Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:40, дипломная работа
Целью работы является разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию финансового обеспечения учреждения на основе анализа финансирования общеобразовательного учреждения (Лицея) в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИКО – ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МОУ ЛИЦЕЙ. 6
1.1. Краткая характеристика учреждения. 6
1.2. Структура учреждения. 8
1. 3. Виды оказываемых услуг 10
1.4. Характеристика персонала и оплата труда. 13
2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. 21
2.1. Планирование расходов по смете 21
2.2. Источники формирования бюджетных и внебюджетных средств 23
2.3. Характеристика сметного финансирования. 26
2.4. Роль бюджета в финансовом обеспечении образовательных учреждений 30
2.5. Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений. 38
2.6. Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений. 50
3. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ"ЛИЦЕЙ" И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 56
3.1. Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ 56
3.2. Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности. 60
3.3. Предложения по совершенствованию финансового обеспечения МОУ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
В городе Качканаре такая инвентаризация бюджетных учреждений произошла, после чего был расформирован Качканарский межшкольный компьютерный центр. В него входили все школьные педагоги по информатике, у них было отдельное здание, которое нужно было обслуживать и ремонтировать. Был директор этого центра, его заместители и обслуживающий персонал, которые при реорганизации были сокращены, тем самым сокращены и расходы на выплату им заработной платы. Сейчас же все педагоги расформированы по школам, оборудование так же распределено между МОУ и другими бюджетными учреждениями.
Второе направление реформирования направлено на уточнение статуса учреждений и внедрение новых организационно-правовых форм бюджетных организаций, способных наиболее эффективно предоставлять государственные (муниципальные) услуги, оплачиваемые за счет бюджетных средств. На данном этапе возможно проведение сравнительной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и их фактического предоставления. При этом может возникнуть ситуация, при которой окажется, что часть бюджетных услуг вообще не востребована, а другой не хватает. Вот и получается, что бюджетные средства уходят не туда куда, хотелось бы.
Переход
к новым формам финансового обеспечения
предоставления государственных (муниципальных)
услуг предусматривает
Примером новой формы финансирования может послужить участие учреждения в приоритетном национальном проекте «Образование», в котором победители получают дополнительные средства. Так в 2006 году МОУ ЛИЦЕЙ № 6 решила принять участие в национальном проекте и попробовать выиграть его. Для этого руководство учреждения составило план развития Лицея на ближайшие 5 лет. В нем было указана для чего это все делается и приведет ли это к какому-нибудь результату. В процессе подготовки было сделано не мало работы по составлению необходимой документации, но по итогам конкурса Лицей победила в национальном проекте, и получила миллион рублей, которые в дальнейшем использовала на обновление материальной базы учреждения.
Бюджетные учреждения могут неоднократно принимать участие в национальном проекте, для получения дополнительного финансирования. В 2008 году МОУ ЛИЦЕЙ № 6 проходит лицензирование и претендует на звание «Лицей». Новый вид образовательного учреждения подразумевает под собой разработку новых программ развития, в том числе и профильного. Но для полной реализации и воплощения этих программ необходима материальная база, которую обновить за счет выделяемого сметного финансирования не возможно. Поэтому директор принял решение об участии в национальном проекте и в 2008 году. Для этого сейчас собирается необходимый для участия пакет документов.
Методы
формирования бюджета, ориентированного
на результат, - это, прежде всего, повышение
ответственности министерств и
ведомств за достижение поставленных
целей и эффективное
Как оценить результативность работы учреждений образования? Сфера образования и связанные с ней финансовые потоки – одна из самых сложных сфер, как для экономистов, так и для юристов. В большинстве случаев к ней невозможно применить стандартные понятия финансового анализа: рентабельность, ликвидность и другие. Однако какие-то критерии результативности нужны и здесь. Среди прочего, работники образования также должны быть материально заинтересованы в результатах своего труда, как и работники других отраслей. В этой связи интересна попытка установить и описать критерии результативности деятельности муниципальных учреждений образования.
Общие критерии:
1.1. Участие в городских областных, региональных, всероссийских, международных программах, конкурсах, фестивалях, выставках, научно-практических конференциях и других мероприятиях.
1.2.
Поддержание и улучшение
1.3. Методическая деятельность.
1.4.
Взаимодействие с другими
1.5. Повышение квалификации работников. Создание условий для творческого роста персонала.
1.6. Правильная расстановка и рациональное использование трудовых ресурсов учреждения, поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
1.7. Выполнение плана поступления доходов, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
1.8. Применение различных форм платных услуг населению, привлечение внебюджетных средств, работа со спонсорами.
1.9. Нравственное и эстетическое воспитание учащихся и иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
1.10. Использование новых технологий, методов и форм в образовательном процессе.
1.11. Культурно-просветительская деятельность среди учащихся Лицея, направленная на удовлетворение духовных и культурных потребностей каждого школьника.
1.12. Организация досуга и методов работы, способствующих формированию позитивного мировоззрения и повышению культурного уровня школьников.
1.13. Отсутствие необоснованной кредиторской задолженности.
Совершенствование
бюджетирования предполагает повышение
самостоятельности бюджетных
3. Анализ финансирования деятельности МОУ «лицей» и пути решения проблем финансирования его деятельности
Деятельность МОУ «Лицей №6» осуществляется на основе смешанного финансирования. Основная часть средств на покрытие расходов лицея поступает в порядке сметного финансирования из бюджета, и небольшая часть – из внебюджетных источников, основным из которых является родительская плата за летний оздоровительный лагерь на организацию досуга детей и благотворительные и безвозмездные поступления.
Поступление средств из бюджета осуществляется на основании утвержденной сметы расходов. Смета на 2007 год была представлена в декабре 2006 года Управлению образованием Качканарского городского округа.
Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим финансированием, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных с кассовыми расходами учреждения. Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам» форма 127.
В таблице 5 отражены данные по финансированию школы на конец 2007 года нарастающим итогом с начала года. В графе 3 показаны суммы планового финансирования в разрезе статей экономической классификации расходов. Графа 4 показывает удельный вес каждой статьи в общей сумме расходов учреждения. Таким образом, из таблицы видно, что незначительный вес в общей сумме расходов занимают прочие расходы, услуги связи, транспортные расходы и прочие выплаты. Их удельный вес составляет не больше 1% по каждой позиции.
Среди расходов наибольший удельный вес занимает статья «Заработная плата» - 60,0%, что характерно для большинства бюджетных учреждений. Анализ структуры расходов позволяет оценить соответствие направления использования бюджетных средств по профилю деятельности учреждения.
Графа 5 содержит суммы фактического финансирования, предоставленного МОУ, а графа 6 показывает процент исполнения плана финансирования по каждой статье. По большинству статей отклонение фактических данных финансирования от плановых отсутствует, что говорит о достоверности планирования показателей сметы. За исключением некоторых статей, таких как транспортные расходы. Неисполнение составило 0,2%. Это связано с тем, что лицею были выделены целевые средства на оплату проезда детей сирот и опекаемых к месту учебы и обратно. Но так как город маленький и делится на районы, а в каждом из них есть своя школа, то ученики практически все живут около школы и ездят только в редких случаях, и потребности в выделенных денежных средствах не возникло.
Таблица 5
Сметные назначения и финансирование МОУ Лицей за 2007г.
Код статьи | Наименование статьи | Утверждено по смете на год, тыс. руб. | Удельный вес от общей суммы расходов, % | Профинан-сировано за год, тыс. руб. | Удельный вес факта от плана, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
211 | Заработная плата | 10667,9 | 60,0 | 10667,9 | 60,2 |
212 | Прочие выплаты | 83,1 | 0,5 | 80,1 | 0,5 |
213 | Начисления на заработную плату | 2788,6 | 15,7 | 2788,6 | 15,7 |
221 | Услуги связи | 45,0 | 0,3 | 45,0 | 0,3 |
222 | Транспортные расходы | 71,0 | 0,4 | 14,1 | 0,2 |
223 | Коммунальные услуги | 1357,0 | 7,6 | 1357,0 | 7,6 |
225 | Услуги по содержанию имущества | 487,4 | 2,7 | 487,4 | 2,7 |
226 | Прочие услуги | 10,0 | 0,1 | 10,0 | 0,1 |
290 | Прочие расходы | 596,7 | 3,4 | 596,7 | 3,4 |
310 | Увеличение стоимости основных средств | 1548,1 | 8,7 | 1548,1 | 8,7 |
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | 109,0 | 0,6 | 109,0 | 0,6 |
ИТОГО | 17763,8 | 100 | 17703,9 | 100 |
В связи с новым порядком финансирования через казначейство суммы в графе «Профинансировано за год» отражают не средства на счете учреждения, а средства, перечисленные со счета в казначействе на покрытие расходов МОУ. Соответственно, так как на покрытие расходов Лицея были перечислены приблизительно такие суммы, какие указаны в смете, то смета отражает реальную потребность в средствах.
В таблице 6 содержатся данные о кассовых расходах учреждения и плановом финансировании.
Плановые данные приведены из сметы расходов учреждения, а уточненные – из отчета об исполнении сметы расходов. В течение года производится неоднократное уточнение сметных назначений. Изменение сметы оформляется специальной справкой, которая поступает в учреждение от Управления образованием Качканарского городского округа. В справке дается ссылка на нормативный документ, на основании которого производится уточнение, а также приводятся уточненные суммы в разрезе статей экономической классификации расходов. В большинстве случаев уточнения сметы связаны с изменениями заработной платы, тарифов на оплату коммунальных услуг и т.п. С увеличением тарифов (тарифных ставок) возникает потребность в дополнительных средствах. Для получения дополнительных средств учреждение делает запрос в Управление образованием Качканарского городского округа с приблизительным расчетом требуемой суммы (перерасчет фонда заработной платы с учетом новых ставок и т.д.).
Таблица 6
Сметные назначения и кассовые расходы МОУ Лицей № 6 за 2007 год
Код статьи | Наименование статьи | Утверждено по смете в начале года на год, тыс. руб. | Уточненный план на конец года за год, тыс. руб. | Кассовый расход | Отклонение кассового расхода от уточненного плана (+, -) |
211 | Заработная плата | 9860,0 | 10667,9 | 10667,9 | - |
212 | Прочие выплаты | 83,1 | 83,1 | 80,1 | 3,0 |
213 | Начисления на заработную плату | 1850,0 | 2788,6 | 2788,6 | - |
221 | Услуги связи | 45,0 | 45,0 | 45,0 | - |
Продолжение таблицы 6 | |||||
222 | Транспортные расходы | 20,0 | 71,0 | 14,1 | 56,9 |
223 | Коммунальные услуги | 1357,0 | 1357,0 | 1357,0 | - |
225 | Услуги по содержанию имущества | 487,4 | 487,4 | 487,4 | - |
226 | Прочие услуги | 10,0 | 10,0 | 10,0 | - |
290 | Прочие расходы | 596,7 | 596,7 | 596,7 | - |
310 | Увеличение стоимости основных средств | 1548,1 | 1548,1 | 1548,1 | - |
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | 109,0 | 109,0 | 109,0 | - |
ИТОГО | 15966,3 | 17763,8 | 17703,9 | 59,9 |