Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:04, отчет по практике
Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы Банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления Банком.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О СОЗДАНИИ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ………………………………….4
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ…………………………………13
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ…………………………………15
ГЛАВА 4. ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ РАБОТНИКОВ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ…………………………………18
ГЛАВА 5.МЕХАНИЗМ СОСТАВЛЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ…………………………………………25
ГЛАВА 6. ФОРМЫ И СТИЛИ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ…………...29
ГЛАВА 7. ТИПОЛОГИЯ БАНКОВ ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ…....32
ГЛАВА 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКОВ…………….34
ГЛАВА 9. КОМПЛЕКС УСЛУГ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………42
ГЛАВА 10. ВЕДЕНИЕ БАНКОВСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ…………………....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………50
Расширилось участие сбербанка России в обслуживании экспортно-импортных операций. При общем снижении в 1998 году внешнеторгового оборота страны объём оборота, обслуживаемого Банком, сохранил устойчивую тенденцию к росту.
Наращивая своё присутствие на приоритетных сегментах финансового рынка, Сбербанк России стремится обеспечить адекватное увеличение собственного капитала, диверсифицировать ресурсную базу, повысить рентабельность работы.
Существенные позитивные изменения претерпела структура размещения средств Сбербанка России. Банк решительно переориентировал свою деятельность с рынка ГКО на реальный сектор экономики. На начало 1999 года 50% средств его кредитного портфеля приходилось на промышленность и строительство. Финансовые ресурсы направлялись главным образом на развитие базовых отраслей, а также в производство высокотехнологичной продукции. Активизировались операции Сбербанка России на рынке драгоценных металлов. В 1,5 раза выросла покупка золота в слитках у золотодобывающих предприятий, расширилось предсезонное кредитование этих предприятий.
Можно
выделить, что в 1998 году он внёс существенный
вклад в преодоление
Приоритетным
направлением деятельности Сбербанка
России в послекризисный период является
кредитование реального сектора
экономики. Наиболее крупные кредиты
были предоставлены предприятиям газовой,
нефтеперерабатывающей, химической и
пищевой промышленности, а также
экспортным проектам оборонной промышленности
и телекоммуникаций. Подобная динамика
и структура кредитного портфеля
Банка – важное свидетельство
его участия в подъёме
Динамичность и устойчивость работы банка в период кризиса и после него получили оценку на международном уровне: Сбербанк России включён в список крупнейших компаний Восточной Европы за 1999 год, подготовленный газетой Financial Times; международное рейтинговое агентство Fitch IBCA в апреле 2000 года повысило долгосрочный и краткосрочный рейтинги Сбербанка России. Агентство в очередной раз оценило кредитоспособность Банка на уровне платёжеспособности России, приравняв рейтинг Сбербанка России к суверенному.
Успешно
завершив выполнение принятой в 1996 году
Концепции развития, Сбербанк России
достиг главной стратегической цели
– стал универсальным кредитным
институтом, оставаясь лидером на
розничном рынке банковских услуг,
расширил своё присутствие на всех
других сегментах российского
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Организационная структура
банка – внутренняя организация
работы кредитного учреждения, с помощью
которой структурируются и
С помощью организационной структуры осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение целей, которые ставит перед собой банк.
В современном менеджменте
существует несколько моделей
Механистическая структура наиболее традиционная. Каждое отдельное подразделение специализируются на своем круге операций. Механистические структуры бывают двух видов:
1. Функциональные (или линейно-функциональные) подразделения создаются для решения определенных задач. При такой структуре в крупных кредитных организациях создается вертикальная иерархия департаментов, которые делятся на управления, а те в свою очередь – на отделы, отделы – на сектора, сектора – на группы и т. д. Функциональное деление чаще всего используется небольшими и средними кредитными организациями. В его основе – пооперационное разделение структур. Например, создаются валютный, кредитный, операционный отделы и т. п.
2. Дивизионная структура, при которой деление организации ориентировано на потребителя, продукт или регион. В обязанности сотрудников соответствующих управлений входит полное обслуживание клиентов по всем видам оказываемых банком услуг. Они обязаны уметь объяснить правила предоставления услуг и дать свои рекомендации по возможным операциям.
Чаще всего структурно
сотрудники поделены на два-три управления:
по работе с физическими лицами,
обслуживанию юридических лиц, иногда
создается специальное
Органические структуры – альтернатива механистическим – ориентированы на быстрые изменения окружающей среды. К этой группе относятся такие структуры:
– проектная, действует для реализации отдельно взятого проекта;
– матричная, представляет собой совмещение традиционных механистических структур с проектным подходом к реализации целей.
Организационная структура кредитных организаций не регулируется законодательно. Каждый банк вправе выбирать собственную систему.
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ.
Правовое регулирование банковской деятельности, в том числе и кредитования, осуществляется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Банка России. В регулировании банковского кредитования значительное место принадлежит также деловым обыкновениям и банковским обычаям.
Переход к рынку обусловил реформирование всей банковской системы России. Ее создание относится к началу 1991 г. после принятия 2 декабря 1990 г. двух законов РФ: «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». К сожалению, существовавшие пробелы в банковском законодательстве, противоречия, коллизии норм привели к серьезным злоупотреблениям в кредитно-банковской сфере, к росту экономических преступлений, возникновению финансовых пирамид, нанесших огромный ущерб отдельным лицам и обществу в целом. Возникла необходимость в усовершенствовании банковского законодательства, которое в наибольшей мере отражало бы специфику формирования рынка в нашей стране и эффективнее регулировало банковскую сферу. Соответственно в 1995 и 1996 гг. были приняты новые редакции федеральных законов о Центральном банке Российской Федерации и о банках и банковской деятельности.
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.) банковская система Российской Федерации включает в себя: Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Первый уровень представляет Банк России – главный банк Российской Федерации. С целью осуществления согласованных мер по реализации экономической политики Правительства председатель ЦБ РФ участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ участвуют в заседаниях Совета директоров Центрального банка РФ с правом совещательного голоса.
Правовое положение ЦБ РФ и его взаимоотношения с банками и другими кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой стороны – Банк России является юридическим лицом, вступающим в определенные отношения с банками и другими кредитными организациями.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» его уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью. Он призван осуществлять следующие основные цели: защиту и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью ЦБ РФ.
Для реализации названных целей ЦБ РФ наделен правом осуществлять следующие функции:
– во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
– монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;
– быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;
– устанавливать правила осуществления расчетов в РФ;
– устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
– осуществлять государственную регистрацию кредитных организаций; выдавать и отзывать лицензии у кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
– осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;
– осуществлять валютное регулирование и валютный контроль;
– осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами
ГЛАВА 4 ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ РАБОТНИКОВ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Согласно ст.61 Трудового кодекса РБ от 26.09.2008 № 296-З (с учетом последних изменений, внесенных Законом РБ от 24.12.2007 № 299-З) отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам и присвоение работнику соответствующей квалификации осуществляется в порядке, предусмотренном коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.
Таким образом, для наименования должности служащего банка и соответственно разработки его должностной инструкции применяются квалификационные характеристики должностей служащих, содержащиеся в выпусках Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД). Так, квалификационные характеристики должностей работников, характерные для организаций, занятых банковской деятельностью, содержатся в выпуске 33 ЕКСД. Кроме того, для наименований должностей работников банков применяются квалификационные характеристики, общие для всех видов экономической деятельности (главный бухгалтер, начальник отдела, начальник управления, менеджер, экономист, бухгалтер, инженер, кассир, инженер-программист и др.).
При разработке должностной инструкции служащего необходимо руководствоваться следующими правилами.
В соответствии с Общими
положениями Единого
Конкретный перечень должностных
обязанностей служащего с учетом
особенностей организации производства,
труда и управления, а также
их права и ответственность
Должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом, который разрабатывается и утверждается в организации самостоятельно.
Должностные инструкции, как правило, не разрабатываются на руководителей организаций, руководителей структурных подразделений.
Следовательно, права, обязанности, полномочия и ответственность руководителя банка определяются в соответствующих учредительных документах, а руководителей структурных (обособленных) подразделений - в положениях об этих подразделениях.
Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации, структурных подразделений, других уровней управления определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей.
На заместителя руководителя банка (обособленного структурного подразделения) возлагаются должностные обязанности соответствующего руководителя по управлению определенным направлением (видом) деятельности, а также выполнение обязанностей в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения).
Распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя.
При разработке должностных инструкций следует иметь в виду, что в процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств при условии проведения мероприятий по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга трудовых функций служащих, обусловленных их должностными обязанностями. В таких случаях в должностные обязанности работника в установленном порядке нанимателем вносятся изменения и дополнения, предусматривающие выполнение обязанностей, содержащихся в квалификационных характеристиках других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации и изменения наименования должности.
Кроме того, следует учитывать,
что должностные обязанности, требования
к знаниям и квалификации производных
должностей служащих (ведущих специалистов,
заместителей руководителя организации,
заместителей руководителей структурных
подразделений и др.) определяются
на основе содержащихся в ЕКСД характеристик
соответствующих базовых