Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ «Лицей №6

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:40, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию финансового обеспечения учреждения на основе анализа финансирования общеобразовательного учреждения (Лицея) в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИКО – ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МОУ ЛИЦЕЙ. 6
1.1. Краткая характеристика учреждения. 6
1.2. Структура учреждения. 8
1. 3. Виды оказываемых услуг 10
1.4. Характеристика персонала и оплата труда. 13
2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. 21
2.1. Планирование расходов по смете 21
2.2. Источники формирования бюджетных и внебюджетных средств 23
2.3. Характеристика сметного финансирования. 26
2.4. Роль бюджета в финансовом обеспечении образовательных учреждений 30
2.5. Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений. 38
2.6. Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений. 50
3. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ"ЛИЦЕЙ" И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 56
3.1. Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ 56
3.2. Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности. 60
3.3. Предложения по совершенствованию финансового обеспечения МОУ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 78

Работа содержит 1 файл

диплом проблемы фин лицея рус.doc

— 598.00 Кб (Скачать)
 

    Из  таблицы видно, что в течение  года в смете произошли большие  изменения. Это связано с увеличением  заработной платы и выделением дополнительных средств на проезд детей сирот  и опекаемых.

    Утвержденная  сумма финансирования по смете на начало года меньше суммы сметы на конец года на 10,1% (15966,3 / 17763,8 * 100), что свидетельствует о дополнительном выделении средств из бюджета на расходы учреждения.

    Кассовые  расходы незначительно отличаются от утвержденного плана на конец  года, они составляют 99,66%. Это связано с тем, что финансирование осуществляется через систему казначейства и все суммы выделенного бюджетного финансирования непосредственно перечисляются на оплату расходов учреждения.

    В целом после перехода на казначейскую систему роль анализа финансирования несколько снизился в силу того, что значительно сократилась самостоятельность учреждения при распоряжении выделенными средствами, а значит, и возможность влиять на эффективность их использования.

    В условиях развития рыночных отношений  и сокращения государственного финансирования бюджетные учреждения вынуждены вести поиск дополнительных источников доходов за счет оказания платных услуг по основной деятельности (обучение, переподготовка, репетиторство).

    Объектами анализа внебюджетных средств в  системе образования являются следующие показатели:

    - Доходы и расходы по видам деятельности и в разрезе структурных подразделений учреждения, их состав, структура и динамика за анализируемый период по сравнению с планом (сметой).

    - Расходы по видам деятельности в разрезе статей, подстатей и элементов бюджетной классификации, их структура и динамика за анализируемый период по сравнению с планом (сметой);

    - Соотношение доходов и расходов от внебюджетной деятельности.

    Анализируя  внебюджетную деятельность МОУ «Лицей №6» можно сказать следующее. Платных услуг Лицей не оказывает, так как в районе, где она расположена, функционирует много дополнительных организаций и секций, в которые дети ходят бесплатно. Единственной услугой такого характера является организация лагеря дневного пребывания. Плату за такой вид услуги устанавливают выше стоящие организации, такие как Управление образованием и администрация города. Эта плата составляет не более 120 рублей за три недели нахождения ребенка в лагере. Эта сумма ничтожно мала и все средства, полученные от родителей, идут на организацию досуга детей в лагере. И никакой прибыли Лицей от этого не имеет.

    Помимо  этого МОУ имеет безвозмездные поступления в натуральном выражении от Управления образованием в виде учебников.

    Анализируя  выше изложенное можно сделать выводы, что внебюджетная деятельность школы не развита и основным источником покрытия расходов учреждения является бюджетное финансирование.

    3.2. Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности.

 

    Для проведения анализа баланса используем баланс МОУ «Лицей №6»

  за 2006 и 2007 года. Основные показатели  представим в таблице 7.

    Таблица 7

    Сведения  о динамике и структуре баланса

    Тыс.руб.

Наименование  показателя 2006 год 2007 год Изменение
Основные средства (первоначальная стоимость) 22 146,6 34 650,3 +12 503,7
Амортизация основных средств 7 221,2 11 551,8 +4 330,6
Основные  средства (остаточная стоимость) 14 925,4 23 098,5 +8 173,1
Расчеты по выданным авансам 82,6 208,5 +125,9
Расчеты с поставщиками и подрядчиками 6,0 135,6 +129,6
Финансовый  результат 15 239,1 23 264,1 +8 025,0
 

    Анализируя  активы баланса школы, можно сказать, что Лицей за последние два  года, стали выделять больше финансирования на приобретение основных средств. Значительным в увеличении и обновлении основных средств, стало получение в 2006 году гранта в размере одного миллиона рублей. За 2007 год первоначальная стоимость основных средств увеличилась на 56%, из них 46% увеличение стоимость в результате переоценки проведенной на 01.01.2007 года. Но, не смотря на это, основные средства Лицея находятся в  неплохом состоянии. Их износ в среднем за два года составляет всего 33%.  Если финансирование на материальную базу МОУ в последующие годы не будет снижаться и учреждение будет стремиться дополнительно зарабатывать средства путем участия в национальном проекте, ситуация с основными средствами улучшится.

    Анализ  дебиторская и кредиторская задолженности  приводит к мнению, что задолженности  не являются просроченными и возможны к взысканию, что свидетельствует о том, что Лицей работает только с известными и добросовестными организациями и поставщиками.

    На  начало 2008 года дебиторская задолженность  в большом объеме возникла по предоплате за коммунальные услуги, а кредиторская задолженность в большом объеме присутствует только по оплате за продукты питания. Это связано с тем, что последние платежи в 2007 году осуществлялись до 25 декабря. А плата за продукты питания осуществляется по фактической поставке продукции. Вот и накопилась задолженность за поставку продукции с 24 декабря по 29, когда дети ушли на каникулы, и не возникало потребности в продуктах питания.

    Так же из баланса видно, что МОУ не имеет никаких доходов и поэтому  ее финансовый результат с каждым годом увеличивается в отрицательную сторону.

    Для подтверждения проведенного анализа  баланса, проанализирует еще один отчет, сдаваемый учреждением .Основные показатели отчета представим в таблице 8.

    Таблица 8

    Сведения  о динамике финансовых результатов  деятельности учреждения 

Наименование показателя строк ЭКР 2006 год 2007 год Изменение, %
1 2 3 4 5 6
Расходы 150 200 14980215,27 20 868 383,71 +39,3
Оплата  труда и начисления на оплату труда 160 210 9902306,19 14 035 030,81 +41,7
в том числе:          
заработная  плата 161 211 7832799,81 11 140 482,74 +42,2
прочие  выплаты 162 212 81419,72 79 883,87 -1,9
начисления  на выплаты по оплате труда 163 213 1988086,66 2 814 664,20 +41,6
Приобретение  услуг 170 220 2533521,06 2 871 464,74 +13,3
в том числе:          
услуги  связи 171 221 25844,70 35 205,03 +36,2
транспортные  услуги 172 222 15316,49 14 132,00 -7,7
коммунальные  услуги 173 223 1260000,00 1 246 054,89 -1,1
услуги  по содержанию имущества 175 225 790215,15 967 386,42 +22,4
прочие  услуги 176 226 442144,72 608 686,40 +37,7
Расходы по операциям с активами 260 270 2488412,65 3 854 088,16 +54,9
в том числе:          
амортизация основных средств и нематериальных активов 261 271 1156014,91 1 463 891,66 +26,6
                                                                                       

Продолжение таблицы 8

расходование  материальных запасов 262 272 1332397,74 2 390 196,50 +79,4
Прочие  расходы 280 290 55975,37 107 800,00 +92,6
Чистый  операционный результат(стр.291 - стр.292),  (стр.310 + стр.380) 290   -14980215,27 - 20 868 383,71 -39,3
Операционный  результат до налогообложения (стр.010 - стр.150) 291   -14980215,27 - 20 868 383,71 -39,3
Операции  с нефинансовыми  активами (стр.320 + стр.330 + стр.350 + стр.360) 310   1144322,35 609 490,01 -46,7
Чистое  поступление основных средств 320   857843,35 852 896,97 -0,6
в том числе:          
                   увеличение стоимости основных  средств 321 310 1749970,00 2 316 788,63 +32,4
уменьшение  стоимости основных средств 322 410 892126,65 1 463 891,66 +64,1
Чистое  поступление материальных запасов 360   286479,00 - 243 406,96 -84,9
в том числе:          
увеличение  стоимости материальных запасов 361 340 628894,05 2 168 663,89 +245,0
уменьшение  стоимости материальных запасов 362 440 342415,05 2 412 070,85 +604,4
             Операции с финансовыми активами и обязательствами (стр.390 - стр. 510) 380   -16124537,62 - 21 477 873,72 -33,2
                          Операции с финансовыми  активами(стр. 410 + стр.420 + стр. 440 + стр. 460 + стр.470 + стр.480) 390   -16075942,80 - 20 677 147,38 -28,6
Чистое  поступление средств  на счета бюджетов 410   -16146219,47 - 20 803 024,37 -28,8
в том числе:          
поступление средств на счета бюджетов 411 510 1423568,06 722 200,36 -49,3
выбытия со счетов бюджетов 412 610 17569787,53 21 525 224,73 +22,5
 
 
Продолжение таблицы 8
Чистое  увеличение дебиторской  задолженности (кроме  бюджетных кредитов) 480   70276,67 125 876,99 +79,1
в том числе:          
увеличение  прочей дебиторской задолженности 481 560 1749018,26 3 227 786,19 +84,5
уменьшение прочей дебиторской задолженности 482 660 1678741,59 3 101 909,20 +84,8
Операции  с обязательствами(стр.520 + стр.530 + стр.540) 510   48594,82 800 726,34 +64,8
Чистое  увеличение кредиторской задолженности (кроме  внутреннего и  внешнего долга, обязательств) 540   48594,82 800 726,34 +64,8
в том числе:          
увеличение  прочей кредиторской задолженности 541 730 18087989,42 23 323 307,08 +28,9
уменьшение  прочей кредиторской задолженности 542 830 18039394,60 22 522 580,74 +24,8
 

    Из  таблицы 8 видно, что доходов учреждение не имеет, а вот расходы за 2007 год, по сравнению с 2006 годом, увеличились на 39,3%. Основное увеличение приходится на расходы по операциям с активами учреждения и на оплату труда. Увеличение расходов по этим позициям составило 54,9% и 41,7% соответственно. Увеличение расходов по операциям с активами связано с тем, что на начало 2007 года на балансе числились материальные средства, которые в течение 2007 года были списаны. В связи с передачей столовой учреждения на баланс школы, в обязанности учреждения стало входить и закупка продуктов питания. Списание продуктов так же привело к увеличению расходов по операциям с активами.

    Увеличение  расходов на оплату труда, связано с  увеличение тарифных ставок и повышением заработной платы работникам бюджета.

    Наименьшее  увеличение расходов, всего на 13,3%, произошло  по расходам на приобретение услуг, в  частности на услуги связи и прочее услуги. Увеличение по этим статьям связано с ростом цен и тарифов на оказываемые услуги учреждению и подключению школы к сети Интернет.

    Так как учреждение не имеет доходов, следовательно, чистый операционный результат  его деятельности уменьшается. В 2007 году такое уменьшение составило 39,3%, то есть на столько же на сколько возросли его расходы.

    Суммы операции с нефинансовыми активами уменьшились на 46,7% в связи со списанием материальных запасов числящихся на остатке, на начало 2007 года.

    Операции  с финансовыми активами так же уменьшились за счет того, что учреждение не имеет поступлений на счета, а  только бюджетное финансирование.

    Анализ  изменения чистого увеличения дебиторской  и кредиторской задолженности показывает, что увеличение дебиторской задолженности  составляет всего 79,1%, а кредиторской 64,8%. Такое превышение связано с тем, что Финансовое управление Качканарского городского округа принимает к оплате только фактические расходы учреждения. В редких случаях допускает предоплату за оказанные услуги, выполненные работы и поставленные товары. Такое положение учреждения благоприятно влияет на его деятельность, в результате которой Лицей избегает возникновения просроченной задолженности. 

    3.3. Предложения по совершенствованию финансового обеспечения МОУ «Лицей» и пути решения проблем финансирования его деятельности

 

    Платные образовательные услуги оказывают  практически все образовательные организации. Коммерческие делают это с целью получения прибыли, а некоммерческие - для того, чтобы на заработанные деньги решать социальные задачи, ради которых они созданы.

    МОУ " Лицей № 6" не осуществляет платной деятельности, так как находится в районе, где много дополнительных образовательных организаций и секций. Но, несмотря на это в городе происходит реструктуризация образовательных учреждений, которые в виде внебюджетной деятельности оказывали разные виды услуг, которые сейчас востребованы, но не оказываются, в связи с их закрытием и реорганизацией. Поэтому, почему бы Лицею не воспользоваться сложившейся ситуацией и начать осуществлять ряд услуг. Прежде всего, рассмотрим основные модели дополнительных платных услуг в школьных учреждениях.

    Модель 1 (кратковременное пребывание детей  в специально оборудованном групповом помещении или кабинете для прохождения адаптации к Лицее). Это может быть группа со свободным режимом пребывания: родители приводят детей в летнее время на 2-3 часа в течение шестичасового интервала, например, с 8.00 до 14.00 или с 9.00 до 15.00.

    В такой группе воспитательно-образовательная  работа с детьми проводится индивидуально, поэтому привлечение специалистов не всегда целесообразно. С такими детьми будут проходить занятия и беседы на тему Лицея и уроков, проводиться ролевые тренировочные занятия. Желательно, чтобы с детьми работали те педагоги, которые в дальнейшем будут их обучать в обычной Лицее.

    Модель 2 (организация кратковременного пребывания детей в закрепленной разновозрастной группе).

    Эта модель не требует специально выделенного помещения. В такую группу входят 5-10 детей разного возраста, с целью обучения общения с людьми разных поколений и возрастов. Особенно необходимо создание таких групп с детьми старшего возраста.

    Организация работы по этой модели требует предельной четкости, но при этом нет необходимости  в большой экономии часов: педагоги имеют возможность проводить занятия в свое рабочее время.

    Модель 3 (создание групп по углубленному изучению предметов).

    Модель 4 (организация секций по стрельбе в  тире (так как в Лицее есть тир)).

    Чтобы успешно работать в выбранном  направлении, нужно уметь решать управленческие задачи. Например, определить, будет ли рентабельной новая образовательная  услуга из числа предложенных выше, узнать, как увеличение или уменьшение числа детей скажется на прибыли, и тому подобные задачи.

    Рассчитать  все это можно на основе полного  и документального бухгалтерского учета всех осуществляемых в организации хозяйственных операций.

Информация о работе Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ «Лицей №6