товаров на оптовой базе рассчитывают так же, как и на предприятиях розничной торговли. Особенность  состоит в том, что отдельные нормы – приемка и размещение на складах, проверка качества, комплектование торгового ассортимента, подготовка к отгрузке, гарантийный (страховой) запас – имеют значительно больший удельный вес, чем в розничной торговле, и в норму включают отдельным элементом время нахождения товаров в пути.

Гарантийный запас, предназначенный для обеспечения  бесперебойной торговли на случай значительного  увеличения спроса в отдельные периоды  возможного нарушения сроков и объемов  поставки товаров и других непредвиденных обстоятельств. Его величина устанавливается на основе анализа торгового процесса в определенном проценте от торгового запаса.

Нормативы товарных запасов в сумме по группам  товаров рассчитывают путем умножения  однодневного складского товарооборота на норму товарных запасов в днях по группе товаров. Затем определяют общую сумму норматива товарных запасов по базе, для чего суммы нормативов товарных запасов по группам складывают. В заключение определяют норматив товарного запаса в целом по базе. Для этого сумму норматива товарного запаса по базе делят на однодневный складской товарооборот. В расчетах используют товарооборот IV квартала планируемого года.

Распределение норматива товарного запаса по кварталам  ведется следующим образом. Сначала  определяют общую сумму прироста норматива товарного запаса за год, для чего из суммы норматива товарного запаса IV квартала планируемого года вычитают сумму норматива IV квартала текущего года. Полученную сумму прироста норматива товарного запаса распределяют по кварталам планируемого года равными частями по 25%.

Отдельно  определяют норматив товарных запасов, находящихся в пути. Его величина зависит от размещения основных поставщиков, применяемых форм расчетов и скорости документооборота.

Рассчитанные  нормативы товарных запасов в днях и в сумме включают в проект плана товарооборота.

После определения объема и структуры  оптового товарооборота, товарных запасов  оптовые базы планируют товарное обеспечение. Расчет товарного обеспечения  представляет собой баланс потребности в товарах и источников ее обеспечения. Товарное обеспечение рассчитывают по номенклатуре товаров, принятой для составления плана продажи.

При планировании товарного обеспечения различают  поступление товаров на склад  оптовой базы и общий объем  товаров. Объем поступления, включаемый в товарное обеспечение, определяют балансовым методом: к проектируемому оптовому складскому товарообороту прибавляют товарные запасы на конец планируемого года и вычитают ожидаемые товарные запасы на начало планируемого года.

Планируемое поступление товаров должно обеспечить выполнение плана складского товарооборота  и создание нормальных товарных запасов  по каждой группе товаров и в целом  по базе.

Объем закупок товаров оптовой базой  больше их поступления на сумму транзитного  оборота с участием базы в расчетах, так как оптовая база при транзите с участием в расчетах оплачивает товары, поступающие розничную торговую сеть непосредственно от поставщиков. Следовательно, поступление товаров обеспечивает товарными ресурсами складской товарооборот и норматив товарных запасов, а общая сумма закупок, кроме того, и транзитный оборот с участием в расчетах.

После расчета поступления и закупок  товаров разрабатывают сводный  баланс оптового товарооборота, в котором  увязывают все показатели: реализацию, товарные запасы, поступление и закупки товаров.

Необходимым условием эффективной работы базы является повседневный контроль за выполнением  плана товарооборота и качеством  обслуживания покупателей. Основной целью  контроля за выполнением плана товарооборота является выявление резервов для выполнения и перевыполнения плана и наиболее полного удовлетворения спроса. Проверяется выполнение плана по всем элементам товарооборота: продаже товаров, соблюдению нормативов товарных запасов, выполнению плана поступления товаров.

Контроль  за выполнением плана продажи  проводится по каждой группе товаров, по покупателям и формам продажи. 

     5.Роль  оптовых предприятий в процессе  товародвижения

Роль  оптовых предприятий в процессе товародвижения велика, так как обеспечивается не только своевременная и бесперебойная поставка товаров, что очень важно для потребителя, но и формируется оптимальный торговый ассортимент. А такой экономический показатель, как, оптовый товарооборот его объём и структура характеризуют степень развития производства и уровень народного потребления. На первый взгляд плюсы оптовой торговли очевидны, однако она таит за собой и определенные негативные моменты. 

С переходом  от распределительной (командной) системы  к рыночным отношениям, наша страна активно начинает перенимать опыт развитых стран, в том числе и в сфере оптово-посреднических отношений. Так как методики и подходы к организации этой деятельности за рубежом уже давно отточены и имеют свои особенности, которые необходимо внедрять и в нашу современную торговую деятельность. Наряду с чем появляются крупные холдинги транснациональные компании. Естественно, чем крупнее оптовик, тем у него появляется больше возможности удовлетворить потребности в сфере обращения товаров.

С одной  стороны примеры зарубежного опыта оптовой торговли свидетельствует о том, что можно осуществить оптово-посредническую работу таким образом, чтобы наладить связь не только в прямой системе: производитель-покупатель, но и в обратной, когда покупатель доводит до сведения производителя, что необходимо выпускать и в каких количествах, а также информировать производителя и осуществлять безотходную реализацию товаров, когда не реализуемые товарные остатки изымаются из сферы обращения и направляются на промпереработку, после чего уже в новом виде поступают на рынок. Таким образом, обеспечивая основную функцию торговли, а именно удовлетворение растущего покупательского спроса.

Однако  основная проблема заключается в  том, что оптовики стремятся вытеснить  с рынка розничных торговцев. А поскольку конкурировать с  оптовиком и удерживать низкий уровень  цен розничный продавец не может, они очень быстро уступают свои полномочия и под гнетом крупных оптовиков, нарушается баланс и равновесие в торговле, когда каждый отвечает за свою «нишу» отведенную ему на рынке.

Сказать, как это отразится на покупателе пока сложно, с одной стороны он доволен, так как может приобрести товар по доступной, так называемой «оптовой» цене. Однако при таком захвате рынка мы придем в скором времени к тому, что начнем покупать продукцию по любой цене, которую нам будет диктовать собственник.  

Заключение

Роль  оптовой торговли в экономике  страны заключается в пособничестве экономии расходов и повышению эффективности всей сферы товарного обращения. Главной задачей развития внутреннего рынка является воссоздание основного звена оптовой торговли- крупных оптовых предприятий с новым содержанием их работы в рыночных условиях. Если раньше опт выполнял функцию посредника в продвижении товаров, то теперь к этой роли добавилась новая, не менее важная- именно он стал главным звеном, которое аккумулирует и систематизирует всю информацию о товародвижении. С его помощью накапливается банк данных о всех процессах реализации товаров на рынке. Для реального управления производством и обращением товаров в стране должна функционировать межрегиональная и информационно-аналитическая система о состоянии оптового рынка по основным товарам в разрезе, как всей федерации, так и регионов. Информационный фонд такой системы должен опираться не только  на государственную статистику, но и  на информацию региональных органов регулирования торговли и главное на оптовые структуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1 Раицкий К.А «Экономика предприятия» Под общ. Ред. Раицкий К.А.  Москва 2003.

2. Соломатина  А.Н. «Экономика и организация  деятельности торгового предприятия» : Учебное пособие Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М , 2000.

3. Щур Д.Л. «Основы торговли. Оптовая торговля.» Щур Д.Л. -М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003..

4. Торговое  дело: экономика, маркетинг, организация.  Учебник - М., ИНФРА-М., 2000.-.

5. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник/ Под общ. Ред. А.Н. Соломатина. - М., 2007..

6 Даненбург А.В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли. Санкт-Петербург: Нева-Ладага Онега, 2005.

7.Баканов  М.И. Анализ хозяйственной деятельности  в торговле. Учеб.для торговых  вузов -М: Экономика 1990

8.Кравченко  А.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учебник М: Новое знание 2003


Информация о работе Роль оптовой торговли в экономике страны