Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
• обеспечение охраны окружающей среды, природных ресурсов, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий межрегионального масштаба;
• обеспечение деятельности средств массовой информации, избирательных комиссий субъектов РФ и т. д.
Незначительные
ассигнования из федерального бюджета
выделяются на образование, сельское хозяйство,
научные исследования, здравоохранение
и другие сферы социального направления.
2.Госбюджет как инструмент регулирования социально-экономического развития государства
2.1Значение бюджета в макроэкономическом развитии страны.
Мощным инструментом в руках государства является бюджет, который может и должен стать более действенным стимулом экономического роста в России. Каково сегодня влияние бюджета и бюджетной политики на экономический рост? Этот вопрос волнует многих теоретиков и практиков в экономической и финансовой сферах деятельности государства.
Государство рассматривает бюджет как важнейший источник экономического роста.
В системе финансового механизма государства бюджет играет ведущую роль в распределении и перераспределении национального дохода. Объективная необходимость бюджета обусловлена наличием государства, выполнением им организационно-хозяйственных функций.
Как
экономическая категория
Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта (9.http://finekon.ru – «Финансы, экономика, банковское дело»).
Он распределяетденежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.
Вбюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости (национального дохода, распределяемого и используемого в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности труда, закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.
В условиях рыночных
Значительная часть национального дохода поступает в бюджет путем прямого распределения (налогообложения государственных, частных и коммерческих предприятий. Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.
Распределение части национального дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в торговле и т.д.
Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями и фирмами через государственный бюджет обусловлено главным образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другую в соответствии с планами экономического и социального развития страны, с программами радикальных экономических преобразований общества, для осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.
Такое
перераспределение в
Влияние бюджета на развитие общественного производства проявляются по двум направлениям: первое – формирование его доходной базы и второе – использование средств бюджета. Следует указать и на то, что государственный бюджет выступает необходимым экономическим инструментом и источником финансового обеспечения ускоренного развития приоритетных отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности.
Теоретическим
мерилом использования
Есть основания говорить, что отдача от государственных денежных средств, распределяемых и перераспределяемых государством, определяет скорость и качество экономического роста. Именно более эффективное перераспределение, прежде всего бюджетных средств через соответствующую систему говорит об эффективности управленческой деятельности государства, свидетельствует о степени эффективности использования государственной собственности.
Большое
влияние на экономику страны способен
оказывать бюджет благодаря тому,
что он может использоваться в
интересах ускорения научно - технического
прогресса. Создание принципиально
нового механизма бюджетного финансирования
науки, совершенствование
2.2Расходы на развитие социальной политики.
Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства - повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных(государственных и муниципальных) финансов.
В
целях создания условий для повышения
уровня жизни населения на основе
устойчивого развития российской экономики,
а также обеспечения
Свободный,
образованный, здоровый, активный человек
- основа конкурентоспособности страны.
Исходя из этого главной целью
деятельности Правительства Российской
Федерации является создание условий
для повышения уровня жизни российских
граждан, в том числе для повышения
материального благополучия, обеспечения
возможности получения
Социальная политика и экономическая политика должны дополнять и усиливать друг друга. При этом социальная политика будет гибко реагировать на изменения в обществе, а социальные институты - развиваться в соответствии с потребностями различных групп населения. Важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства.
Социальная политика будет ориентирована как на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.
Вышеуказанный документ предусматривает сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи гражданам России на основе: поддержания высоких темпов экономического роста; обеспечения макроэкономической стабильности; увеличения денежных доходов населения; повышения эффективности программ социальной защиты; совершенствования механизмов социального партнерства. Для достижения поставленных целей используются новые формы предоставления государственной социальной помощи населению с соблюдением принципа адресности; продолжается замена натуральных льгот денежными компенсациями; совершенствуется система социального обслуживания граждан, оказавшихся и сложной жизненной ситуации; ведется работа по повышению качества и увеличению объема государственных социальных услуг, в том числе направленных на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов.
Одной из важнейших проблем социального развития все еще остается низкий уровень жизни граждан, измерителем которого является коэффициент соотношения среднедушевого дохода с прожиточным минимумом. Если величина такого показателя у конкретного человека составляет менее единицы, то он относится к числу малообеспеченных. Численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума составила за три квартала 2009 года 14% против 13,4% за тот же период годом ранее. Всего за чертой бедности находилось 19,7 миллиона россиян, хотя по итогам 2008 года этот показатель составлял 18,9 миллиона человек.
В соответствии с Законом РФ от 31.03.2006г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом, но Российской Федерации» прожиточный минимум— это стоимостной показатель минимального объема и структуры потребления, материальных благи услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека (потребительской корзины), а также обязательные платежи и сборы. Его величина зависит от природно-климатических условий, национальных традиции и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Этот показатель имеет первостепенное значение при предоставлении социальной помощи и социальной поддержки населению. Если реальные доходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, то граждане вправе получать субсидии из бюджета па оплату жилья и коммунальных услуг; но многих субъектах РФ выплачивается социальная помощь пенсионерам в размере разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом и т. п.
Информация о работе Роль бюджета как финансовая база социальном развития общества