Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики
Перераспределительнаяфункц
Средства
государственного бюджета в первую
очередь направляются на финансирование
структурной
Доходы
бюджетов всех уровней бюджетной
системы существенно
Через
бюджетные расходы
Регулирующая и стимулирующая функции бюджетовпроявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования истимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важныеотрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.
Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения,образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Функция планирования бюджетов предполагает:
•
определение бюджетной
• разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
•
определение потребности
• разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;
• разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;
• разработку конкретных мероприятий, обеспечивающихисполнение бюджета в интересах реализации бюджетнойполитики на очередной финансовый год.
Функция организации бюджетов предполагает:
• определение бюджетного устройства и бюджетнойклассификации;
•
определение порядка
• выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
• разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
•
определение органов
бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;
•
определение структуры
Контрольная функция бюджетов действует одновременно сраспределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля
за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:
•
контроль за правильным и своевременным
перечислением доходов в
• контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных
фондов.
1.2Основные виды расходов и доходов госбюджета
Доходы бюджетов - доходы, подлежащие централизации в бюджеты разных уровней. Они могут формироваться на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. (1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, КноРус, 2011. – 35 с.).
В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ к налоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
-доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
-доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
-доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
-средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
-средства самообложения граждан;
-иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
-дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
-субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
-субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
-иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
-безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:
1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
2. По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
3. В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;
4. По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Расходы бюджетов в зависимости от экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные.
Капитальные расходы бюджетов включают статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или строящиеся объекты, и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.
Текущие расходы бюджетов обеспечивают функционирование органов государственной власти (местного самоуправления), бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов.
На
основании российского
1)
расходы, финансируемые
2)
расходы, финансируемые
Исключительно
из федерального бюджета финансируются
следующие виды расходов: (Бюджетная
система Российской Федерации / Александров
И. М: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 2007. — 121 с.)
• обеспечение деятельности государственных органов власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной системы;
• обеспечение национальной обороны, безопасности государства, осуществление мероприятий по конверсии отраслей промышленности;
•
осуществление международной
• фундаментальные исследования и содействие научнотехническому прогрессу, исследование космического пространства;
•
государственная поддержка
• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий федерального масштаба;
•
формирование инфраструктуры федеральной
собственности и содержания учреждений,
находящихся в федеральной
• обслуживание и погашение внутреннего и внешнего
государственного долга;
• пополнение государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней и материальных резервов;
• проведение выборов и референдумов и т. д.
Совместно за счет федерального бюджета и бюджетов территориальных образований финансируются мероприятия:
• поддержание отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, развитие автомобильного и речного транспорта, дорожного хозяйства и связи;
Информация о работе Роль бюджета как финансовая база социальном развития общества