Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:36, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение исследования учета расчетов по оплате труда на конкретном объекте, анализ действующей системы и форм оплаты труда, выяснение их недостатков, проведение анализа использования фонда оплаты труда на предприятии.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выяснить экономическую сущность заработной платы, порядок ее формирования и принципы законодательного регулирования в РФ;
- рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда;
- изучить порядок организации заработной платы;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические и правовые основы организации оплаты труда
1.1 Нормативно-законодательное регулирование учета оплаты труда в РФ
1.2 Формы и системы оплаты труда
ГЛАВА 2. Организация учета расчетов по оплате труда на примере областного государственного учреждения здравоохранения «Новосибирская областная психиатрическая больница № 6 специализированного типа»
2.1 Организационная характеристика и структура управления ОГУЗ «НОПБ № 6 специализированного типа»
2.2 Особенности бухгалтерского учета
2.3 Начисление заработной платы. Порядок расчета
2.4 Удержания из заработной платы работника
2.5 Особенности расчета отпускных медицинских работников
2.6 Учет расчетов по социальному страхованию
ГЛАВА 3. Анализ оплаты труда на примере областного государственного учреждения здравоохранения «Новосибирская областная психиатрическая больница № 6 специализированного типа»
3.1 Анализ организации заработной платы на предприятии
3.2 Мероприятия по повышению эффективности организации оплаты труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
При несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В 2008 году максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать 17250 руб. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих районных коэффициентов. В Новосибирской области максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности с учетом районного коэффициента за полный календарный месяц не может превышать 20700 руб. [23, с. 41].
Пример.
Врач-психиатр отделения № 2 Простяков А.И. был временно нетрудоспособен в феврале 2008 года в течение 8 календарных дней. Заработок за расчетный период (1 февраля 2007г. – 31 января 2008г.) составил 354279 руб. (за минусом отпускных). Количество календарных дней, за которые начислена заработная плата – 337. Из расчетного периода исключается время, когда работник находился в отпуске (28 календарных дней в июле). Страховой стаж составляет 11 лет.
Средний дневной заработок, исходя из которого рассчитывается пособие по временной нетрудоспособности, составил:
354279 руб. / 337 = 1051,27 руб.
Размер дневного пособия, рассчитанного исходя из фактического заработка с учетом страхового стажа:
1051,27 руб. * 100% = 1057,27 руб.
Рассчитаем ограничение
по максимальному размеру и
20700 руб. / 29 = 713,79 руб.
Размер дневного пособия Простякова А.И. превышает максимальный размер дневного пособия, поэтому ему будет выплачено пособие в пределах максимального значения.
Размер пособия по временной нетрудоспособности за 8 календарных дней составит:
713,79 руб. * 8 дней = 5710,32 руб.
Оплата будет производиться из двух источников:
- за счет средств ОГУЗ «НОПБ № 6 специализированного типа»:
713,79 руб. * 2 = 1427,58 руб.;
- за счет средств ФСС:
713,79 руб. * 6 = 4282,74 руб.
Рассчитаем сумму НДФЛ, подлежащую удержанию из пособия:
5710,32 руб. * 13% = 742 руб.
Сумма пособия по временной нетрудоспособности к выплате составит:
5710,32 руб. – 742 руб. = 4968,32 руб.
Пособие будет выплачиваться вместе с зарплатой за февраль 2008 года.
Согласно пп.1 п.1 ст. 238 НК РФ государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, не подлежат обложению ЕСН [2, с. 287].
ГЛАВА 3 Анализ оплаты труда
на примере областного государственного
учреждения здравоохранения «Новосибирская
областная психиатрическая
3.1 Анализ организации
заработной платы на
Одной из важнейших задач исследования воспроизводства трудовых ресурсов и эффективности их использования, а также определения социальной политики государства и прогнозирования роста уровня жизни населения является анализ оплаты труда и заработной платы.
Оплата труда является стержнем общественного производства, так как затрагивает всех без исключения работников. В связи с этим на предприятии очень важно правильно сформировать и распределить фонд заработной платы.
Заработная плата всех
сотрудников предприятия в
Основные направления по анализу оплаты труда в ОГУЗ «НОПБ № 6 специализированного типа» состоят в следующем:
- определение источников оплаты труда;
- выявление порядка
- выявление структуры оплаты труда;
- сравнительный анализ по фонду заработной платы;
- анализ средней заработной платы по категориям персонала.
Оплата труда работников учреждения производится из двух источников - из средств областного бюджета и средств, полученных от предпринимательской деятельности.
Оплата труда производится
в соответствии с Положением по оплате
труда медицинского персонала. Положение
предусматривает единые принципы оплаты
труда работников учреждения, финансируемого
из областного бюджета, на основе должностных
окладов, а также выплат компенсационного
и стимулирующего характера в
пределах базового фонда оплаты труда,
утверждаемого Департаментом
Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета) направляются учреждением на выплаты стимулирующего характера [8, с.62].
Анализируя структуру фонда оплаты труда ОГУЗ «НОПБ № 6 специализированного типа» (см. табл. 3.1), можно отметить, что доля выплат по должностным окладам в отчетном периоде (2008 год) составляет основную часть (28,1%) и большую долю занимают стимулирующие выплаты (25,1%), что составляет наибольший удельный вес от фонда оплаты труда.
Таблица 3.1 - Структура фонда оплаты труда ОГУЗ «НОПБ № 6 специализированного типа»
Виды выплат |
Сумма, тыс.руб. |
Уд.вес % |
Изменения + - | |||
2007г |
2008г |
2007г |
2008г |
Сумма, тыс.руб. |
% | |
Должностной оклад |
8744,30 |
8791,20 |
33,1 |
28,1 |
+46,90 |
-5 |
Предпринимательская деятельность |
2918,20 |
2536,60 |
11,1 |
8,1 |
-381,60 |
-3 |
Доплата за дежурства |
105,70 |
125,10 |
0,4 |
0,4 |
+19,40 |
- |
Доплата за работу в ночное время |
352,00 |
374,30 |
1,3 |
1,2 |
+22,30 |
-0,1 |
Доплата за работу в выходные и праздничные дни |
337,50 |
344,20 |
1,3 |
1,1 |
+6,70 |
-0,2 |
ФОТ лиц, замещающих отпускников |
3438,50 |
3091,30 |
13,0 |
9,9 |
-347,20 |
-3,1 |
ФОТ отпускников |
4540,90 |
4159,50 |
17,2 |
13,3 |
-381,40 |
-3,9 |
Стимулирующие выплаты |
2524,20 |
7889,00 |
9,6 |
25,3 |
+5364,80 |
+15,7 |
Районный коэффициент |
3426,50 |
3932,30 |
13,0 |
12,6 |
+505,80 |
-0,4 |
Итого ФОТ |
26387,80 |
31243,50 |
100 |
100 |
+4855,70 |
0 |
Для наглядности представим структуру ФОТ в виде диаграммы (см. рис. 3.1, 3.2).
Рисунок 3.1- Структура ФОТ ОГУЗ «НОПБ № 6 специализированного типа» в 2007 году
Рисунок 3.2 - Структура ФОТ ОГУЗ «НОПБ № 6 специализированного типа» в 2008 году
Найдя доли составляющих в общем ФОТ учреждения, можно сделать вывод, что в отчетном 2008 году по сравнению с прошлым 2007 годом доли составляющих изменились значительно: доля ФЗП по должностным окладам уменьшилась на 5 %, зато наблюдается рост стимулирующих выплат на 15,7 %.
Это связано с переходом на федеральном уровне в течение 2008 года от единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений на новые системы оплаты труда для учреждений, финансируемых из федерального бюджета. Переход к отраслевым системам оплаты труда, максимально адаптированным к новым условиям хозяйствования, направлен на стимулирование работников к оказанию качественных услуг в бюджетной сфере. Движущей силой, побуждающей работников пересмотреть результаты своей работы и перейти от количества к качеству, является повышение оплаты их труда за счет применения работодателем стимулирующих надбавок и премиальных выплат, а также выплат компенсационного характера, которые играют немаловажную роль в общем объеме выплат по результатам труда[15. С. 48].
На рисунках 3.1 и 3.2 видно, что удельный вес доплат за дежурства, за работу в ночное время, за работу в выходные и праздничные дни остался неизменным.
А вот ФОТ отпускников и лиц, замещающих работников, находящихся в отпуске, значительно снизился. В 2007 году доля ФОТ лиц, замещающих отпускников составил 13,0 %, доля отпускных – 17,2 %, а в 2008 году соответственно 9,9 % и 13,3 %. Это связано с тем, что численность персонала учреждения уменьшилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 14 человек (см. табл. 3.2).
Стоит отметить тот факт,
что удельный вес фонда оплаты
труда по предпринимательской
Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии, уровня производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты.
Величина фонда заработной платы (ФЗП) определяется различными способами, для данного учреждения применяется метод прямого счета (формула 3.1):
где Чсп - среднесписочная численность работающих, человек;
Зпср - средняя заработная плата 1 работающего с доплатами и начислениями, руб.
С помощью данного метода общий фонд заработной платы может быть рассчитан исходя как из численности работающих и их заработной платы в целом по предприятию, так и по категориям и отдельным группам работников.
Общую картину состояния и тенденции развития трудовых ресурсов учреждения дает анализ изменения численности работников, проведенный по категориям персонала, что позволяет оценить также состав, структуру и качество трудовых ресурсов (см. табл. 3.2).
Таблица 3.2 - Данные для анализа численности, средней заработной платы и ФЗП по категориям персонала
Категории персонала |
2007 год |
2008 год |
Изменения |
|||||||
Численность (чел.) |
Фонд начисленной з/пл (тыс.руб) |
Средне-месячная з/пл (руб.) |
Численность (чел.) |
Фонд начисленной з/пл (тыс.руб.) |
Средне-месячная з/пл (руб.) |
Численность (чел.) |
Фонд начисленной з/пл (тыс.руб.) |
Средне-месячная з/пл (руб.) |
||
врачи |
28 |
8156,80 |
24276,00 |
25 |
9287,40 |
30958,00 |
-3 |
+1130,60 |
+6682,00 |
|
Средний медицинский персонал |
54 |
8797,50 |
13576,39 |
38 |
7873,60 |
17266,67 |
-16 |
-923,90 |
+3690,28 |
|
Младший медицинский персонал |
31 |
3022,60 |
8125,27 |
36 |
5094,20 |
11792,13 |
+5 |
+2071,60 |
+3666,86 |
|
Прочие |
41 |
6410,90 |
13030,28 |
41 |
8988,30 |
18268,90 |
- |
+2577,40 |
+5238,62 |
|
ИТОГО |
154 |
26387,80 |
14279,11 |
140 |
31243,50 |
18597,30 |
-14 |
+4855,70 |
+4318,19 |
|
Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что произошло резкое снижение в 2008 году по сравнению с 2007 годом численности среднего медицинского персонала на 16 человек. Такая текучесть кадров, особенно среднего медицинского персонала, происходит за счет того, что работа в учреждении связана с вредными и тяжелыми условиями труда, так как в больнице проходят лечение психические больные, содержащиеся под стражей. Мужчины из-за невысокой оплаты труда в учреждение не идут, а женщины не выдерживают и увольняются. В связи с этим многие вакантные должности остаются незанятыми, сохраняется значительная доля вынужденного совместительства, поэтому фонд начисленной заработной платы среднего медицинского персонала уменьшился совсем не на много, а средняя заработная плата даже увеличилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 3690 рублей и составила 17266,67 рублей.
Численность врачей снизилась на 3 человека, ФЗП врачебного персонала увеличилась на 1130,6 тыс. рублей, наблюдается рост среднемесячной заработной платы на 6682 рубля и в 2008 году она составила 30958 рублей, что является положительным моментом в связи с переходом на новые системы оплаты труда.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом численность младшего медицинского персонала увеличилась на 5 человек, годовой фонд оплаты труда младшего медицинского персонала увеличился на 2071,6 тыс. руб., а средняя заработная плата повысилась на 3666,86 рублей и составила 11792,13 рублей.
Это произошло за счет того, что в 2008 году по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем федерального бюджета, был увеличен объем средств на выплаты стимулирующего характера работникам младшего медицинского персонала ОГУЗ «НОПБ № 6 специализированного типа».
Динамику фонда оплаты труда можно наблюдать по прочему немедицинскому персоналу. Фонд начисленной заработной платы данной категории увеличился на 2577,4 тыс. рублей, среднемесячная заработная плата возросла на 5238,62 рубля и составила 18268,9 рублей.
Численность прочего персонала осталась неизменной, а это значит, что стабильность состава кадров данной категории персонала на предприятии является существенной предпосылкой роста производительности труда.
Таким образом, по результатам данного анализа можно сделать вывод, что хотя численность в целом по учреждению в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 14 человек, общий ФОТ ОГУЗ «НОПБ № 6 специализированного типа» увеличился на 4855,7 тыс.рублей, наблюдается рост среднемесячной заработной платы на 4318,19 рублей, что является положительной тенденцией.
3.2 Мероприятия по повышению
эффективности организации