Проблемы и перспективы применения налога на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы – охарактеризовать налог на добавленную стоимость.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть роль НДС в формировании доходов федерального бюджета,
рассмотреть особенности исчисления и уплаты НДС,
раскрыть направления реформирования взимания НДС в Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1.
Экономическая роль НДС.
4
1.1 Классификация налогов. Отличительные черты косвенных налогов. 4
1.2 Значение НДС в формировании доходной части бюджетов. 5
2. Элементы налогообложения. 8
2.1 Налогоплательщики НДС. Освобождение от уплаты НДС. 8
2.2 Объект налогообложения. Налоговая база. Ставки. 11
2.3
Порядок исчисления и уплаты НДС.
16
2.4 Применение счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах НДС. 19
2.5 Определение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет на примере ООО «Звезда». 22
3. Проблемы и перспективы применения налога на добавленную стоимость. 24
3.1 Особенности и проблемные вопросы в применении НДС. 24
3.2 Перспективы применения налога на добавленную стоимость. 29
Заключение. 31
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

nalogi_kurs.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

   Глава 2. Элементы налогообложения.

   2.1 Налогоплательщики  НДС. Освобождение  от уплаты НДС.

   Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость  признаются:

   - организации;

   - индивидуальные предприниматели;

   - лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость  в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

   Не  являются плательщиками  налога организации и индивидуальные предприниматели:

  • перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога,
  • перешедшие на упрощенную систему налогообложения,
  • перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

     При этом организации и индивидуальные предприниматели не освобождаются от исполнения обязанности налогового агента и уплаты налога в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса).

   Освобождение  от уплаты НДС.

   Налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в соответствии со статьей 145 Налогового Кодекса, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж (с 01.01.2004 без налога с продаж) не превысила в совокупности 1 млн. рублей.

   Налогоплательщики, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление по форме, утвержденной Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 15.07.2002 N 3573), и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Налогового Кодекса, которые подтверждают право на такое освобождение.

   Согласно  пункту 7 статьи 145 Налогового Кодекса  уведомление об использовании права на освобождение (или уведомление о продлении использования права на освобождение) и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Налогового Кодекса, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

   Уведомление и документы направляются налогоплательщиком, использующим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик использует право на освобождение.

   Если  налогоплательщик письменно не уведомил налоговый орган об использовании  права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и (или) не представил подтверждающие документы (в том числе полный комплект документов, перечисленных в пункте 6 статьи 145 Налогового Кодекса), то данный налогоплательщик не имеет оснований для использования права на освобождение, в связи с чем исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

   Если  в течение периода, в котором  налогоплательщики используют право  на освобождение (включая период продления  права на освобождение) от исполнения обязанностей налогоплательщика, сумма  выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж (с 01.01.2004 без налога с продаж) за каждые три последовательных календарных месяца превысит 1 млн. рублей, а также если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья (с 01.01.2004 без подакцизного минерального сырья), при отсутствии ведения раздельного учета реализации подакцизных и не подакцизных товаров, соответствующего требованиям законодательства (в рамках всей деятельности организации или индивидуального предпринимателя, включая ту, по которой уплачивается единый налог на вмененный доход), то налогоплательщики, начиная с первого числа месяца, в котором имело место такое превышение или осуществлялась реализация вышеуказанных товаров (в том числе при осуществлении деятельности, по которой уплачивается единый налог на вмененный доход), и до окончания периода освобождения, утрачивают право на освобождение. В связи с этим, начиная с первого числа месяца, в котором утрачено право на освобождение, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке.

   Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган  уведомление об использовании права  на освобождение и документы, не могут  отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев (включая период продления права на освобождение), за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 статьи 145 Налогового Кодекса.

   Таким образом, на основании ст.145 НК РФ при выполнении определенных условий организация (предприниматель) может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

   Получив освобождение, организации (предприниматели) в течение 12 месяцев не исчисляют и не уплачивают НДС в бюджет. При этом ежеквартально им приходилось представлять в налоговую инспекцию Декларацию по НДС, поскольку соответствующая обязанность закреплена в п.3 Инструкции по заполнению Декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25).

   В самом же НК РФ нет указаний на то, что лица, получившие освобождение от уплаты НДС, обязаны в течение  срока использования освобождения представлять налоговым органам  Декларации по НДС.

   То  есть Инструкция по заполнению Декларации по НДС содержит требования, которых нет в НК РФ.

   К такому выводу  пришел Высший Арбитражный  Суд РФ в своем Решении от 13.02.2003 N 10462/02. Этим Решением признан недействующим  абз.8 п.3 Инструкции по заполнению Декларации по НДС в части, обязывающей лиц, получивших освобождение от уплаты НДС по ст.145 НК РФ, ежеквартально представлять титульный лист Декларации, Приложения "В" и "Г".

   Таким образом, организации (предприниматели), получившие освобождение от уплаты НДС, обязаны сдавать отчетность по НДС только в двух случаях:

   1) при выставлении покупателям  счетов-фактур с выделенной суммой  НДС (в этом случае в налоговый  орган необходимо представить  разд.I Декларации);

   2) при исполнении обязанностей  налогового агента по НДС в соответствии со ст.161 НК РФ (в этом случае в налоговый орган подается разд.II Декларации).

   В остальных ситуациях лицо, получившее освобождение от уплаты НДС, имеет право  в течение всего срока освобождения (12 месяцев) не сдавать в налоговую  инспекцию налоговую отчетность по НДС. 

   2.2 Объект налогообложения.  Налоговая база. Ставки.

   Объектом  налогообложения признаются следующие операции:

   1) реализация товаров (работ, услуг)  на территории Российской Федерации,  в том числе реализация предметов  залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

   Передача  права собственности на товары, результатов  выполненных работ, оказание услуг  на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

   2) передача на территории Российской  Федерации товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для  собственных нужд, расходы на  которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные  отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

   3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

   4) ввоз товаров на таможенную  территорию Российской Федерации.

   Не  признаются объектом налогообложения:

   1. операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

   2. Не подлежит налогообложению  (освобождается от налогообложения)  реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

   1) медицинских товаров отечественного  и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

   2) медицинских услуг, оказываемых  медицинскими организациями и  (или) учреждениями, в том числе  врачами, занимающимися частной  медицинской практикой, за исключением  косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

   3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых  государственными и муниципальными  учреждениями социальной защиты  лицам, необходимость ухода за  которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

   4) услуг по содержанию детей  в дошкольных учреждениях, проведению  занятий с несовершеннолетними  детьми в кружках, секциях (включая  спортивные) и студиях;

   5) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.

   6) услуг по сохранению, комплектованию  и использованию архивов, оказываемых  архивными учреждениями и организациями;

   7) услуг по перевозке пассажиров:

   - городским пассажирским транспортом  общего пользования (за исключением  такси, в том числе маршрутного;

   - морским, речным, железнодорожным  или автомобильным транспортом  (за исключением такси, в том  числе маршрутного) в пригородном  сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

   8) ритуальных услуг, работ (услуг)  по изготовлению надгробных памятников  и оформлению могил, а также  реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);

   9) почтовых марок (за исключением  коллекционных марок), маркированных  открыток и маркированных конвертов,  лотерейных билетов лотерей, проводимых  по решению уполномоченного органа;

   10) долей в уставном (складочном) капитале  организаций, паев в паевых  фондах кооперативов и паевых  инвестиционных фондах, ценных бумаг  и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные  контракты, опционы);

   11) услуг в сфере образования  по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

   12) и другое.

   Налоговая база.

   Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная  исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

   При реализации имущества, подлежащего  учету по стоимости с учетом уплаченного  налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 Налогового Кодекса, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

   При реализации сельскохозяйственной продукции  и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 Налогового Кодекса, с учетом НДС и ценой приобретения указанной продукции.

Информация о работе Проблемы и перспективы применения налога на добавленную стоимость