Планирование расходов бюджета на социальные цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирование затрат на содержание и развитие социальной сферы. Целью контрольной работы является рассмотрение особенностей финансирования в социальной сфере.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

- рассмотреть характеристику социальной сферы;

- описать процесс финансирования социальной сферы;

- раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Содержание

Введение
1. Экономическое содержание расходов на социальные цели
2 Направление расхода бюджета на социальные цели
2.1 Расходы на образование
2.2 Расходы в области социально-культурной системы
2.3 Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт
2.4 Расходы на социальную политику
2.5 Фонд обязательного медицинского страхования
3. Динамика расходов бюджета на социальные цели
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

конт..doc

— 286.50 Кб (Скачать)

2.2 Расходы в области социально-культурной системы

 

      Социально-культурное развитие включает в себя: культуру, искусство, средства массовой информации, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

      Культура - исторически определенный уровень  развития общества, творческих сил  и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура включает в себя результаты познания произведений искусства, нормы морали и права. Культура меняется с переходом от одной формации к другой, при этом наследуется все ценное в культуре прошлого. После социалистической революции в России утверждалась культура социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам и интернациональная по своему духу и характеру. Функции культуры в современных условиях состоят в обогащении человека духовными и научными ценностями.

      Комплекс "Культура" как отрасль представляет собой совокупность учреждений и организаций, решающих задачи обогащения человека духовными и научными ценностями. С культурой тесно связано искусство и кинематография. Искусство - художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, а также живопись. Кинематография - отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, один из массовых видов искусства, важное средство политической и научной пропаганды. Средства массовой информации - систематическое распространение сообщений через печать, радио, телевидение, кино с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей, распространение культуры, рекламы. Учреждения культуры и искусства не могут быть обеспечены только рынком, они поддерживаются обществом. Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

      Выполняя  комплекс задач по идеологическому  и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство  общества, культура, так же как и  образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.

      Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство  берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

      осуществлять  бюджетное финансирование государственных  и в необходимых случаях негосударственных  организаций культуры;

      стимулировать бюджетное финансирование посредством  предоставления налоговых льгот  предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

      устанавливать особый порядок налогообложения  некоммерческих организаций культуры;

      способствовать  развитию благотворительности в области культуры;

      осуществлять  поддержку малообеспеченных граждан.

      Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь  направлена на обеспечение необходимых  условий для реализации конституционных  прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.

      Ежегодно  на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30% доходов  консолидированного бюджета России (7-8% ресурсов федерального бюджета и 45-47% бюджетов территорий). Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ: библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России (1,3% бюджета). Источником финансирования организаций культуры субъектов РФ выступают региональные бюджеты. Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры.

2.3 Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт

 

      Здравоохранение - система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению  болезней и продлению жизни человека. В России по Конституции РФ (ст.41) каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов. С 1993 г. в соответствии с действующим законодательством происходит поэтапное реформирование систем организации, финансирования и управления здравоохранением на основе программно-целевых методов планирования с постепенным внедрением механизма медицинского страхования. В настоящее время модель финансового обеспечения здравоохранения включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций, ресурсы ведомств и организаций, благотворительные источники, финансирование научных исследований медицины. Направление использования: программы лекарственного обеспечения, финансирование расходов на содержание станций скорой помощи, туберкулезных, онкологических диспансеров и др., содержание стационаров, содержание амбулаторно-клинических учреждений. Реформа предполагает разработку и реализацию на региональном, городских уровнях целевых программ, которые направлены на обеспечение гарантированных объемов и повышение качества мед. помощи; развитие высокоспециализированных видов мед. помощи и др. Основным фактором роста социально-экономических результатов от здравоохранения являются строительство новых и расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшение медицинского обслуживания. Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В Законе РФ от 22 июля 1993 г. №5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" отмечено, что государство гарантирует каждому человеку доступность медико-социальной помощи и социальную защищенность в случае утраты здоровья. Данные принципы свидетельствуют о том, что изначально государством гарантирован лишь определенный объем медицинских услуг. Реализация указанных услуг осуществляется в специально создаваемых для этих целей субъектах хозяйствования, представляющих собой сеть учреждений (организаций) здравоохранения.

      Ниже  приведен перечень заболеваний и  видов медицинской помощи, предоставляемой  населению бесплатно:

      Скорая  медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.

      Амбулаторно-поликлиническая  помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому.

      Стационарная  помощь при острых заболеваниях и  обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при патологии беременности, родах и абортах; при плановой госпитализации с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации.

      Медицинская помощь, оказываемая в дневных стационарах всех типов.

      За  счет средств бюджетов всех уровней  финансируется также:

      Дорогостоящие виды помощи, перечень которых утверждается органом управления здравоохранения  субъекта РФ; льготное лекарственное  обеспечение и протезирование отдельных категорий граждан;

      Медицинская помощь, оказываемая фельдшерско-акушерскими  пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, детскими санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской и патологоанатомической экспертизы, станциями переливания крови, санитарной авиацией и т.п.;

      Мероприятия по реализации целевых программ, утвержденных органами государственной власти, субъектов  РФ, местной администрацией;

      Научные исследования;

      Медицинская помощь при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф  и др.;

      Страхование неработающих граждан.

      В целом показатели структуры и  динамики источников финансирования отрасли  характеризуют действительный уровень социальной защиты населения в области здравоохранения.

      Специфика расходов на физическую культуру и  спорт.

      Специфика услуг отрасли "физическая культура и спорт" обусловлена выполняемыми различными социально-экономическими функциями - воспитательной, лечебно-оздоровительной, воспроизводственной, информационно-развлекательной, развивающей, национально-патриотической, оборонной, рекламной. В зависимости от характера услуг их можно сгруппировать по видам или направлениям.

      Первая  группа включает в себя предоставление услуг государственной значимости. В нее входят спорт высших достижений, включая подготовку спортсменов для сборных команд страны; физическая подготовка военнослужащих и кадров правоохранительных органов; услуги физического воспитания в системе государственного образования; услуги лечебной физкультуры в системе государственного здравоохранения, обязательного медицинского страхования, санаторно-курортного обслуживания; развитие массовой физической культуры и спорта среди населения.

      Ко  второй группе относится добровольно-общественный сектор, в котором предоставляются спортивные услуги ограниченного доступа. К числу добровольно-общественных некоммерческих организаций относятся спортивные клубы, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, союзы и другие организации, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта в стране на добровольной основе.

      Третья  группа представляет собой предприятия  и организации смешанных форм собственности. В нем наряду с  коммерческими могут предоставляться социально значимые услуги физической культуры и спорта.

      Основу  четвертой группы составляет частный  капитал. Товары и услуги здесь производятся и реализуются на коммерческой основе. В состав этой группы включаются организации  профессионального спорта, спортивно-зрелищные предприятия, индивидуальная предпринимательская деятельность спортсменов и тренеров.

      Согласно  Федеральному закону от 29 апреля 1999 г. № 80 -ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", государство берет на себя обязанности обеспечивать развитие физической культуры и спорта, поддерживать физкультурное движение и олимпийское движение России и с этой целью обеспечивает:

      Финансирование  за счет средств бюджета мероприятия  в области физической культуры и  спорта, в том числе мероприятия по подготовке и участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях;

Информация о работе Планирование расходов бюджета на социальные цели