Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики
В целом система социальной зашиты населения нашей страны и ее финансового обеспечения построена на принципах разграничения полномочий и расходных обязательств между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также государственными внебюджетными фондами. В этих фондах аккумулируются средства на реализацию важнейших социальных гарантий: пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и т.д. Основным источником формирования данных фондов является единый социальный налог, плательщиками которого в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ являются все работодатели независимо от формы собственности. Если налоговая база в расчете на каждое физическое лицо составляет до 280 тыс. руб. в год, то ставка такого налога составляет 26%, из которых 20%, зачисляется в федеральный бюджет. Оставшиеся средства но установленным пропорциям распределяются между государственными внебюджетными фондами: социального страхования — 2,9%, обязательного медицинского страхования — 3,1%, из которых 1,1% поступает в Федеральный фонд ОМС, а 2,0% — в территориальные фонды ОМС.
В обшей сумме расходов федерального бюджета на 2010 г. расходы по разделу 1000 «Социальная политика» составляют 3,7%. К числу основных расходных обязательств федерального бюджета но этому разделу относится пенсионное и социальное обеспечение граждан, что следует из табл. 1.
Таблица 1 – Структура расходов федерального бюджета на 2010г. по разделу
1000 «Социальная политика» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
За счет средств федерального бюджета осуществляется также пенсионное обеспечение:
• государственных (федеральных) служащих; судей;
• военнослужащих;
• участников Великой Отечественной войны;
• граждан, пострадавших и результате радиационных или техногенных катастроф;
• инвалидов и некоторых других категорий населения.
Следует
учесть, что дополнительное пенсионное
обеспечение государственных
Помимо
пенсионного обеспечения
Важным
направлением расходов, учитываемым
по подразделу 1102, являются мероприятия,
реализуемые в рамках федеральной
программы «Жилище» па 2002-2010 гг., утвержденной
Постановлением Правительства РФ от
17.09.2001 г. № 675. Среди главных целей
и задач данной программы обозначены
обеспечение доступности жилья
и коммунальных услуг в соответствии
с платежеспособным спросом граждан
и стандартами обеспечения
• военнослужащих, увольняемых с военной службы, и приравненных к ним лиц;
• граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
• вынужденных переселенцев;
• федеральных
государственных гражданских
• молодых ученых, прокуроров, следователей и др.
Отдельным категориям граждан в установленном порядке выделяются средства в виде субсидий.
Кроме
раздела 1000 «Социальная политика»
в федеральном бюджете
Указанные
граждане имеют право на льготы по
оплате жилья и коммунальных услуг;
ежемесячную денежную выплату, размер
которой зависит от категории
льготника, набор социальных услуг
- обеспечение лекарственными средствами,
санаторно-курортное лечение
Отдельные виды расходов по предоставлению социальной помощи «федеральным льготникам» осуществляется за счет государственных внебюджетных фондов. К примеру, ежемесячные денежные выплаты осуществляются за счет Пенсионного фонда РФ; бесплатное лекарственное обеспечение — за счет средств обязательного медицинского страхования. В свою очередь, субъекты РФ за счет собственных бюджетов несут ответственность за финансовое обеспечение тех расходных обязательств, которые закреплены за ними в соответствии с установленными полномочиями. К «региональным льготникам» отнесены ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий.
Следующим по значимости направлением расходов бюджетов субъектов РФ на социальную политику является «Социальное обслуживание» — подраздел 1002, виды и формы которого приведены в табл. 3.
Социальное
обслуживание осуществляется как на
«бесплатной» основе (т. е. за счет средств
бюджета), так и на платной. Его
предоставление может быть организовано
в учреждениях любой
В соответствии с Законом Амурской области от 5 февраля 2009г. № 170-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Амурской области» в области гарантируется право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном секторе системы социального обслуживания в порядке и на условиях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами области.
Основными видами социальных услуг в зависимости от их назначения являются:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан в целях их социальной адаптации;
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, на организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:
- обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;
- предоставление временного приюта;
- реабилитационные услуги;
- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
- социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
- дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;
- социально-консультационная помощь;
- материальная помощь;
- срочное социальное обслуживание;
- предоставление жилого помещения в специальных домах для одиноких престарелых граждан.
К категориям граждан и группам населения, имеющим право на социальное обслуживание в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания Амурской области, относятся:
1)дети
(дети-сироты, дети, оставшиеся без
попечения родителей,
2)
семьи (малообеспеченные, неполные,
многодетные, имеющие в своем
составе инвалидов, в том
3)отдельные
граждане (безработные, бездомные,
оказавшиеся в экстремальной
ситуации (пострадавшие от стихийных
или приравненных к ним
4)
женщины (подвергшиеся
5)
граждане пожилого возраста (женщины
старше 55 лет, мужчины старше 60 лет)
и инвалиды (в том числе дети-инвалиды),
нуждающиеся в постоянной или
временной посторонней помощи
в связи с частичной или
полной утратой возможности
6)
граждане без определенного
Информация о работе Роль бюджета как финансовая база социальном развития общества