Проблемы и перспективы применения налога на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы – охарактеризовать налог на добавленную стоимость.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть роль НДС в формировании доходов федерального бюджета,
рассмотреть особенности исчисления и уплаты НДС,
раскрыть направления реформирования взимания НДС в Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1.
Экономическая роль НДС.
4
1.1 Классификация налогов. Отличительные черты косвенных налогов. 4
1.2 Значение НДС в формировании доходной части бюджетов. 5
2. Элементы налогообложения. 8
2.1 Налогоплательщики НДС. Освобождение от уплаты НДС. 8
2.2 Объект налогообложения. Налоговая база. Ставки. 11
2.3
Порядок исчисления и уплаты НДС.
16
2.4 Применение счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах НДС. 19
2.5 Определение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет на примере ООО «Звезда». 22
3. Проблемы и перспективы применения налога на добавленную стоимость. 24
3.1 Особенности и проблемные вопросы в применении НДС. 24
3.2 Перспективы применения налога на добавленную стоимость. 29
Заключение. 31
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

nalogi_kurs.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

   Все эти требования изложены в Письме МНС России от 10.10.2003 N 03-1-08/2963/11-АЛ268. И можно с уверенностью утверждать, что налоговые инспекции на местах при проведении проверок по НДС будут  руководствоваться именно этим подходом. Поэтому разберемся, насколько правомерны требования МНС.

   Порядок заполнения строки 5 счета-фактуры закреплен  в Приложении N 1 к Правилам ведения  журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. В этой строке необходимо указывать реквизиты расчетного документа, к которому прилагается счет-фактура.

   В то же время согласно п.2 ст.169 НК РФ для  правомерного вычета НДС необходимо, чтобы счет-фактура был составлен  в порядке, предусмотренном п.п.5 и 6 этой же статьи. А если обратиться к п.5 ст.169 НК РФ, то мы увидим, что реквизиты платежно-расчетного документа должны указываться в счете-фактуре только в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Таким образом, отсутствие в счете-фактуре реквизитов кассового чека не может служить основанием для отказа в применения налогового вычета.

   Обратимся теперь ко второму требованию МНС - о том, что сумму НДС необходимо выделять отдельной строкой в чеке ККМ.

   В п.4 ст.168 НК РФ указано, что сумма  НДС должна быть выделена отдельной  строкой:

   в расчетных документах;

   в первичных учетных документах;

   в счетах-фактурах.

   Нет ни одного нормативного документа, который  бы относил чеки ККМ к расчетным документам. Поэтому если сумма НДС выделена отдельной строкой в счете-фактуре, а также квитанции к приходному кассовому ордеру, то налогоплательщик имеет полное право на вычет этой суммы НДС независимо от того, выделена она отдельной строкой в чеке ККМ или нет.

   Аренда  государственного имущества.

   В октябре 2003 г. Конституционный Суд  РФ рассмотрел вопрос об исчислении НДС  при аренде государственного имущества.

   Пунктом 3 ст.161 НК РФ арендаторы государственного имущества признаны налоговыми агентами. На них возлагается обязанность исчислить, удержать из суммы арендной платы и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС.

   Этот  порядок применяется в тех  случаях, когда имущество арендуется непосредственно у органов государственной  власти и управления или органов местного самоуправления.

   Если  арендодателем выступает организация, у которой государственное имущество  находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то у арендатора обязанностей налогового агента не возникает. Организация-арендодатель в этом случае самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет.

   Именно  такого подхода к исчислению НДС  всегда придерживались налоговые органы (п.36.3 Методических рекомендаций по НДС, Письмо Управления МНС России по г. Москве от 08.02.2002 N 24-11/5981).

   Правильность  этой позиции подтвердил и Конституционный  Суд РФ (см. Определение КС РФ от 02.10.2003 N 384-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Дизайн-группа "Интерьер - Флора" на нарушение конституционных  прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации").

   В этой связи необходимо обратить внимание еще на один момент.

   Если  арендатор является плательщиком НДС, то в соответствии с п.3 ст.171 НК РФ он имеет право на вычет суммы  НДС, которая была удержана им как налоговым агентом из суммы арендной платы и перечислена в бюджет.

   Налоговые органы считают, что для реализации этого права арендатор, выступающий  в роли налогового агента, обязан самостоятельно выписать счет-фактуру на сумму арендной платы и зарегистрировать его в своей книге продаж и книге покупок.

   В то же время Налоговый кодекс РФ не содержит норм, обязывающих налоговых  агентов самостоятельно выписывать себе счета-фактуры. Более того, из п.1 ст.172 НК РФ следует, что вычет сумм НДС, удержанных налоговым агентом согласно ст.161 НК РФ и перечисленных в бюджет, предоставляется без счетов-фактур на основании любых иных документов, подтверждающих факт удержания и уплаты налога.

   Этот  факт и был отмечен Конституционным  Судом РФ. Суд указал на то, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС. Арендатор государственного имущества вправе получить вычет по НДС на основании документов, подтверждающих уплату НДС. 

   3.2 Перспективы применения налога на добавленную стоимость.

   В августе 2004 г. Президент РФ подписал несколько законов, которые с 1 января 2005 г. внесут изменения в российскую систему налогообложения. Эти изменения  коснуться и налога на добавленную  стоимость:

   1. Стоимость нефти (включая газовый конденсат) и природного газа, которые экспортируются в страны СНГ, будет облагаться НДС по ставке 0 процентов.

   2. Не будет облагаться НДС реализация  земельных участков, жилых домов и помещений (долей в них). А также передача прав на часть общего имущества в многоквартирном доме при продаже квартир.

   3. Чтобы подтвердить право на  применение ставки НДС 0 процентов,  железнодорожные перевозчики экспортных и транзитных товаров должны будут предоставлять следующие документы:

   - реестр выписок банка, подтверждающих поступление выручки за оказанные услуги;

   - документы, предусмотренные международными  договорами или соглашениями  с иностранными перевозчиками (если за перевозки рассчитываются на основании таких договоров);

   - реестр перевозочных документов. Кроме того, налоговые органы получат право запрашивать отдельные перевозочные документы или выписки банка, включенные в реестры. Их копии надо будет представлять в течение 30 дней со дня получения запроса.

   4. Документы для подтверждения  применения ставки НДС 0 процентов и налоговых вычетов необходимо будет подавать не позднее 180 дней, считая с даты проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов о перевозке товаров. Причем ориентироваться надо будет по отметке, которая имеет более позднюю календарную дату.

   Кроме этого, в планах правительства на 2006 г. – снижение НДС до 16 %. Однако, заместитель министра финансов С. Шаталов  отметил, что в случае благоприятной  экономической ситуации в стране с 2006 г. базовая ставка НДС может  быть снижена до 15 %.

   Еще одно позитивное изменение в уплате НДС, которое планируется ввести с 2006 г. – освобождение от НДС авансовых  платежей при экспорте.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение.

   Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и, соответственно, контроля со стороны налоговых органов.

   Он  относится к тем налогам, которые  имеют в России наиболее разветвленную  сеть исключений из общих налоговых  правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее, он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой.

   Преимуществом НДС является и то, что он позволяет  значительно увеличить доходы государства  от доходов, идущих на потребление, поскольку  имеет более широкую, чем у  других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС - в размере 0 процентов.

   НДС, в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов  с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

   Однако  НДС с его достаточно высокими ставками и широкой налогооблагаемой базой в значительной степени ограничивает платежеспособный спрос. Это свойство НДС эффективно используется в экономике развитых европейских стран. Когда наблюдается перепроизводство каких-либо товаров, то увеличивается ставка, чтобы снизить объемы их выпуска.

   Для функционирования НДС необходимы соответствующая  информационная база, система учета  и контроля. В отечественных бухгалтерских  регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время методические положения относительно базы налогообложения НДС, которыми руководствуется практика, не совпадают с понятием «добавленная стоимость», что приводит к значительному расширению объекта налогообложения.

   Введение  НДС в нашей стране совпало  с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.

   Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и  главным в формировании доходной части федерального бюджета.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы.

  1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146 – ФЗ (ред. от 23.12.2003 г.).
  2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от05.08.2000 № 117- ФЗ (ред. от 30.06.2004.)
  3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» от 26.11.2003 г.   (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 9-П).
  4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год» (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 №150-ФЗ)
  5. Приказ МНС РФ от 20.12 2000 № БГ – 3 – 03/447 (ред. от 11.03.2004 с изм. от 16.01.2004) «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ»
  6. Приказ МНС РФ от 04.07. 2002 № БГ – 3 – 03/342  «О статье 145 части второй Налогового кодекса РФ».
  7. Постановление правительства РФ от 02.12.2000. № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (ред. от 16.02.2004 г.)
  8. Антонов Н.Г., Пессепь М.А. Денежное обращение, кредит и банки. — М.: Финстатинформ.1995,
  9. Бюджетная система России: Учебник. /Под ред. Г.Б. Поляка. — М,: ЮНИТИ, 1999.
  10. Бюджетная система Российской Федерации: учебник /под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.-М.: Юрайт, 2000.
  11. Налоги: Учебник / Под общ. Ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – Мн. БГЭУ, 2002.
  12. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для вузов / Под рук. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: ЮНИТИ, 1998.
  13. Налоговая система зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева. М.: ЮНИТИ, 1997.
  14. Морозова Ж. А. НДС в вопросах и ответах .- М. «Статус-Кво», 2004 г.
  15. Налоги и налогообложение. / Под ред. М.В. Романовского, О.В, Врублевской – СПб: Питер, 2002.
  16. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г.Черняка. – М.: Финансы и статистика, 1999.
  17. Налоги. Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.
  18. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник. — М.: Финстатинформ, 1996.
  19. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002.
  20. // Журнал «Практическая бухгалтерия» №8 2004 г. В. Калгин «Конституционный Суд против вычетов».
  21. // Журнал «Практическая бухгалтерия» №9 2004 г. В. Снастина «Вычеты по НДС под угрозой».
  22. // Журнал «Главбух» №16 2004 г. Ю.А. Воробьев «В каких случаях нужно восстанавливать принятый к вычету НДС ».
  23. // Журнал «Главбух» №17 2004 г. «Все последние изменения в налоговом законодательстве».
  24. // Журнал «Главбух» №16 2004 г. «Отрицательные суммовые разницы не уменьшают начисленный НДС».
  25. // Журнал «Главбух» №20 2004 г. В. М. Некрасов «Раздельный учет по НДС: практические советы».

Информация о работе Проблемы и перспективы применения налога на добавленную стоимость