Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 18:14, дипломная работа
В настоящее время актуальными становятся вопросы, связанные с выработкой органами местного самоуправления подходов, способствующих укреплению финансовой базы муниципального образования, улучшением формирования и исполнения средств местных бюджетов, что помогло бы улучшению бюджетной системы в целом, так как местные бюджеты являются важной составляющей государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. теоретические основы бюджетного процесса и его особенности на муниципальном уровне
1.1. Процесс исполнения бюджета в муниципальном образовании
1.2. Бюджетные полномочия муниципальных образований
1.3. Особенности формирования доходов и расходов бюджетов на муниципальном уровне
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА ТОРЖОКСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Характеристика особенностей бюджетного процесса в МО «Торжокский район»
2.2. Анализ доходной части бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса
2.3. Анализ исполнения муниципального бюджета по расходам
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
3.1. Мероприятия, направленные на увеличение доходов местных бюджетов
3.2. Мероприятия по оптимизации расходов местных бюджетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………
2
На тему: Особенности организации исполнения бюджета на местном уровне (на примере Торжокского района Тверской области)
КАЛУГА – 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. теоретические основы бюджетного процесса и его особенности на муниципальном уровне
1.1. Процесс исполнения бюджета в муниципальном образовании
1.2. Бюджетные полномочия муниципальных образований
1.3. Особенности формирования доходов и расходов бюджетов на муниципальном уровне
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА ТОРЖОКСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Характеристика особенностей бюджетного процесса в МО «Торжокский район»
2.2. Анализ доходной части бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса
2.3. Анализ исполнения муниципального бюджета по расходам
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
3.1. Мероприятия, направленные на увеличение доходов местных бюджетов
3.2. Мероприятия по оптимизации расходов местных бюджетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальными становятся вопросы, связанные с выработкой органами местного самоуправления подходов, способствующих укреплению финансовой базы муниципального образования, улучшением формирования и исполнения средств местных бюджетов, что помогло бы улучшению бюджетной системы в целом, так как местные бюджеты являются важной составляющей государственного бюджета.
В связи с демократизацией государственного устройства и управления в России значительное развитие приобретает местное самоуправление. Местное самоуправление осуществляется территориальными обществами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общественные интересы территориальных обществ сел, поселков, городов. В соответствии с принципом материально-финансовой самостоятельности местные представительские и исполнительные органы власти для исполнения возложенных на них обязанностей формируют, распределяют и используют централизованные фонды средств.
Именно местным бюджетам на современном этапе развития страны уделяется значительное внимание, поскольку они являются гарантом финансового обеспечения развития регионов.
Интересы экономической независимости государства, его финансовой стабильности требуют создания системы принципиально новых межбюджетных отношений, их прозрачности и четкости.
Стабильные и достаточные финансы микроуровня - важный источник внутренних инвестиционных ресурсов.
В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Через местные финансы государство активно проводит социальную политику, финансируя местные учреждения образования, медицины, коммунального обслуживания населения и т. д.
Перспективы социально-экономического развития муниципального образования напрямую связаны с уровнем финансового обеспечения конкретной территории. В сложившихся условиях экономического развития страны и дотационности большинства территорий РФ на первый план выдвигаются задачи эффективного управления финансовыми ресурсами территории, наращивания финансовых ресурсов, являющихся основным фактором реализации местного самоуправления.
При формировании бюджета муниципального образования остро возникает вопрос о недостатке собственных финансовых ресурсов, вследствие этого привлекается финансовая помощь из бюджетов вышестоящего территориального уровня. В результате высокого роста расходов по сравнению с доходами большинство муниципальных образований являются дотационными. Эти проблемы являются ключевыми при формировании и исполнении местных бюджетов муниципальных образований.
Все выше изложенное и обуславливает актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Целью дипломной работы является выявление проблем формирования и эффективного использования финансовых ресурсов органов местного самоуправления, на основе анализа бюджета муниципального образования, и определение путей их решения.
Для достижения цели в дипломной работе решались следующие задачи:
1. Проведен анализ особенностей формирования доходной и расходной частей бюджета муниципального образования;
2. Проведен анализ исполнения бюджета муниципального образования за трехлетний период (на примере муниципального образования «Торжокский район» Тверской области);
3. Выявлены проблемы в процессе формирования и исполнения бюджета муниципального образования;
4. Предложены мероприятия для решения проблем формирования и исполнения местных бюджетов.
Предметом исследования дипломной работы являются процесс формирования и эффективного использования финансовых ресурсов бюджета муниципального образования.
Объектом исследования выступает бюджет муниципального образования.
Субъект исследования - муниципальное образование «Торжокский район» Тверской области.
Источниками информации при написании дипломной работы послужили: нормативно-законодательные акты федеральных органов власти, органов власти субъекта РФ, органов власти местного самоуправления; труды отечественных авторов по данной проблеме; финансовая отчетность Финансового отдела администрации Торжокского района Тверской области за 2008-2010г.г.
При написании дипломной работы были использованы следующие методы научных исследований: монографический; абстрактно-логический; аналитический, метод сравнения.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и изложена на 74 страницах печатного текста. Работа содержит 4 рисунка, 4 таблицы, 5 приложений. Библиографический список составляет 49 литературных источников.
1.1. Процесс исполнения бюджета в муниципальном образовании
Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет[1, ст.132]. Федеральный закон от 6 октября 2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также указывает на необходимость контроля исполнения местного бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется на основе требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, иным федеральным законодательством, а также законами субъектов РФ. Под бюджетным процессом следует понимать регламентируемую нормами муниципального и финансового права деятельность органов местного самоуправления и других участников по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению местного бюджета, а также контролю за его исполнением и утверждению отчетов о его исполнении [34, ст. 18].
Бюджетный процесс состоит из следующих этапов:
1) прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики на следующий год (осуществляется местной администрацией в мае - июле текущего года);
2) формирование местного бюджета (осуществляется органами местного самоуправления в июле - ноябре текущего года);
3) утверждение бюджета (производится представительным органом муниципального образования в ноябре - декабре текущего года);
4) исполнение бюджета (осуществляется местной администрацией в январе - декабре отчетного года);
5) завершение операций по исполнению бюджета, составление отчета об исполнении бюджета (осуществляется местной администрацией в январе - феврале года, следующего за отчетным);
6) утверждение отчета об исполнении бюджета (производит представительный орган муниципального образования в феврале - апреле года, следующего за отчетным) [16, ст.3].
На этапе прогнозирования экономического и социального развития и определения бюджетно-финансовой политики на следующий год за основу берутся данные социально-экономического развития территории за последний отчетный период, а также прогноз социально-экономического развития муниципального образования до конца базового года и рассматриваются тенденции развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год.
Перспективный финансовый план - это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджетный план, который корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
Законы субъектов Российской Федерации о бюджетных правах местного самоуправления содержат следующий перечень рабочей документации, подготавливаемой к проекту местного бюджета:
а) бюджетное послание главы муниципального образования, которое включает краткое изложение ожидаемых итогов деятельности за год, предшествующий планируемому, и постановку задач на планируемый год;
б) анализ тенденций социально-экономического развития муниципального образования, охватывающий период не менее двух лет, предшествующих году его составления;
в) прогноз основных показателей социально-экономического развития муниципального образования на бюджетный год;
г) перечень и описание муниципальных программ социально-экономического развития;
д) план доходов и расходов местного бюджета с выделением всех планируемых доходов, сборов и расходов по разделам функциональной бюджетной классификации;
е) средства в доходной и расходной частях местного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию;
ж) перечень налоговых льгот, действующих на территории муниципального образования, и суммы выпадающих доходов в связи с предоставлением указанных льгот;
з) перечень защищенных статей расходов местного бюджета (например, заработная плата депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления, муниципальным служащим; отчисления на медикаменты, питание и т.п.);
и) перечень и ставки местных налогов, сборов и других обязательных платежей, действующих на территории муниципального образования;
к) норматив оборотной кассовой наличности по местному бюджету;
л) сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, входящих в состав муниципального образования;
м) расчет по доходам и расходам бюджета;
н) сведения о целевых и резервных фондах;
о) иные документы, перечень и содержание которых устанавливаются решением органов местного самоуправления.
На втором этапе, на основе и в соответствии с прогнозом социально-экономического развития муниципального образования составляется баланс финансовых ресурсов - баланс всех доходов и расходов муниципального образования. Данный баланс является базой для составления проекта бюджета.
Непосредственное составление проекта бюджета осуществляют финансовые органы муниципального образования. В целях своевременного и качественного составления проекта бюджета финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов других уровней бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.
Следующий этап - утверждение бюджета. Проект местного бюджета выносится исполнительным органом на рассмотрение представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение местного бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования[4, ст.35].
Этап исполнения бюджета предполагает полное и своевременное поступление всех предусмотренных доходов и финансирование всех запланированных расходов. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает казначейское исполнение бюджетов. Соответственно, муниципальное образование должно либо создать муниципальное казначейство, либо заключить соглашение о кассовом обслуживании местного бюджета органами федерального или регионального казначейства или казначейства иного муниципального образования. Обслуживание исполнения бюджетов городских и сельских поселений может осуществляться казначейством, обслуживающим бюджет соответствующего муниципального района.