Особенности организации исполнения бюджета на местном уровне (на примере Торжокского района Тверской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 18:14, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время актуальными становятся вопросы, связанные с выработкой органами местного самоуправления подходов, способствующих укреплению финансовой базы муниципального образования, улучшением формирования и исполнения средств местных бюджетов, что помогло бы улучшению бюджетной системы в целом, так как местные бюджеты являются важной составляющей государственного бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. теоретические основы бюджетного процесса и его особенности на муниципальном уровне
1.1. Процесс исполнения бюджета в муниципальном образовании
1.2. Бюджетные полномочия муниципальных образований
1.3. Особенности формирования доходов и расходов бюджетов на муниципальном уровне
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА ТОРЖОКСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Характеристика особенностей бюджетного процесса в МО «Торжокский район»
2.2. Анализ доходной части бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса
2.3. Анализ исполнения муниципального бюджета по расходам
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
3.1. Мероприятия, направленные на увеличение доходов местных бюджетов
3.2. Мероприятия по оптимизации расходов местных бюджетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом .(19 мая).doc.doc

— 724.50 Кб (Скачать)

1. проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению;

2. содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами;

3. установление экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам.

В целях обеспечения полноты учета налогоплательщиков, представляется целесообразным проведение органами местного самоуправления работы по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также разъяснительной работы с физическими лицами, которые являются потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц.

В целях реализации прав органов местного самоуправления по установлению налоговых льгот рекомендуется утвердить порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности, а также предусмотреть введение процедуры запрета по рассмотрению проектов решений, предусматривающих предоставление и пролонгацию налоговых льгот без соответствующей оценки.

При этом критериями оценки эффективности предоставления налоговых льгот должны быть:

1. обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для муниципальных образований направлений хозяйственной деятельности и стимулирование участия в реализации программ социально-экономического развития муниципального образования;

2. создание необходимых экономических условий для развития инновационной и инвестиционной деятельности;

3. оказание благоприятных экономических условий для деятельности предприятий, применяющих труд социально-незащищенных категорий населения.

В целях сокращения и ликвидации недоимки, рекомендуется создание координационной комиссии с участием работников администрации, финансовых и налоговых органов и других заинтересованных структур.

При этом основными направлениями работы указанной комиссии будут являться:

- анализ состояния платежной дисциплины предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;

- разработка мер по недопущению недоимки в местный бюджет по местным налогам, а также другим закрепленным доходным источникам;

- разработка предложений по реструктуризации недоимки по налогам и сборам в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, включая установление сроков и разработку поэтапных мероприятий по ее сокращению.

В целях увеличения доходной части местных бюджетов необходимо разработать комплекс мер по поступлению неналоговых доходов, так как муниципальные образования имеют реальные возможности по мобилизации неналоговых доходов.

Увеличению доходов от использования муниципального имущества способствует систематизация сведений о его наличии и использовании. В этой связи рекомендуются следующие мероприятия:

- проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного (бесхозного) и установления направления эффективного его использования;

- определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование;

- выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;

- установление перечня имущества, подлежащего передаче под залог, в доверительное управление и расчет объемов доходов, поступающих в бюджет;

- утверждение программы приватизации муниципального имущества и поступления средств в бюджет.

 

 

3.2. Мероприятия по оптимизации расходов местных бюджетов

 

Сокращение собственных (налоговых и неналоговых) доходов бюджета муниципального образования «Торжокский район» и объема поступлений от других бюджетов вынуждает пересмотреть ранее принятые на перспективу сценарные условия, предусматривающие ежегодное увеличение расходов.

Главной задачей при подготовке бюджета является формирование такого объема бюджетных обязательств, который бы соответствовал реальному прогнозу собственных (налоговых и неналоговых) доходов и гарантированному объему поступлений от бюджетов других уровней.

Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы при формировании бюджета муниципального образования и бюджетов поселений дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов.

Органам местного самоуправления муниципального образования «Торжокский район» необходимо обеспечить режим жесткой экономии бюджетных средств не только за счет прямого сокращения непервоочередных и неприоритетных ассигнований, но и за счет повышения эффективности использования бюджетных средств, применения современных методов предоставления муниципальных услуг, оптимизации структуры расходов, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, придания расходам более адресного характера.

При подготовке мероприятий по оптимизации расходов местных бюджетов следует исходить из того, что основными условиями рационального и эффективного расходования бюджетных средств являются:

составление и ведение реестра расходных обязательств муниципального образования.

Рекомендуется проведение анализа реестра расходных обязательств с учетом объективных бюджетных потребностей и обоснованности осуществления расходов, то есть соответствие расходов на оказание муниципальных услуг экономически обоснованным затратам и качеству этих услуг.

В целях выполнения функций и задач органов местного самоуправления при проведении оценки расходных обязательств рекомендуется осуществить следующие мероприятия:

- определить объемы, структуру и размеры бюджетных расходов в соответствии с направлениями использования и поставленными целями;

- утвердить перечень мероприятий, программ, проектов, а также категорий получателей бюджетных средств;

- установить конкретный порядок финансового обеспечения и исполнения расходных обязательств;

- утвердить методики оценки стоимости расходных обязательств.

Финансовым органам муниципальных образований следует максимально эффективно планировать деятельность распорядителей бюджетных средств, управлять бюджетными целевыми программами различного уровня, используя реестры расходных обязательств как инструмент бюджетного планирования и анализа. При этом рекомендуется формировать отчеты о результатах и основных направлениях деятельности.

Органам местного самоуправления МУ «Торжокский район» необходимо повести оценку эффективности расходования бюджетных средств.

Для осуществления этой работы необходимо провести функциональный и количественный анализ бюджетного сектора, который заключается в составлении сравнительных таблиц фактически достигнутых производственных показателей бюджетных учреждений, осуществляющих функции в сферах, относящихся к вопросам местного значения и нормативов обеспечения соответствующими бюджетными услугами.

По результатам такого анализа следует составить примерный план оптимизации бюджетного сектора включающий в себя:

1. проведение оценки потребности в бюджетных учреждениях с учетом необходимой потребности и обеспеченности муниципальными услугами:.

2. присоединение отдельных учреждений (объединение нескольких) к другим организациям или ликвидация учреждений.

Кроме того, рекомендуется совершенствовать процедуры осуществления инвестиций на территориях муниципальных образований путем:

- проведение оценки обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры муниципального образования;

- установление критериев оценки эффективности предоставления и использования бюджетных средств в инвестиционные проекты с учетом сроков их реализации;

Одним из существенных резервов экономии средств местных бюджетов является межмуниципальная кооперация, которая подразумевает объединение усилий нескольких муниципальных образований по совместному предоставлению гражданам муниципальных услуг.

В ряде отраслей возможно совместное финансирование учреждений, служб, или предоставление муниципальной услуги другим муниципальным образованиям. Например, в сфере образования можно осуществлять совместное содержание детских оздоровительных лагерей, учреждений дополнительного образования; в здравоохранении - родильных домов, поликлиник, станций скорой медицинской помощи и т.п.

Такой подход позволит муниципальным образованиям соблюсти взаимный интерес путем максимальной нагрузки имеющихся муниципальных учреждений, получая при этом финансовые средства из соответствующих бюджетов, с одной стороны и, избегая необходимости расходования бюджетных средств на строительство новых муниципальных учреждений, - с другой.

Следует уделить особое внимание формированию эффективной структуры органов местного самоуправления, органов управления муниципальными предприятиями, учреждениями, исключая дублирующие функции данных органов с целью сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления и аппарата управления муниципальными предприятиями и учреждениями.

При этом следует предусмотреть меры по дальнейшей оптимизации функциональной деятельности указанных органов путем сокращения и ликвидации несвойственных им направлений деятельности, объединение отдельных функций в одном специализированном органе в интересах всех организаций муниципалитета с соответствующим сокращением должностей, исполняющих аналогичные функции в этих организациях.

Кроме того, сокращение расходов местного бюджета может быть достигнуто в результате оптимизации численности работников бюджетной сферы муниципального образования и дальнейшего соблюдения установленного уровня. При этом рекомендуется обеспечить зависимость между количеством сотрудников, объемом местных бюджетов и численностью обслуживаемого населения.

Для достижения поставленных целей в процессе оптимизации расходов, направляемых на поддержку жилищно-коммунальных предприятий, необходимо обеспечить решение следующих основных задач:

- осуществление финансового оздоровления жилищно-коммунального сектора, повышение собираемости платежей населения;

- осуществление оптимизации сектора муниципальных предприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- обеспечение условий для выбора собственниками жилья способа управления на уровне многоквартирного дома, демонополизация рынка управленческих услуг.

В целях экономии бюджетных средств муниципальных образований рекомендуется привести тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения в соответствие с региональными стандартами и экономически обоснованными расходами, а также соблюдать предельные индексы изменения размера платы за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Органам местного самоуправления необходимо способствовать внедрению ресурсосберегающих технологий, экономии материалов, приборов измерения и контроля. В этой связи рекомендуется:

- устанавливать бюджетным учреждениям лимиты в натуральных показателях на потребление электро- и теплоэнергии, воды, приобретение расходных материалов, текущие ремонты и т. д.;

- использовать внедрение системы регулирования расхода теплоносителя на объектах бюджетной сферы в зависимости от температуры воздуха, стоимости работ и т.д.;

- проводить обучение персонала и осуществлять образовательную деятельность в области энергосбережения.

При недостаточном обеспечении доходными источниками принятых расходных обязательств местный бюджет утверждается с дефицитом в пределах норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При этом муниципальное образование определяет источники покрытия дефицита местного бюджета.

Одним из основных источников финансирования дефицита местного бюджета являются поступления от продажи муниципальной собственности, в том числе земельных участков.

При этом следует иметь в виду, что данные поступления нельзя рассматривать в качестве постоянного источника финансирования дефицита местного бюджета, так как они носят единовременный характер.

Привлечение кредитных ресурсов необходимо осуществлять по наиболее выгодным условиям их предоставления, используя практику проведения конкурсов среди кредитных организаций.

Рекомендуется использовать муниципальные ценные бумаги, как источники финансирования дефицита местного бюджета. Очевидно, что это имеет ряд преимуществ перед заемными средствами в кредитных организациях, в том числе по стоимости выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами, регистрации активов и оформлению гарантированного обеспечения.

Для решения единых задач, стоящих перед органами местного самоуправления муниципальных образований-поселений, может оказаться полезным объединение  и укрупнение некоторых муниципальных образований поселений. Это поможет объединить усилия различных муниципалитетов для финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований-поселений.

Информация о работе Особенности организации исполнения бюджета на местном уровне (на примере Торжокского района Тверской области)