Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение путей формирования доходной базы региональных бюджета, а также предложений, позволяющих укрепить доходную часть бюджета и устранить существующие проблемы, связанные с ее исполнением.
Задачи курсовой работы:
• выявить принципы построения и место региональных бюджетов в бюджетной системе РФ, их особенности и взаимосвязь с федеральным бюджетом;
• провести анализ источников формирования доходной части региональных бюджетов и обосновать их влияние в совершенствовании формирования и исполнения доходной базы бюджета;
• провести анализ факторов и рисков, влияющих на эффективность формирования и во
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Доходы региональных бюджетов в Российской Федерации…….6
Сущность регионального бюджета и его доходной
части……………………………………………………………….6
Источники формирования и структура доходов
регионального бюджета………………………………………….8
Бюджетное устройство и взаимосвязь федерального
и регионального бюджетов …………………………………….12
Глава 2. Финансирование региональных бюджетов……………………….19
2.1. Межбюджетные трансферты как источник
финансирования регионального бюджета…………………….19
2.2. Проблемы финансирования региональных бюджетов……….24
2.3. Повышение эффективности обеспечения доходов
региональных бюджетов ……………………………………….…27
Заключение…………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………….………….33
Приложения
Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
Финансовый факультет
Кафедра финансов и цен
по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»
Москва
- 2011
Оглавление
и регионального бюджетов …………………………………….12
2.3. Повышение эффективности обеспечения доходов
региональных бюджетов ……………………………………….…27
Приложения
Введение.
В ходе развития государственного устройства после 2000 года произошли значительные изменения в приоритетах взаимоотношений между федеральным центром и местным самоуправлением, в том числе разграничении доходных источников и полномочий между всеми уровнями власти.
Но происшедшие изменения не решили в полной мере проблемы эффективности формирования региональных бюджетов. Так, сложившийся подход к разграничению доходных источников и полномочий между органами федеральной и региональной власти не обеспечил последних достаточными полномочиями и доходными источниками в целях самостоятельного формирования доходов бюджетов регионов. С другой стороны существующие методики планирования бюджетов будущих периодов не позволяют органам федеральной власти точно спрогнозировать потребность субъектов в дополнительном финансировании, что зачастую негативно сказывается при исполнении региональных бюджетов.
Необходимость определения эффективных методов формирования доходов региональных бюджетов обусловила выбор темы, цель и задачи данной работы.
Актуальность темы курсовой работы.
На сегодняшний день субъекты Федерации имеют определенные права в области налогообложения и распоряжения региональной собственностью. Поэтому доходы регионального бюджета во многом зависят от того, насколько эффективно происходит управление процессом формирования собственной финансовой базы на региональном уровне. В тоже время, по-прежнему важную роль в формировании доходной части региональных бюджетов продолжают играть дотации и субсидии различных форм и назначений, поступающие из федерального бюджета. Как и в предыдущие годы, вопросы перераспределения бюджета посредством межбюджетных отношений во многом определяют решение задач государственной финансовой политики.
Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими. Это становится причиной несбалансированности бюджетов субъектов РФ. В настоящее время отсутствуют эффективные стимулы роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа хронических дотационных территорий. Плавное выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов.
Целью курсовой работы является изучение путей формирования доходной базы региональных бюджета, а также предложений, позволяющих укрепить доходную часть бюджета и устранить существующие проблемы, связанные с ее исполнением.
Задачи курсовой работы:
• выявить принципы построения и место региональных бюджетов в бюджетной системе РФ, их особенности и взаимосвязь с федеральным бюджетом;
• провести анализ источников формирования доходной части региональных бюджетов и обосновать их влияние в совершенствовании формирования и исполнения доходной базы бюджета;
•
провести анализ факторов и рисков,
влияющих на эффективность формирования
и возможных вариантов
Научно
- методической основой
курсовой работы послужили теоретические
и практические исследования ученых по
проблемам формирования и исполнения
региональных бюджетов и ряда других областей
знаний, законодательные и нормативные
акты, фактические материалы во региональным
бюджетам ряда субъектов РФ, обзорные
статьи и материалы по вопросам формирования
и укрепления региональных бюджетов.
Глава
1. Доходы региональных бюджетов в Российской
Федерации.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. (ст.14 глава 3 БК РФ)
Региональные бюджеты являются центральным звеном территориальных бюджетов, и в то же время представляют собой второй уровень иерархически устроенной бюджетной системы РФ.
Как известно, региональными называют бюджеты субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут иметь разный административно-правовой статус. Поэтому среднее звено бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные, автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.
По мере возрастания роли региональных органов государственной власти в координации социально-экономических процессов на соответствующей территории усиливается и значение бюджета субъекта РФ, растет его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.
Разрабатывается и утверждается бюджет субъекта РФ в форме закона субъекта РФ; как и все другие российские бюджеты, он составляется на один финансовый год, период которого совпадает с календарным годом.
С материальной точки зрения региональный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций (социальной, экономической, политической и др.) соответствующих органов власти.
С финансовой точки зрения региональный бюджет – это совокупность денежных отношений, которые складываются на уровне субъекта РФ по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в рамках определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач исполнительных органов субъекта РФ.
Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами, а также вышестоящим бюджетом по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ. 1
Бюджетный кодекс РФ закрепил за субъектами РФ право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять региональный бюджет, осуществлять систематический контроль за его исполнением.
Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается:
1.2. Источники формирования и структура доходов регионального бюджета
На
региональные органы власти возложена
важная задача по претворению в жизнь
государственных социально-
Доходы региональных бюджетов, согласно Бюджетному кодексу РФ, формируются за счет:
На схеме 1 показан состав каждого из видов источников. Подробней с перечнем доходов регионального бюджета можно ознакомиться в Приложении 1, а также более подробно средства от финансовой помощи из федерального бюджета будут рассмотрены в Главе 2.
Схема 1.Структура
доходов региональных бюджетов.2
Региональные органы заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия. Но на сегодняшний день заметна такая тенденция, что доля собственных налоговых средств в структуре доходов регионального бюджета не достаточно высока, и наоборот, достаточно высока доля средств финансовой помощи от вышестоящих бюджетов, а значит, и зависимость от них.
Таблица 1.
Данные о структуре поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2008 - 2013 годах, в%3
Наиболее характерна такая картина для регионов, обделенных природной составляющей общего их потенциала (например, Приволжский федеральный округ, не имеющий возможности претендовать на высокую долю налогов и платежей за пользование природными ресурсами, по сравнению с нефтегазовыми и лесными регионами Восточной Сибири). А из 83 субъектов Федерации в качестве доноров (регионов, не требующих финансовой поддержки из федерального бюджета) стабильно выступают только четыре — Москва, Самарская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (при действующей системе распределения доходных полномочий между уровнями власти).